Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:24, реферат
Существуют две основные школы – основательницы теории государственного управления: школа научного менеджмента Ф. Тейлора и школа человеческих отношений Э. Мейо и Ф. Ротлисбергера. Их противостояние дало возможность зарождения других школ. На данный момент известно пять основных общеизвестных школ теории государственного управления.
Школа научного менеджмента возникла в начале прошлого столетия и получила название «классическая», или «традиционная», до сих пор она считается самой распространенной школой госуправления.
3. Теории государственного управления.
Существуют две основные школы – основательницы теории государственного управления: школа научного менеджмента Ф. Тейлора и школа человеческих отношений Э. Мейо и Ф. Ротлисбергера. Их противостояние дало возможность зарождения других школ. На данный момент известно пять основных общеизвестных школ теории государственного управления.
Школа научного менеджмента возникла в начале прошлого столетия и получила название «классическая», или «традиционная», до сих пор она считается самой распространенной школой госуправления. Основным ее направлением является управленческая система, которая планируется заранее, все процессы и директивы спускаются сверху по нижним отделам. В этой школе используется метод «кнута и пряника», любые отклонения в выполнении распоряжений считаются нарушением дисциплины и процесса деятельности. Это замкнутая система, человеческий фактор мало ценится и не учитывается в процесс производства. Но в тоже время именно классическая школа дала толчок к развитию научного управления.
Школа человеческих
отношений, которая ставила
Школа эмпирическая,
основанная Г. Кунцем, направлена
на изучение и сочетание
Школа социальных систем объединяет все направления с целью выявления жизнеспособных методов управления и их интеграции в производство. Главным девизом создателей этой школы считается получение определенного удовлетворения, которое необходимо для продления процесса производства или управления.
Новая школа
науки управления основана на
применении электронно-
3.
Теории государственного
В настоящее время в теории государственного управления выделяются несколько исторически сложившихся школ и направлений. Ведущими среди них являются американская, английская, французская и немецкая.
Американская
школа имеет общую эмпирическую (т.е.
опытную) направленность своих исследований,
многие ее выдающиеся представители были
не только теоретиками, но и практиками.
В 20-30-х годах представители течения «школа
человеческих отношений» попытались объяснить
функционирование административных служб
через анализ поведения работающих в них
индивидов и групп. Наиболее известными
учеными этого направления в США в 20-50-е
годы были Мери Паркер Фоллет, Э Мэйо,А.Маслоу.
А. Маслоу разработал иерархию потребностей,
согласно которой мотивами поступков
людей являются в основном потребности
не экономические (как полагали “классики”),
а социальные, эгоистические, позволяющие
реализовать творческие возможности,
которые могут быть лишь частично и косвенно
удовлетворены с помощью денег. Основываясь
на этих выводах, А. Маслоу рекомендовал
использовать приемы управления человеческими
отношениями, включающие создание благоприятного
психологического климата в коллективе,
консультации со служащими и предоставление
им более широких возможностей для реализации
своего творческого потенциала в работе.
В 50-е годы в США возникает поведенческий
подход, в его основе стремление раскрыть
возможности человека в управленческом
процессе. В рамках подхода разработана
теория X и Y Макгрегора. Теория X гласит:
средний человек не любит трудиться и
по возможности избегает работы. Теория
Y гласит, что для человека расходовать
моральные и физические силы на работу
так же естественно, как отдыхать или играть.
Это означает, что человека можно стимулировать
на труд, если дать ему возможность полностью
раскрыться, брать на себя ответственность,
ощущать свою значимость для организации.
Мак-Грегор работал над теорией Z, в которой
пытался соединить запросы и стремления
корпорации и отдельного человека.
В английской школе экономисты рассматривали государственное управление как сферу рациональной деятельности людей. Английский политолог Б. Барри разработал концепцию “экономического типа” государственной власти, осуществляемой путем угроз и обещаний. Властные отношения в обществе Б. Барри рассматривает в понятиях выигрышей и потерь. Он полагает, что властные отношения имеют место только тогда, когда одна сторона выигрывает от их сохранения больше, чем другая, располагая возможностями добиваться повиновения последней ценой минимальных убытков. Английский философ М. Оукшотт в 50-60-е годы разработал две концепции государственного управления: целевую и гражданскую. По его мнению, эти типы в чистом виде не встречаются нигде, поскольку представляют собой идеальные теоретические конструкции. М. Оукшотт предлагает идею целевого государственного управления, где ценность человека определяется его вкладом в “общее дело”, что означает подчинение индивидуальности корпоратизму. В последнее время в английской школе появились новые подходы и направления. По мнению П. Чекланда, единственный способ изучить целостность - посмотреть на нее с возможно большего числа точек зрения.
