Азиатский вектор во внешей политике РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:53, дипломная работа

Описание

Прошло чуть больше десяти лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет с тех пор, как закончилась война.

Работа состоит из  1 файл

диплом Азиатский вектор во внеш полит РК исправленный.doc

— 520.50 Кб (Скачать документ)

     Конкретизации направлений торгово-экономического сотрудничества способствовал официальный визит в КНР Премьер-министра РК Н.Балгимбаева в мае 1998 года. Китайцы высоко оценили тот факт, что это был его первый визит в дальнее зарубежье в ранге главы правительства, и придали максимально высший уровень его организации. Состоявшиеся его переговоры с высшими руководителями КНР и подписанные документы в значительной степени были направлены на закрепление достигнутых результатов и положительных тенденций взаимного делового партнерства. В рамках данного визита был проведен ряд плодотворных встреч руководителей казахстанских ведомств и областей с китайскими партнерами, где определились конкретные объекты приложения взаимных усилий и инвестиционного сотрудничества. Впервые в Пекине аккредитован корреспондент казахстанского телеканала "Хабар". Весной 1998 года в Китае побывали редакторы крупнейших газет РК.

     Состоявшаяся  в октябре 1998 года в Урумчи встреча  министров обороны КНР и РК, а также визит первого заместителя министра обороны РК - начальника Генерального штаба в Китай в июне того же года значительно активизировали контакты по линии военных ведомств.

     В 1998 году продолжалась целенаправленная работа по обеспечению выполнения соглашений по вопросам границы, подписываемых раз в два года планов культурного сотрудничества, соглашения по обмену студентами. Работают соглашения в области воздушного транспорта, транзита, выполняется Консульский договор.

     Торгово-экономические  связи между Казахстаном и  Китаем развиваются в целом успешно, несмотря на отрицательное воздействие финансового кризиса, охватившего многие страны мира. Объем двусторонней торговли в стоимостном выражении заметно возрос - только за 1998 год он составил 550 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 1997 года на 18,3%. Положительный баланс взаимной торговли в пользу Казахстана в целом также сохранился, составив около 200 млн.долл. США.24 

     Вместе  с тем, заметно снизился объем  экспорта из Казахстана в КНР - 373,4 млн.долл. (снижение - 3,4%) при резком, более чем в два раза, увеличении импорта из КНР в Казахстан, составившем 173,5 млн.долл.

     Около 90% экспорта Казахстана в КНР составили  сырьевые товары. В том числе: прокат черных и цветных металлов - 42% (сталь, медь, алюминий), шерсть овечья - 14,3%, хлопок-волокно - 13,7%, кожа и шкуры - 8,6%. Остальные 10% - минеральные удобрения.(рис.3)

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Структура импорта из Китая в Казахстан  такова: текстильные и трикотажные  изделия, пряжа - 35,5%, обувь - 9%, бытовая  электротехника - 7,2%, химреактивы и другие химикаты - 6,6%, продукты питания - 22,8% (в т.ч. сахар и кондитерские изделия -9,8%, соки и прохладительные напитки - 10%).(рис.4)

       
 
 
 
 
 
 

     Казахстанские предприятия цветной металлургии  сотрудничают с компаниями КНР в основном в области взаимных поставок товаров по торговым контрактам. Китайский рынок является одним из наиболее благоприятных для сбыта казахстанской продукции машиностроения с учетом транспортных расходов.

     Привлекательной и перспективной отраслью двустороннего  казахстанско-китайского сотрудничества является химическая промышленность, где налажены постоянные контакты с китайскими партнерами, проводится работа по привлечению китайского капитала для инвестирования химических предприятий Казахстана.

     Сделаны практические шаги по осуществлению долгосрочной программы по производству и поставке минеральных удобрений в КНР в объеме 300 тыс.тонн в год путем создания совместных предприятий и инвестирования, развития и технического перевооружения производства минеральных удобрений в стране.

     Казахстан заинтересован в возобновлении торгово-экономических связей с крупными фирмами южных провинций и свободными экономическими зонами, что могло бы положительно отразиться на обеспечении населения качественными товарами.

     Проводится  работа по привлечению китайских партнеров к участию в проектах по увеличению добычи нефти на нефтяных месторождениях Кенкияк и Каражанбас.

