Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:53, дипломная работа
Прошло чуть больше десяти лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет с тех пор, как закончилась война.
В структуре экономики произошли явные положительные сдвиги: в основном решена продовольственная проблема и преодолен всеохватывающий дефицит предметов первой необходимости. Соотношение между первичным, вторичным и третичным секторами экономики значительно улучшилось.
Продолжается наращивание мощностей в промышленности и обновление производственных фондов. На основании промышленной переписи 1995 г. в промышленности 90% приходится на оборудование, произведенное после 80-х гг. На крупных и средних предприятиях 26% оборудования соответствуют требованиям передовых международных стандартов.
Большие успехи достигнуты в области проведения открытой внешнеэкономической политики. В 1997 г. объем внешнеторгового оборота составил 325,1 млрд.долл., что выше уровня 1980 г. в 8,5 раза. При этом положительное торговое сальдо превысило 40 млрд.долл. Доля промышленных изделий в экспорте поднялась с 50% в 1980 г. до 80% в 1997г.
По таблице 3 можно проследить за изменениями объемов внешней торговли в ряде стран и регионов.
Таблица 3.
Динамика объема внешней торговли товарами в 1996- 1998гг.
(по отношению к предыдущему году в %)
|
За 1979 - 1997 гг. суммарная величина заявленных иностранных вложений в китайскую экономику (включая займы и прямые инвестиции) составила 654 млрд. долл., а реализованных - 348,3 млрд. долл. К концу 1997г. было подписано в общей сложности более 300 тыс. соглашений на создание различного рода объектов с иностранным участием на общую сумму 520,4 млрд. долл., из которых реально использовано уже 220,1 млрд. Доля иностранных инвестиций в общих капиталовложениях сейчас составляет примерно 13%. Предприятия с иностранным капиталом дают 14% валовой продукции промышленности и 47% экспорта.
Китай опровергает устоявшееся мнение о неизбежности социальных издержек в ходе реформы. Согласно официальным статистическим данным, доходы городского населения номинально выросли с 316 юаней в 1978 г. до 5160,3 юаня в 1997 г., а реально (с поправкой на рост цен) в 3,1 раза (среднегодовой темп роста -6,2%). Доходы сельского населения аналогично со 133,6 юаня до 2090,1 юаня, в реальном исчислении - в 4,4 раза (8,1% в год). Повышение доходов населения, затронувшее как город, так и деревню, стимулировало потребительский спрос. Потребительские расходы населения за тот же период выросли в 3,8 раза. В 1991 -1997 гг. розничный товарооборот рос со среднегодовым темпом 10,5%. Ситуация на рынке сейчас характеризуется как "рынок потребителя".
Китай
доказал возможность
Первые шаги к налаживанию двустороннего казахстанско-китайского сотрудничества были сделаны еще во времена СССР, в июле 1991 г. в ходе визита Президента Казахской ССР Н.Назарбаева в КНР. Уже провозгласивший свой суверенитет Казахстан еще оставался частью Советского Союза, поэтому в качестве непосредственного партнера по контактам был выбран граничащий с нашей страной Синьцзян-Уйгурский Автономный Район. Было подписано Соглашение о принципах и основных направлениях развития сотрудничества между Казахской ССР и Синьцзяном. В Соглашении стороны заявляли о том, что рассматривают друг друга как близких соседей и строят свои отношения на основе взаимного доверия и сотрудничества. Стороны обязались создавать благоприятные условия для перемещения товаров, услуг и капиталов, укреплять сотрудничество в области экономики. Было выражено удовлетворение открытием рабочего движения через железнодорожный пограничный переход Дружба-Ала-шанькоу и намерение эффективно его использовать. Тогда же было подписано и Торговое соглашение между правительствами двух стран.21
Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой были установлены 3 января 1992 г.
Правительства двух стран согласились развивать отношения дружбы и сотрудничества между РК и КНР на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, а также мирного сосуществования.
Казахстан признает, что правительство КНР является единственным законным правительством Китая, что Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая. Правительство РК подтверждает, что оно не будет устанавливать с Тайванем официальных отношений в какой бы то ни было форме.
Отказ
от официальных контактов с
В феврале 1992 г. КНР открыла свое Посольство в Алматы. В декабре 1992 г. состоялось открытие Посольства РК в Пекине.
