Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:53, дипломная работа
Прошло чуть больше десяти лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет с тех пор, как закончилась война.
3)
“Азиатское”. Особое внимание -
Турции как потенциальному
4)
“Европейское”. Приоритетное
5) “Американское”. Главное внимание - США как ведущей экономической державе мира.
6)
Не менее важным направлением
является сотрудничество
глава
вторая. Азиатский
вектор во внешней
политике Республики
Казахстан
2.1. Основные
аспекты азиатской политики Казахстана
В начале 90-ходов XX века, ставших символом крушения биполярной системы мироустройства, международные отношения вступили в принципиально новую фазу своего развития. Создавшиеся условия открыли беспрецедентные возможности для внешнеполитической и внешнеэкономической активности многих государств, которые длительный период были вынуждены балансировать между интересами двух сверхдержав и блоков. Особенно отчетливо такая тенденция проявилась в странах Азии. Многие из государств азиатского континента, обладая мощным экономическим потенциалом, громадными трудовыми и природными ресурсами, стали играть все возрастающую роль не только в региональных делах, но и оказывать существенное влияние на геополитические процессы в мировом масштабе.
Одной
из заметных тенденций мирового развития
является возрастание роли азиатских
стран в мировой политике. Восходящая
Азия охватывает громадный треугольник,
простирающийся от российского Дальнего
Востока и Кореи на северо-востоке до Австралии
на юге и Пакистане на западе. В этом треугольнике
проживает примерно половина населения
планеты и находятся многие из ведущих
индустриально развитых стран современного
мира, для которых характерны наиболее
высокие темпы развития экономики. Он
располагает мощным финансовым, технологическим
и производственным потенциалом, кадрами,
необходимым опытом и навыками в области
организации, маркетинга и сферы услуг,
разветвленной сетью коммуникаций, а
также громадными земельными, природными
и трудовыми ресурсами. Можно сказать,
что азиатский регион, особенно его восточная
часть, стал самым динамичным в современном
мире. В этих условиях приверженность
Казахстана как азиатского государства
концепции многополярного мира и консолидация
двусторонних отношений со странами этого
региона отвечает его национально-государственным
интересам как в среднесрочной, так и в
долгосрочной перспективе. Казахстан
в равной степени заинтересован в развитии
отношений как с Востоком, так и с Западом.
Но при этом стимулы и мотивы казахстанской
внешней политики в Азии имеют свои особенности.
Главной задачей нашей страны является
проведение экономических реформ внутри
страны, преодоление экономического кризиса.
Многие азиатские государства, успешно
выполнившие схожие задачи в сравнительно
короткие сроки, представляют для нас
большой интерес. Не случайно внимание
экономистов обращено в первую очередь
на опыт экономических реформ в КНР, Республике
Корея, странах АСЕАН.
2.2. Роль
Азиатско - Тихоокеанского региона
в геополитеческих процессах
Во внешней политике Казахстана следует учитывать особенности формирующейся новой структуры международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Нынешняя обстановка в Азии, особенно в восточной ее части характеризуется высокой динамикой политических и экономических процессов, которые постепенно превращают регион в один из основных полюсов в современных международных отношениях, В последние годы темпы экономического развития в большинстве азиатских стран (рост ВВП на уровне 5-6 процентов ежегодно, внешней торговли - 9-11 процентов) заметно превосходят среднемировые показатели. На регион приходится около 60 процентов мирового производства и 40 процентов удельного веса в мировой торговле. Согласно экспертным прогнозам, к 2015 году из 12 стран мира с наибольшим ВНП пять государств будут азиатскими.12
В таблице 1 приведены данные на 1995 год доли крупнейших держав мира в мировом ВВП и мировом населении.
Таблица 1.
Доли крупнейших держав мира в мировом ВВП и мировом населении
в 1995г. (%)
|
Для
более наглядного сравнения можно
объединить страны, данные в таблице
по регионам: США как крупнейшая
и на данный момент лидирующая держава,
страны, входящие в состав АТР и
прочие страны.(рис.1)
В диаграмме, построенной по совокупным данным стран АТР, США и прочих стран видно, что весомая доля в мировом ВВП принадлежит странам, входящим в состав АТР.
Исчезновение
биполярной международной системы
открыло беспрецедентные
С другой стороны, азиатский финансовый кризис заметно повлиял на расклад политических сил в АТР и систему региональной безопасности. Объективно возросла роль экономической составляющей стратегии национальной безопасности стран региона. Азиатские страны убедились, что наибольшая угроза внутренней стабильности и суверенитету сегодня связана не с военной агрессией, а с финансовыми и экономическими факторами.
Азиатский финансовый кризис означал обвал валютного и фондового рынков пяти азиатских стран - Таиланда, Филиппин, Малайзии, Индонезии и Южной Кореи, случившийся в июле-декабре 1997 года. Финансовый кризис вызвал тяжелые социально-экономические последствия в этих странах и прямо или косвенно повлиял не только на экономическое и политическое развитие Азиатско - Тихоокеанского региона, но и других государств далеко за пределами АТР. Глубина кризиса для различных стран, равно как и их способность справиться с его последствиями, не были одинаковыми.