     В соответствии с Программой развития и использования международных  магистралей через пограничный  переход Дружба-Ала-шанькоу, принятой министрами транспорта семи государств (Казахстан, КНР, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), принимаются меры по развитию станции Дружба и прилегающих к ней участков.

     В соответствии с межправительственным Соглашением о международном  автомобильном сообщении (1992 г.), перевозки грузов осуществляются через переходы, открытые для международного автомобильного сообщения. В декабре 1995 г. открылся автомобильный переход "Достык" для двустороннего автомобильного сообщения.

     С августа 1994 г. осуществляются регулярные авиарейсы Алматы - Пекин. Эксплуатация воздушной лини между Алматы и Урумчи началась еще в 1989 г. Прорабатывается возможность открытия воздушных коридоров для транзитных полетов казахстанских воздушных судов через территорию Китая в Сеул, Ханой, Бангкок.

     В настоящее время проводится совместная работа по организации строительства международной волоконно-оптической линии связи Азия-Европа: ТАЕ (Китай - Казахстан - Центральноазиатские страны СНГ - Иран - Турция - группа Европейских стран - Германия).25

     В перспективе намечается сотрудничество в области поиска и разведки месторождений  твердых полезных ископаемых, в сфере  нефтяной геологии, гидрогеологии, исследований технологий поисков и техники разведки подземных ресурсов, а также в области обмена геологической и технической информацией.

     Другим  направлением возможного сотрудничества является использование китайского опыта в вопросах борьбы с опустыниванием и деградацией почв.

     Контакты  и связи РК и КНР в гуманитарной сфере основаны на Соглашении о культурном сотрудничестве, подписанном в 1992 г. в Пекине. Представители КНР приняли участие в таких мероприятиях, как конкурс "Азия даусы", конкурс домбристов им. Курмангазы и т.д.

     Согласно  подписанному в мае 1998 г. в Пекине плану сотрудничества между министерствами культуры двух стран на 1998-2000 гг., стороны на регулярной основе обмениваются фольклорными группами и специалистами в области библиотечного дела.

     Безопасность  Казахстана во многом зависит от того, насколько дружественными и предсказуемыми будут связи с китайским государством. Именно поэтому казахстанская дипломатия прилагала столь интенсивные усилия для укрепления казахстанско-китайского сотрудничества. И, надо признать, достигла немалых успехов на этом пути.

     В начале 2002 года Н.Назарбаев поставил перед дипломатической службой задачу срочной подготовки полномасштабного договора, который определял бы основные направления сотрудничества с Китаем. Такая работа началась, были подготовлены первые варианты этого важного документа. В мае того же года удалось договориться о необходимости подписания такого договора на высшем уровне.

     О тесных взаимоотношениях лидеров двух государств говорит и тот факт, что Н.Назарбаев высказал желание  подписать данный договор именно с Цзян Цзэминем вне зависимости от его дальнейшей политической судьбы. В то время ни для кого не было секретом принятое в недрах политической власти КНР решение о "смене поколений". На пленуме ЦК КПК в ноябре 2002 года это решение было оформлено соответствующей резолюцией. Но Цзян Цзэминь оставался главой государства до очередной сессии китайского парламента в марте 2003 года.

     Визит Президента Казахстана в КНР начался 23 декабря 2002 года. Переговоры в Пекине стали поистине историческим событием для нашей страны. Они увенчались подписанием документа особой важности.

     Подписание  Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Казахстаном  и Китаем стало своего рода подведением  итогов десятилетнего развития взаимоотношений, которые вышли на новую орбиту устойчивого и предсказуемо взаимодействия в политической и экономической сфераx. Отныне Китай - наш надежный партнер, добрый сосед, с которым ведется постоянный диалог по всем вопросам, представляющим взаимный интерес: торговля, инвестиции, основные международные проблемы.

