Азиатский вектор во внешей политике РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:53, дипломная работа

Описание

Прошло чуть больше десяти лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет с тех пор, как закончилась война.

Работа состоит из  1 файл

диплом Азиатский вектор во внеш полит РК исправленный.doc

— 520.50 Кб (Скачать документ)

     Конечно, было бы неверно сопоставлять базу формирования экономического единства этих двух союзов. Ведь для Европы интегрирование происходило в рамках давно сложившихся самостоятельных государств, имеющих богатые политические и экономические традиции. Помимо этого, у ЕврАзЭС и Евросоюза абсолютно разные возрастные категории. Уже после первой мировой войны европейская идея консолидации присутствовала в политических дискуссиях, правда, к окончательному согласию и пониманию того, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим гарантом стабильности и экономического процветания, европейские лидеры пришли лишь после всех тех бедствий, которые оставила после себя вторая мировая война. Интеграционный процесс начался в 1950 году с предложения объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и ФРГ и продолжался поэтапно почти полвека. Только на создание трех отраслевых сообществ европейским странам пришлось потратить 10 лет, а через 30 лет были достигнуты договоренности в области внешней политики и сфере безопасности. Безвизовый режим был введен лишь через 40 лет. Но даже сейчас ряд ведущих мировых экономистов не считает, что объединение полностью завершено, так как до сих пор между странами ЕС существует ряд противоречий, преодоление которых требует времени и дипломатических усилий.

     Если  движущими силами европейской интеграции являются Франция и Германия, то на евразийском пространстве таковыми по праву можно считать Казахстан  и Россию, которые сегодня делают практические шаги по формированию сильного и мощного по своему потенциалу экономического союза на постсоветском пространстве. Знаковым событием, подтверждающим это положение, стало официальное открытие на прошлой неделе Года Казахстана в России. Это будет «началом качественно нового этапа в отношениях между нашими странами и народами после обретения независимости», отметил Глава Казахстана, выступая на открытии Года в Москве. Значимость этого события трудно переоценить, поскольку впервые за годы независимости отношения между нашими странами строятся на таком уровне политического доверия и равноправного партнерства, который позволяет судить о них, как о незыблемых союзниках не только в ближайшем будущем, но и в стратегической перспективе.

     Причем  от степени развития двусторонних отношений между нашими странами напрямую зависит и дальнейшее развитие всего экономического сообщества. «Для перспективного сотрудничества с Казахстаном уже есть и прочный фундамент, и объективные экономические и геополитические предпосылки», — сказал Владимир Путин. «Есть гарантии и уверенность, что все это будет работать на интеграционные процессы», — подчеркнул Президент России, добавив, что совместные экономические проекты уже «не только приносят ощутимую взаимную выгоду, но, по сути, видоизменяют конфигурацию экономической инфраструктуры Евразии».32

     Основой для многогранного взаимодействия Казахстана и России является совпадение или близость подходов по международным и региональным проблемам, по укреплению мер доверия на евразийском пространстве. Подтверждением этому является сотрудничество наших государств в нескольких региональных организациях, приобретающее сегодня судьбоносный характер в свете борьбы с международным терроризмом и трансграничной преступностью.

     В 1991 году, обретя независимость, наши страны пошли несколько разными путями к достижению общих стратегических целей. Сегодня же мы можем утверждать, что оба государства оказались лидерами среди стран СНГ по многим экономическим показателям, Для Казахстана очень важно экономическое оживление в России, поскольку оно обеспечивает дополнительную базу развитию отечественной экономики, придавая стимул ее росту. Ведь в значительной степени казахстанская экономика ориентирована на Россию, Согласно данным Госкомстата Российской Федерации, по объемам инвестиций в Россию в 2001 году Казахстан занимает среди стран СНГ второе место (9,1 млн. долларов США). Наша арана входит в число крупнейших внешнеторговых партнеров России, занимая по этому показателю третье место среди стран СНГ. По официальным данным, в 2002 году внешнеторговый оборот между нашими странами составил более 4 миллиардов долларов. При этом две трети его приходится на межрегиональное и приграничное содружество. Судя по всему, лидеры двух государств четко осознают первостепенную важность усиления торгово-экономического сотрудничества, которое служит фундаментом всего комплекса взаимодействия между ними.

     Прошлый год не случайно назван Президентом  нашей страны «прорывным» во взаимоотношениях Казахстана и России. Впервые за десятилетний период были приняты компромиссные решения по многим, казавшимся неразрешимыми, вопросам. Нынешний год должен стать началом их практической реализации. По словам Нурсултана Назарбаева, в настоящее время между Казахстаном и Россией нет «никаких взаимных долгов, никаких противоречий, никаких нерешенных проблем» и отношения с Россией будут всегда безусловным приоритетом для казахстанской дипломатии.

