Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:53, дипломная работа
Прошло чуть больше десяти лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет с тех пор, как закончилась война.
Конкретизации
направлений торгово-
Состоявшаяся в октябре 1998 года в Урумчи встреча министров обороны КНР и РК, а также визит первого заместителя министра обороны РК - начальника Генерального штаба в Китай в июне того же года значительно активизировали контакты по линии военных ведомств.
В 1998 году продолжалась целенаправленная работа по обеспечению выполнения соглашений по вопросам границы, подписываемых раз в два года планов культурного сотрудничества, соглашения по обмену студентами. Работают соглашения в области воздушного транспорта, транзита, выполняется Консульский договор.
Торгово-экономические
связи между Казахстаном и
Китаем развиваются в целом успешно,
несмотря на отрицательное воздействие
финансового кризиса, охватившего многие
страны мира. Объем двусторонней торговли
в стоимостном выражении заметно возрос
- только за 1998 год он составил 550 млн. долл.
США, увеличившись по сравнению с аналогичным
периодом 1997 года на 18,3%. Положительный
баланс взаимной торговли в пользу Казахстана
в целом также сохранился, составив около
200 млн.долл. США.24
Вместе с тем, заметно снизился объем экспорта из Казахстана в КНР - 373,4 млн.долл. (снижение - 3,4%) при резком, более чем в два раза, увеличении импорта из КНР в Казахстан, составившем 173,5 млн.долл.
Около 90% экспорта Казахстана в КНР составили сырьевые товары. В том числе: прокат черных и цветных металлов - 42% (сталь, медь, алюминий), шерсть овечья - 14,3%, хлопок-волокно - 13,7%, кожа и шкуры - 8,6%. Остальные 10% - минеральные удобрения.(рис.3)
Структура импорта из Китая в Казахстан такова: текстильные и трикотажные изделия, пряжа - 35,5%, обувь - 9%, бытовая электротехника - 7,2%, химреактивы и другие химикаты - 6,6%, продукты питания - 22,8% (в т.ч. сахар и кондитерские изделия -9,8%, соки и прохладительные напитки - 10%).(рис.4)
Казахстанские
предприятия цветной
Привлекательной и перспективной отраслью двустороннего казахстанско-китайского сотрудничества является химическая промышленность, где налажены постоянные контакты с китайскими партнерами, проводится работа по привлечению китайского капитала для инвестирования химических предприятий Казахстана.
Сделаны практические шаги по осуществлению долгосрочной программы по производству и поставке минеральных удобрений в КНР в объеме 300 тыс.тонн в год путем создания совместных предприятий и инвестирования, развития и технического перевооружения производства минеральных удобрений в стране.
Казахстан заинтересован в возобновлении торгово-экономических связей с крупными фирмами южных провинций и свободными экономическими зонами, что могло бы положительно отразиться на обеспечении населения качественными товарами.
Проводится работа по привлечению китайских партнеров к участию в проектах по увеличению добычи нефти на нефтяных месторождениях Кенкияк и Каражанбас.
В соответствии с Программой развития и использования международных магистралей через пограничный переход Дружба-Ала-шанькоу, принятой министрами транспорта семи государств (Казахстан, КНР, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), принимаются меры по развитию станции Дружба и прилегающих к ней участков.
В соответствии с межправительственным Соглашением о международном автомобильном сообщении (1992 г.), перевозки грузов осуществляются через переходы, открытые для международного автомобильного сообщения. В декабре 1995 г. открылся автомобильный переход "Достык" для двустороннего автомобильного сообщения.
С августа 1994 г. осуществляются регулярные авиарейсы Алматы - Пекин. Эксплуатация воздушной лини между Алматы и Урумчи началась еще в 1989 г. Прорабатывается возможность открытия воздушных коридоров для транзитных полетов казахстанских воздушных судов через территорию Китая в Сеул, Ханой, Бангкок.
В настоящее время проводится совместная работа по организации строительства международной волоконно-оптической линии связи Азия-Европа: ТАЕ (Китай - Казахстан - Центральноазиатские страны СНГ - Иран - Турция - группа Европейских стран - Германия).25
В перспективе намечается сотрудничество в области поиска и разведки месторождений твердых полезных ископаемых, в сфере нефтяной геологии, гидрогеологии, исследований технологий поисков и техники разведки подземных ресурсов, а также в области обмена геологической и технической информацией.
Другим направлением возможного сотрудничества является использование китайского опыта в вопросах борьбы с опустыниванием и деградацией почв.
Контакты и связи РК и КНР в гуманитарной сфере основаны на Соглашении о культурном сотрудничестве, подписанном в 1992 г. в Пекине. Представители КНР приняли участие в таких мероприятиях, как конкурс "Азия даусы", конкурс домбристов им. Курмангазы и т.д.
Согласно подписанному в мае 1998 г. в Пекине плану сотрудничества между министерствами культуры двух стран на 1998-2000 гг., стороны на регулярной основе обмениваются фольклорными группами и специалистами в области библиотечного дела.
Безопасность Казахстана во многом зависит от того, насколько дружественными и предсказуемыми будут связи с китайским государством. Именно поэтому казахстанская дипломатия прилагала столь интенсивные усилия для укрепления казахстанско-китайского сотрудничества. И, надо признать, достигла немалых успехов на этом пути.
В начале 2002 года Н.Назарбаев поставил перед дипломатической службой задачу срочной подготовки полномасштабного договора, который определял бы основные направления сотрудничества с Китаем. Такая работа началась, были подготовлены первые варианты этого важного документа. В мае того же года удалось договориться о необходимости подписания такого договора на высшем уровне.