     Обеспечив хорошие, добрососедские отношения  с крупными соседними государствами, Казахстан тем самым создал мощные предпосылки к укреплению внутренней стабильности, ставшей основой беспрецедентных  экономических реформ, направленных на повышение благосостояния народа нашей страны.26  

2.3. Стратегия  Евразийского партнерства 

     Одной из важнейших целей для Казахстана является интеграция постсоветского пространства. Этот процесс проходит как в рамках СНГ, так и путем развития двусторонних связей со странами Содружества. Выдвинутая казахстанским Президентом идея Евразийского Союза как интеграционного образования с действенным механизмом выполнения совместных решений нашла широкий отклик в политических кругах всех стран Содружества и стала катализатором интеграционных процессов между новыми суверенными государствами. Формирование Таможенного союза и образование общего экономического пространства в рамках Центрально-азиатского союза являются наглядным подтверждением верности выбранного Казахстаном курса.

     Идея  реинтеграции, политической, научно-культурной, гуманитарной и, особенно, экономической на территориях бывшего Советского Союза получает все большее распространение и поддержку. [6]Интегрируясь, идя навстречу друг другу, страны - участники Содружества Независимых Государств могут успешно решать те экономические проблемы, которые невозможно решить в одиночку.

     Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев  неоднократно подчеркивал, что долгосрочным интересам нашего государства соответствует  глубокая вовлеченность в деятельность СНГ. При этом для обеспечения стратегических целей Казахстана наша дипломатия поддерживает широкое поле политического маневра для развития конструктивного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями.27

     В этой связи представляется, что политика Казахстана в отношении новых независимых государств должна проводиться параллельно на двух уровнях. Во-первых, следует развивать связи на двусторонней основе, во-вторых, важно не снижать активности по превращению СНГ в дееспособное объединение, способное решать крупные задачи в целях повышения эффективности экономики государств - участников и совершенствования сотрудничества между ними.

     Что касается первой задачи, то за время, прошедшее  после обретения независимости, наработана достаточная правовая база двустороннего сотрудничества с большинством стран-членов СНГ, определены приоритеты внешней политики на постсоветском пространстве. Говоря о приоритетах необходимо отметить важное значение взаимоотношений с Российской Федерацией. Равноправное и взаимовыгодное партнерство с Россией имеет стратегический характер и оказывает серьезное влияние на укрепление взаимовыгодного экономического, оборонного, информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ. Партнерству, добрососедству и сотрудничеству с Россией альтернативы не существует. Мы также исходим из фундаментальной посылки о том, что демократические развитие России является необходимым условием стабильного и безопасного развития Казахстана. Дружественные казахстанско-российские отношения - мощный фактор стабилизации ситуации на огромной части евразийского пространства, весомый вклад в глобальную стабильность и безопасность.

     Президент Н. А. Назарбаев на совещании по вопросам внешней политики, состоявшейся в  феврале 1995 г., подводя итоги внешнеполитической деятельности за 3 года, отметил, что сложился международный имидж нашей Республики как серьезного и надежного партнера, заложены необходимые предпосылки для интегрирования Казахстана в мирохозяйственные связи. В наступившем новом этапе развития внешних связей, подчеркнул Президент, вся наша политика должна быть подчинена интересам динамичного экономического и культурного развития Казахстана, привязке внешнеэкономического курса к собственным реалиям. Президент нацелил внешнюю политику Республики на формирование и поддержание благоприятных условий для успешной реализации стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства. В этой связи превращение Казахстана в полноправного субъекта международного права создало совершенно новую ситуацию в функционировании массового сознания не только в самой нашей Республике, но и в странах - соседях. Сейчас Казахстан и Россия - суверенные и независимые государства. Время как бы определило новую точку отсчета в их государственном строительстве. И тот факт, что граждане Казахстана имеют свою страну - реальность. Думается, определенные шероховатости в двусторонних отношениях с Россией как бы вытекают не только из объективных различий в подходах, диктуемых не вполне идентично звучащими национально-государственными интересами двух стран, но и из определенной противоречивости посылок в определении для себя приоритетов на международной арене в условиях незавершенного формирования внешнеполитических доктрин. Нет сомнений в истинности, глубокой жизненности устремлений народов к дружбе и согласию, их понимании того, что у России и Казахстана - общая судьба. Переживаемый нами исторический период поставил перед обществом сложные вопросы, подверг каждого из нас серьезным испытаниям. Народы Казахстана и России, стоящие плечом к плечу на пороге новой эпохи, вместе, с честью преодолевают имеющиеся проблемы и вошли в 21 век, преисполненные осознанием величия стоящих перед ними задач.28

Информация о работе Азиатский вектор во внешей политике РК