Важное
место в становлении
По результатам переговоров было подписано девять документов, призванных конкретизировать развитие связей между двумя странами по различным направлениям, в том числе Соглашение о создании межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Было также подписано Соглашение о взаимных поездках граждан, предусматривавшее безвизовый режим для владельцев всех видов паспортов, направляющихся в поездки по служебным делам. Оно в значительной степени способствовало развитию торговых контактов, в первую очередь приграничной торговли и так называемого "шоп-туризма". Однако, в связи с тем, что неконтролируемый въезд большого числа китайских граждан на территорию Казахстана вызвал обострение криминогенной обстановки и отрицательно воспринимался различными слоями населения, порождая опасения "китаизации" Казахстана, в конце 1993 г. были подписаны новые соглашения, предусматривавшие безвизовый режим взаимных поездок только для владельцев дипломатических и служебных паспортов. Следует отметить, что по тем же причинам изменение визового режима в отношениях с КНР было проведено и Россией.
В соответствии с Соглашением об открытии пунктов пропуска через государственную границу придавался международный статус пунктам пропуска "Хоргос" (Казахстан) - "Хоргос" (КНР), "Дружба" (Казахстан)-"Алашанькоу" (КНР), "Вахты" (Казахстан) -"Покиту" (КНР), которые открывались для пропуска лиц, транспортных средств и грузов третьих стран.22
Одним из важных документов, подписанных в августе 1992 г., было Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций (вступило в силу после ратификации 18 августа 1994 г.). Стороны договорились об условиях, принципах, режиме взаимных инвестиций и порядке разрешения возникающих споров.
В октябре 1993 г. состоялся первый официальный визит Президента Кахахстана в КНР, В ходе визита Нурсултаном Назарбаевым и Цзян Цзэминем была подписана Совместная Декларация об основах дружественных взаимоотношений между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой, являющаяся документом огромной исторической важности.
Стороны подтвердили, что все спорные вопросы будут решать мирными средствами, в своих взаимоотношениях не будут прибегать к силе или угрозе силой в какой-либо форме, не будут предпринимать каких-либо действий, могущих создать угрозу безопасности другой стороне. Каждая из сторон отказывается от участия в каком-либо военно-политическом союзе, направленном против другой стороны, от заключения с третьей страной какого-либо договора или соглашения, ущемляющего интересы государственного суверенитета и национальной безопасности другой стороны, а также не допустит, чтобы ее территория была использована третьей страной в целях ущемления государственного суверенитета и национальной безопасности другой стороны.
В Декларации отмечалось, что Казахстан и Китай придают особое значение развитию торгово-экономического сотрудничества.
Принципиальное значение имели положения Декларации, в которых говорилось о том, что стороны подтверждают договоренности, ранее достигнутые на советско-китайских переговорах по пограничным вопросам. Обсуждение нерешенных вопросов будет продолжено на основе договоров о нынешней границе между двумя странами, в соответствии с общепринятыми нормами международного права с тем, чтобы найти взаимоприемлемые, справедливые и рациональные решения.
Казахстан подтвердил намерение присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия со статусом безъядерного государства. Китай высоко оценил эту позицию Казахстана и заявил, что он никогда и ни при каких обстоятельствах не применит первым ядерное оружие, что он выступает за скорейшее проведение переговоров для заключения Договора о полном запрещении ядерных испытаний и готов принять активное участие в переговорном процессе.23
Важную роль в укреплении двусторонних отношений сыграл визит Премьера Государственного совета КНР Ли Пэна в Алматы в апреле 1994г. В результате переговоров был подписан ряд межправительственных документов, в том числе Соглашение между РК и КНР о казахстанско-китайской государственной границе.
Этот документ, подписанный Н.Назарбаевым и Ли Пэном 26 апреля 1996 г., определил прохождение линии границы на всем ее расстоянии, за исключением двух небольших участков - в районе реки Сары-Чельды в Талдыкорганской области и местности Ча-ган-Обо в Семипалатинской области. Тем самым сводилась до минимума сама возможность возникновения конфликтов на почве взаимных территориальных претензий. Стороны договорились продолжать переговоры для разрешения вопросов о прохождении линии государственной границы на несогласованных участках согласно общепринятым нормам международного права, в духе равноправных консультаций, взаимного понимания и взаимной уступчивости.
Важным политическим событием последнего времени в азиатском регионе явилось последнее заседание "Шанхайской пятерки", состоявшееся в Бишкеке в августе 1999 г. Ее участниками разработан механизм доверия, предусматривающий: транспарентность военной деятельности и ее снижение в приграничной полосе; урегулирование пограничных вопросов и регулярный обмен информацией о военной деятельности. Главы пяти государств - Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, подписавшие Бишкекскую декларацию, считают, что многополярность является общей тенденцией развития современного мира и способствует долговременной стабильности международной обстановки.
Для
нынешних казахстанско-китайских
Подписание
дополнительного Соглашения о линии
Казахстанско-китайской