О тесных взаимоотношениях лидеров двух государств говорит и тот факт, что Н.Назарбаев высказал желание подписать данный договор именно с Цзян Цзэминем вне зависимости от его дальнейшей политической судьбы. В то время ни для кого не было секретом принятое в недрах политической власти КНР решение о "смене поколений". На пленуме ЦК КПК в ноябре 2002 года это решение было оформлено соответствующей резолюцией. Но Цзян Цзэминь оставался главой государства до очередной сессии китайского парламента в марте 2003 года.
Визит Президента Казахстана в КНР начался 23 декабря 2002 года. Переговоры в Пекине стали поистине историческим событием для нашей страны. Они увенчались подписанием документа особой важности.
Подписание Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Китаем стало своего рода подведением итогов десятилетнего развития взаимоотношений, которые вышли на новую орбиту устойчивого и предсказуемо взаимодействия в политической и экономической сфераx. Отныне Китай - наш надежный партнер, добрый сосед, с которым ведется постоянный диалог по всем вопросам, представляющим взаимный интерес: торговля, инвестиции, основные международные проблемы.
Обеспечив
хорошие, добрососедские отношения
с крупными соседними государствами,
Казахстан тем самым создал мощные
предпосылки к укреплению внутренней
стабильности, ставшей основой
2.3. Стратегия
Евразийского партнерства
Одной из важнейших целей для Казахстана является интеграция постсоветского пространства. Этот процесс проходит как в рамках СНГ, так и путем развития двусторонних связей со странами Содружества. Выдвинутая казахстанским Президентом идея Евразийского Союза как интеграционного образования с действенным механизмом выполнения совместных решений нашла широкий отклик в политических кругах всех стран Содружества и стала катализатором интеграционных процессов между новыми суверенными государствами. Формирование Таможенного союза и образование общего экономического пространства в рамках Центрально-азиатского союза являются наглядным подтверждением верности выбранного Казахстаном курса.
Идея реинтеграции, политической, научно-культурной, гуманитарной и, особенно, экономической на территориях бывшего Советского Союза получает все большее распространение и поддержку. [6]Интегрируясь, идя навстречу друг другу, страны - участники Содружества Независимых Государств могут успешно решать те экономические проблемы, которые невозможно решить в одиночку.
Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев неоднократно подчеркивал, что долгосрочным интересам нашего государства соответствует глубокая вовлеченность в деятельность СНГ. При этом для обеспечения стратегических целей Казахстана наша дипломатия поддерживает широкое поле политического маневра для развития конструктивного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями.27
В этой связи представляется, что политика Казахстана в отношении новых независимых государств должна проводиться параллельно на двух уровнях. Во-первых, следует развивать связи на двусторонней основе, во-вторых, важно не снижать активности по превращению СНГ в дееспособное объединение, способное решать крупные задачи в целях повышения эффективности экономики государств - участников и совершенствования сотрудничества между ними.
Что касается первой задачи, то за время, прошедшее после обретения независимости, наработана достаточная правовая база двустороннего сотрудничества с большинством стран-членов СНГ, определены приоритеты внешней политики на постсоветском пространстве. Говоря о приоритетах необходимо отметить важное значение взаимоотношений с Российской Федерацией. Равноправное и взаимовыгодное партнерство с Россией имеет стратегический характер и оказывает серьезное влияние на укрепление взаимовыгодного экономического, оборонного, информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ. Партнерству, добрососедству и сотрудничеству с Россией альтернативы не существует. Мы также исходим из фундаментальной посылки о том, что демократические развитие России является необходимым условием стабильного и безопасного развития Казахстана. Дружественные казахстанско-российские отношения - мощный фактор стабилизации ситуации на огромной части евразийского пространства, весомый вклад в глобальную стабильность и безопасность.
Президент Н. А. Назарбаев на совещании по вопросам внешней политики, состоявшейся в феврале 1995 г., подводя итоги внешнеполитической деятельности за 3 года, отметил, что сложился международный имидж нашей Республики как серьезного и надежного партнера, заложены необходимые предпосылки для интегрирования Казахстана в мирохозяйственные связи. В наступившем новом этапе развития внешних связей, подчеркнул Президент, вся наша политика должна быть подчинена интересам динамичного экономического и культурного развития Казахстана, привязке внешнеэкономического курса к собственным реалиям. Президент нацелил внешнюю политику Республики на формирование и поддержание благоприятных условий для успешной реализации стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства. В этой связи превращение Казахстана в полноправного субъекта международного права создало совершенно новую ситуацию в функционировании массового сознания не только в самой нашей Республике, но и в странах - соседях. Сейчас Казахстан и Россия - суверенные и независимые государства. Время как бы определило новую точку отсчета в их государственном строительстве. И тот факт, что граждане Казахстана имеют свою страну - реальность. Думается, определенные шероховатости в двусторонних отношениях с Россией как бы вытекают не только из объективных различий в подходах, диктуемых не вполне идентично звучащими национально-государственными интересами двух стран, но и из определенной противоречивости посылок в определении для себя приоритетов на международной арене в условиях незавершенного формирования внешнеполитических доктрин. Нет сомнений в истинности, глубокой жизненности устремлений народов к дружбе и согласию, их понимании того, что у России и Казахстана - общая судьба. Переживаемый нами исторический период поставил перед обществом сложные вопросы, подверг каждого из нас серьезным испытаниям. Народы Казахстана и России, стоящие плечом к плечу на пороге новой эпохи, вместе, с честью преодолевают имеющиеся проблемы и вошли в 21 век, преисполненные осознанием величия стоящих перед ними задач.28