Во
французской школе гос. управления классиком считается
Анри Файоль, его “теория администрации”
изложена в книге “Общее и промышленное
управление”. А. Файоль дал классическое
определение научному управлению: “Управлять
- значит предвидеть, организовывать, распоряжаться,
координировать и контролировать; предвидеть,
то есть учитывать грядущее и вырабатывать
программу действия; организовывать, то
есть строить двойной - материальный и
социальный - организм учреждения; распоряжаться,
то есть заставлять персонал надлежаще
работать; координировать, то есть связывать,
объединять, гармонизировать все действия
и все усилия; контролировать, то есть
заботиться о том, чтобы все совершалось
согласно установленным правилам и отданным
распоряжениям. ” А. Файоль сформулировал
14 общих принципов управления. Это разделение
труда, власть, дисциплина, единство распорядка,
единство руководства, подчинение частных
интересов общим, вознаграждение персонала,
централизация, иерархия, порядок, справедливость,
постоянство состава персонала, инициатива,
единение персонала. Сформулированные
Файолем правила в течение нескольких
десятилетий были общепринятыми. Алэн
своей работе “Элементы доктрины радикалов”
дает анализ системы административно-
Немецкая школа государственного управления является наиболее влиятельной среди европейских школ. В. Вебер считал, что на тех, кто правит, возложена задача создания административной элиты, которая должна быть легитимирована (признана) народом, общественным мнением. Концепция Эрхарда связана с повышением социальной роли государственного администрирования. Она провозглашала подчинение всех групп населения общему благу, усиление роли правительства, примирение всех классов с существующим социальным строем. В теории государственного управления широко используется теория социального конфликта, разработанная Р. Дарендорфом. Он предложил способы регулирования конфликтов на различных уровнях государственного управления. методы и методики профилактики конфликтных ситуаций, Этапов протекания конфликта, управления конфликтными процессами.
5.
Основные концепции
В самом широком смысле государство может быть охарактеризовано: как высшая форма организации человеческих сообществ; как политический союз людей, подчиненных единой верховной власти; как форма организации, имеющая главной целью выражение единой воли, обеспечение общих интересов, а также защиту прав и свобод человека.
В узком понимании, государство - это система особого типа социальных институтов, образующих организацию политической власти.
Первоначальное возникновение г
Иные процессы присущи производному возникновению государства. В этом случае государство может возникать: - в результате революций, которая коренным образом изменяет сущность и форму государства (например, во Франции в 1789 г., в России в 1917 г., в Китае и 1949 г.); - в результате организационных изменений: объединения нескольких государств в федерацию (создание СССР в 1922 г.); - при разделении государства (разделение Чехословакии в 1993 г. на Чешскую и Словацкую республики); - при сецессии - выходе части территории из состава государства мирным или вооруженным путем и провозглашения на ней самостоятельного государства (вооруженная сецессия Бенгалии из Пакистана и образование государства Бангладеш в 70-х гг.); - в ходе создания новых государств на месте прежних колоний (после Второй мировой войны, особенно в 60-70-х гг., таким путем возникло более 100 новых государств).
В настоящее время в отечественной науке доминирует многофакторный подход к первоначальному возникновению государства, в котором можно выделить четыре основных фактора: сущность человека как социального существа; выполнение «общих дел»; социальная асимметрия и связанная с этим необходимость в особом институте легитимного (законного, оправданного в представлениях людей) принуждения. Государство представляет собой многомерное явление. С одной стороны - это территориальная организация людей, посредством которой родоплеменные («кровные») взаимосвязи заменяются на общественные. Кроме того, создается структура, которая выступает нейтральной по отношению к национальным, религиозным и социальным признакам людей. Таким образом, исторически возникает новое сообщество людей.
7. Функции государства.
Функции государства - это носящие объективный, системный и взаимообусловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение.
Классификация функций государства:
1. В зависимости
от направленности решаемых
4. По принципу
разделения властей (
6. От сфер их приложения и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические). 7. От форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные). 8. На основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федерации и субъектов Федерации или, как в унитарном государстве, осуществляемые на территории единого, лишь в административном плане делимого государства). 9. В зависимости от обусловленности "природой всякого общества" (функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества - общесоциальные функции).
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.
1. Экономическая
функция выражается в