Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:53, дипломная работа
Прошло чуть больше десяти лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет с тех пор, как закончилась война.
Нельзя не отметить отношения Казахстана с ближайшими соседями Кыргызстаном и Узбекистаном. Важность наших связей, помимо укрепления двустороннего сотрудничества, определяется необходимость придания эффективности союзу трех государств, который, на мой взгляд, имеет большое будущее. В 1992 году по инициативе нашего Президента была заложена основа созданию союза Центрально-азиатских стран. Появилась прекрасная эмблема такого будущего Союза - могучая чинара с глубокими корнями и мощными ветвями, символизирующими единые корни и общность целей становления и развития родственных государств. Лидерами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана были подписаны документы о создании межгосударственного совета, единого экономического пространства трех стран. Созданы единый исполнительный орган, советы отраслевых министров и руководителей ведомств. Принят Меморандум о сотрудничестве в области миграции. Начал функционировать Центрально-азиатский банк развития, положено начало согласованным действиям в межгосударственных отношениях и на мировой арене. Президенты трех стран приняли решение о поддержке инициативы Президента Н. Назарбаев о созыве совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), инициативы президенты И. Каримова о совещании - семинаре в Ташкенте. Если затронуть более ранние взаимоотношения этих государств, то можно сказать еще в 1990 г. по инициативе Казахстана, в Алматы впервые встретились руководители республик Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и подписали Соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. На состоявшейся в январе 1993 г. в Ташкенте на встрече глав государств Центральной Азии были приняты решения по дальнейшему углублению взаимного сотрудничества. Реализации интеграционных возможностей региона способствуют двусторонние договора и соглашения между государствами Центрально-азиатских государств.
Во время визита Президента РК Н. А. Назарбаева в республику Узбекистан 10-12 января 1994 года обе стороны договорились в дальнейших шагах по развитию казахстанско-узбекистанских отношений. В целях дальнейшего углубления и развития отношений, между странами президенты И. А. Каримов и Н. А. Назарбаев подписали договор о создании единого экономического пространства между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан, предполагающего свободной перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и обеспечивающего согласованную кредитно-расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и валютную политику. Взаимоотношения между двумя ведущими центрально-азиатскими государствами строятся и развиваются на основе Туркестанского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан, подписанного 24 июня 1992 года.
Договор о создании единого экономического пространства между тремя центрально-азиатскими государствами ни в коей мере не противоречит положениям договора о создании экономического союза стран Содружества и открыт для вхождения всех государств СНГ.
Роль региональных объединений как адекватных ответов на вызовы времени и новые геополитические реалии в ближайшем будущем возрастет.29
В
свете последних событий
В своем интервью «Независимой газете» Н. А. Назарбаев заметил, что ЕврАзЭС возник вследствие аморфности СНГ, в условиях, когда существенные различия между бывшими республиками Союза по многим аспектам жизни не способствовали реальному их интегрированию.
Действительно, не только среди ряда политиков, экспертов, но и в общественном сознании твердо закрепилось мнение о нереализованном потенциале и безнадежно упущенных возможностях СНГ. Содружество воспринимается сегодня скорее как результат естественной трансформации тоталитарного государства, как некая форма мирного оформления его распада. Возникновение же в 2000 году на базе Таможенного союза пяти государств ЕврАзЭС выглядит как логическое следствие этих преобразований. Новые независимые государства, обладая неодинаковой степенью готовности к сотрудничеству, просто вынуждены были искать другие, более тесные формы взаимодействия. В этом смысле появление ЕврАзЭС стало наиболее оптимальным выходом из сложившейся ситуации.
По большому счету, ЕврАзЭС сегодня есть не что иное, как одна из опытных схем интеграции, нацеленная и работающая на формирование в перспективе мощного экономического евразийского сообщества, способного играть весомую роль на мировой арене. И не имеет значения, как оно будет называться: Евразийский союз, содружество, сообщество или как-то еще, — потому что проигравших сторон от реализации данного проекта не будет.
Несмотря на то, что не прошло еще и двух лет со дня вступления в силу Договора об учреждении ЕврАзЭС, сегодня можно уже сделать определенные выводы о значимости и перспективах этой структуры.
Очевиден
факт, что ЕврАзЭС строится на более
жесткой организационной
Республикам, образующим сообщество, удалось сохранить многочисленные кооперационные связи, сложившиеся между ними в советский период. Высокая степень взаимозависимости национальных экономик подкрепляется наметившимся, пусть пока не очень явственно, сближением позиций государств по характеру экономических реформ, а также более благоприятным, чем в предыдущие годы, общим климатом во взаимоотношениях между нашими странами. Помимо того, практически во всех странах ЕврАзЭС сегодня наблюдается экономическое оживление и рост макроэкономических показателей, что само по себе является хорошей основой для интенсификации межгосударственного взаимодействия.
В рамках ЕврАзЭС четко просматривается стремление каждой из стран сообщества укрепить и расширить присутствие на рынках своих соседей, И это закономерно в силу интеграции мировой экономики и усиления конкуренции на мировых рынках, когда одним из условий политического и экономического выживания становится способность государств к объединению усилий во внешнеэкономической сфере.
За относительно короткий срок существования ЕврАзЭС сделано действительно немало. В частности, заложен организационно-правовой фундамент сообщества, согласованы многие вопросы таможенного и тарифного регулирования, введено взимание НДС по месту назначения. Это дополняется видимым развитием реального сектора экономики практически во всех странах — участницах ЕврАзЭС, увеличением основных макроэкономических: показателей. В то же время следует признать, что сообщество сегодня находится на том этапе своего развития, когда одного желания и политической воли строить общий рынок явно недостаточно. Жизнь диктует новые правила, и сейчас важно не просто не упустить время, но и найти взаимоприемлемые эффективные механизмы для более тесной интеграции, проанализировать весь комплекс возможностей, чтобы двигаться дальше. Речь идет о развитии сотрудничества в реальном секторе экономики, о формировании общей правовой, таможенной и валютной зоны.