Причин финансового коллапса пяти упомянутых выше азиатских "тигров", оказавшихся в эпицентре финансовых потрясений, несколько. Это переоценка национальной валюты, привязанной к американскому доллару и подорожавшей вслед за удорожанием доллара в 1996-1997 годах, а также исчерпание возможностей традиционной для новых индустриальных стран (НИС) экспортной стратегии роста. В условиях завышенного курса национальных валют, роста импорта и усиливающейся международной конкуренции со стороны "новой волны'" НИС (Китая, Вьетнама и др.) ставка на экспорт уже не обеспечивала финансовой устойчивости НИС. Это и слабость банковско-финансовых систем, которые, будучи созданными под форсированный и кредитопоглощающий рост, не смогли ни предотвратить увеличения сверхкритической нормы объемов "плохих'' кредитов и дефицита текущего платежного баланса, ни противостоять атакам международных финансовых спекулянтов, играющих на инфляции активов и завышенности курсов национальных валют.
В наименьшей степени от финансового кризиса пострадали Филиппины, в наибольшей - Индонезия, в которой кризис привел к отставке правившего страной более 30 лет президента, массовым волнениям и социально-экономическому коллапсу. В 1998 году ВВП Филиппин сократился на 0,1% при инфляции в 11,2%, тогда как Индонезии - на 17,4% при 80%-и инфляции.
Быстрее других от кризиса оправилась Южная Корея, имеющая развитую современную промышленную базу и получившая более половины всех кредитов МВФ, направленных на восстановление азиатских финансов. Близких к южнокорейским успехов добился Таиланд, как и Южная Корея тесно сотрудничавший с МВФ в преодолении кризиса. Однако, несмотря на то, что к началу 1999 года валютные и фондовые рынки Южной Кореи и Таиланда стабилизировались на уровне 70% от докризисного, а инфляция (за 1998г.) не вышла за рамки 7-8%, экономические последствия финансового кризиса оказались удручающими: ВВП в этих странах сократился соответственно на 6,8% и 8,0% , резко возросла безработица. Не смогла удержаться на плаву и Малайзия, отказавшаяся от помощи и рецептов МВФ и избравшая путь ужесточения валютного регулирования (установлен твердый обменный курс национальной валюты) и контроля над иностранным капиталом (введен годовой мораторий на вызов капитала). ВВП страны сократился на 8,6% при инфляции в 5,6%.14
Во вторую группу можно объединить страны и экономики "китайского пояса" - Китай. Сингапур, Тайвань, Гонконг, а также китайский бизнес в странах АСЕАН, не пострадавшие непосредственно от финансового коллапса своих соседей.
Однако, выдержав первый прямой удар, "китайская экономика" Азии не обнаружила полного иммунитета к косвенным последствиям азиатского финансового кризиса. Девальвация национальной валюты повысила конкурентоспособность экспорта попавших в беду стран и уменьшила спрос на импортную продукцию в ущерб экспорту Китая, Гонконга, Сингапура и, хотя и в меньшей степени, специализирующегося на наукоемкой продукции Тайваня. В результате в Гонконге и Сингапуре в 1998 году было зафиксировано падение ВВП, соответственно на 7% и 1,5%. ВВП Тайваня вырос лишь на 4,7% , что на 2,1 процентных пункта меньше, чем в 1997 году.
Азиатский
финансовый кризис усилил опасения китайского
руководства относительно того, что
Китай может стать более
Япония достаточно долго не могла полностью оправиться от фондового шока конца 80-х годов, произошедшего вследствие обвала значительно переоцененного рынка недвижимости. Японское правительство, крайне неохотно идя на принятие жестких мер к проштрафившимся финансовым структурам, по существу, перекладывает на налогоплательщика бремя поддержки или спасения неэффективных банков. Экономическое же поведение японского населения традиционно в моменты общенациональных катаклизмов оказывается больше нацеленным на накопление, чем на потребление, что усиливает дефляционное давление на экономику.
Вместе с тем Япония обладает серьезнейшими преимуществами перед другими азиатскими странами. Это самые большие в мире золотовалютные резервы (свыше 200 млрд. долларов), огромные накопления японского населения, превышающие годовой размер ВВП страны, и современный промышленный и научно-технический потенциал.
Главными
последствиями кризиса для
Финансовый кризис оказал воздействие на поведение главных политических фигур АТР - Китая, Японии, АСЕАН и Южной Кореи.
Китай укрепил политические позиции в АТР, несмотря на некоторый подрыв конкурентоспособности китайского экспорта:
-
Китай, предоставив помощь
-
удержав гонконгский доллар, Китай
доказал, что готов нести
-
Китай активно играет на