Необходимость углубления экономической интеграции ясна всем участникам ЕврАзЭС, но мало кто ожидал, что практически сразу после окончания первого экономического форума сообщества лидерами четырех крупнейших стран СНГ будет заложен первый камень в фундамент, по сути, нового экономического объединения — Организацию региональной интеграции. Ближайшей целью на данном пути определено формирование единого экономического, пространства (ЕЭП). Соответствующее соглашение будет подписано не раньше, чем через полгода, после согласования всех позиций и выработки необходимых условий.
Неожиданный интеграционный ход, сделанный главами государств, вызвал массу противоречивых оценок относительно его эффективности. Причем критические отзывы сводятся в основном к выстраиванию параллелей между уже существующими объединениями и новой инициативой, которая якобы не внесет никаких изменений в сложившийся статус-кво на постсоветском пространстве.
При этом, надо заметить, не учитываются некоторые важные обстоятельства принятия данного решения. Главным из них является то, что впервые, по словам Нурсултана Назарбаева, интеграция осуществляется не с политики, а с экономики, с основы, в качестве которой выступает зона свободной торговли. Действительна, идея создания ЗСТ не один год витает на просторах СНГ, но ее реализация неизменно упирается в политическую стену недоверия и непонимания. Сложилось такое ощущение, что каждое из государств по-своему трактует значение общего экономического рынка, исходя исключительно из собственных интересов.
Между тем практика неумолимо свидетельствует, что реальные результаты интеграции возможны лишь при условии приоритетности принципа экономического прагматизма и взаимовыгоды. На этом должны базироваться все формы регионального интеграционного объединения — от зоны свободной торговли до валютного союза. «Мы сейчас входим в такой этап развития, когда необходимы интеллектуальные усилия всех тех, кто готов сотрудничать, нужен коллективный разум, коллективные действия», — подчеркнул в одном из своих выступлений Нурсултан Назарбаев.30
Благодаря формированию единого экономического пространства, предусматривающего «синхронизацию внешнеэкономической политики», свободное перемещение товаров и услуг, государства смогут более согласованно вести переговоры с ВТО по вступлению в эту организацию с наименьшими потерями. Кроме того, по некоторым оценкам, уже через год-полтора введение режима свободной торговли даст зримый эффект, увеличив на сорок процентов торгово-экономический оборот между странами-участницами.
Ускорение темпов интеграции продиктовано и необходимостью сохранения динамики экономического роста во всех четырех государствах. Как известно, последние три года среднегодовые темпы роста ВВП составляют от 4 процентов в России до почти 10 процентов в Казахстане. Общее экономическое пространство обеспечит всестороннее открытие внутренних рынков для каждой страны, что немаловажно, учитывая укрепление крупных национальных компаний, требующих рынков сбыта и приложения капитала.
Видимо, нельзя упускать из виду и внешнеполитический фактор. Оценивая сегодняшнюю международную ситуацию, можно сделать вывод о происходящей в мире трансформации взаимоотношений между государствами и формирующейся новой системе мирового порядка. Нельзя не учитывать и последствия возможной войны в Ираке, которая затронет экономические интересы всех стран мира, и особенно нефтедобывающих. В рамках реально действующего интеграционного объединения намного легче и эффективнее противостоять возможным неожиданностям извне, координировать свои действия, прогнозировать различные варианты развития событий.
С этих позиций представляется оптимальным и состав участников соглашения о создании ЕЭП, между которыми гораздо больше общего, чем расхождений, в том числе в плане геостратегического партнерства. Причем, по мнению некоторых экспертов, итерационным центром «четверки», скорее всего, могут стать Казахстан и Россия, с одной стороны, как безусловные лидеры по глубине и темпам реформ, с другой - как наиболее активные сторонники и инициаторы объединения на постсоветском пространстве.31
Обеспечение свободы движения товаров по территории государств — участников интеграции выдвигает задачу развития национальных транспортных систем, что в ближайшее время, судя по всему, также будет одним из ключевых направлений углубления сотрудничества. Учитывая выгодное географическое положение наших государств, соединяющих страны Европы с Азией, а также тенденцию возрастания грузопотоков между двумя континентами, вполне понятно, сколь необходима согласованная стратегия модернизации транспортной инфраструктуры. Только благодаря четкой, скоординированной политике по созданию транспортных консорциумов можно получить немалые выгоды от активизации транзитного движения.
Безусловно, с этой точки зрения прошедший международный экономический форум ЕврАзЭС является важным событием в жизни государств, выбравших путь сотрудничества и интеграции. То, что было до этого сделано на межправительственном уровне, нуждается сегодня в беспристрастной и точной оценке со стороны деловых и предпринимательских слоев. Именно они должны сказать, насколько эффективно могут действовать разработанные схемы сотрудничества, указать на проблемы и пути их решения, привлечь внимание правительственных кругов к проблеме интеграции в сфере реальной экономики. Кроме этого, без серьезных крупномасштабных проектов представителей бизнеса стран — участниц сообщества процесс формирования единого экономического пространства может затянуться на неопределенно длительный срок. Иными словами, консолидация усилий, интенсификация сотрудничества сегодня должна идти согласованно по всем направлениям интеграционной стратегии. Собственно, по такому пути сейчас движется Европейский союз, подобием которого некоторые политики и политологи считают ЕврАзЭС.