     Одним из самых перспективных направлений  двустороннего сотрудничества наших  стран остается взаимодействие в  топливно-энергетической сфере. Соглашение о разграничении дна северной части Каспия можно назвать одним из главных реальных результатов казахстанско-российского сотрудничества. С одной стороны, данное соглашение, показав, что в любых, даже самых сложных вопросах всегда можно найти общий язык, станет импульсом для геополитического и геостратегического партнерства наших стран. С другой — теперь нет препятствий для реализации ряда совместных проектов на Каспийском шельфе, и это не замедлило сказаться на конкретных делах. В феврале нынешнего года крупнейшие нефтяные компании «Лукойл» и «КазМунайГаз» подписали «Меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества по разведке и добыче углеводородов» сроком действия до 30 ноября. За это время стороны рассчитывают заключить договор о создании совместного предприятия. К слову, на данное время «Лукойл» уже участвует в реализации трех казахстанских нефтегазовых проектов — Тенгиза, Карачаганака и Кумколя.

     Россия  фактически является монополистом в области транспортировки казахстанских углеводородов, В соответствии с подписанным в прошлом году договором о транзите казахстанской нефти сроком на 10 лет объемы ее прокачки через территорию России в текущем году, по оценкам специалистов, превысят 19 миллионов тонн. В минувшем году между Казахстаном и Россией были подписаны важные соглашения о сотрудничестве в газовом секторе, создано совместное предприятие «КазРосГаз» с целью совместного выхода на европейский энергетический рынок.33

     Наши  государства—единственные из стран  СНГ, работающие в параллельном режиме по энергетической системе. Предположительно, уже в этом году начнет действовать  первое Казахстанско-российское совместное предприятие в сфере энергетики на базе Экибастуз-ской ГРЭС-2. По словам главы РАО «ЕЭС России» А. Чубайса, в этой сфере Казахстан добился наибольших успехов в СНГ, в частности, в республике удалось создать реальную конкуренцию, на которую можно равняться.

     Еще одним пунктом сотрудничества является совместное развитие уникального научного и технического комплекса Байконур. По оценкам специалистов, это самый удобный и эффективный со всех точек зрения космодром, откуда сегодня осуществляется почти две трети российских космических программ. Для Казахстана этот вопрос важен с двух сторон. Во-первых, с 2003 года республика нацелена на реализацию своей космической программы в плотном сотрудничестве с россиянами, в том числе и в коммерческих проектах. Во-вторых, Казахстан заинтересован в создании и использовании более экологически безопасных ракет-носителей «Ангара». Тесное партнерство в этой сфере выглядит весьма перспективным для обоих государств. На сегодня уже подписан ряд важных соглашений, касающихся экологии и природопользования на территории комплекса Байконур, таможенного оформления, контроля товаров и транспортных средств, ввозимых и вывозимых с комплекса. Договоренность между нашими странами об увеличении срока аренды Россией космодрома с 20 до 50 лет, безусловно, станет стимулом для дальнейшего сотрудничества в этой области.

     В целом результаты казахстанско-российских взаимоотношений на сегодняшний день позволяют сделать вывод о том, что сотрудничество между двумя государствами вступило в новую стадию развития, предполагающую укрепление реального стратегического партнерства в направлении региональных интеграционных процессов. Сейчас это партнерство необходимо наполнять свежими идеями и проектами, вовлекать в него потенциал бизнес-структур с тем, чтобы и дальше вместе двигаться по пути устойчивого роста. 
 
 

3 глава. ПРЕВЕНТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В АЗИИ - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 

     В ряду приоритетных направлений внешней  политики Казахстана особое место занимают усилия по продвижению инициативы о  созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Руководство Республики рассматривает СВМДА как коллективный институт, в системе, которого будет обеспечиваться предотвращение конфликтов и поддержание стабильности в геополитическом окружении Центрально-азиатского региона.

     Концептуально идея СВМДА была впервые представлена Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым на 47-oй сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года. Как тогда подчеркивалось, суть казахстанской инициативы заключается в призыве возобновить не увенчавшиеся успехом в прошлом попытки создать эффективный механизм превентивной дипломатии в Азии, где, в отличие от других регионов мира, нет универсального механизма взаимодействия. То, что не удавалось в прошлом, в условиях жестокой конфронтации по оси Восток-Запад и подогреваемого этой конфронтацией определенного антагонизма в межгосударственных отношениях ряда азиатских стран, приобретает реальный шанс на успех в новой международной атмосфере, когда процветание и безопасность отдельного государства все в большей степени зависят от умения находить общий язык с соседями, вырабатывая общий кодекс поведения и обязательные правила урегулирования спорных проблем.

     Мы  хотели бы видеть в СВМДА систему отношений государств региона, при которой на коллективной основе будет выработана договоренность гарантиях их политической и экономической самостоятельности, территориальной целостности и безопасности, будет дан импульс тесному экономическому сотрудничеству и универсализации демократических институтов.  При этом во главу угла ставится проблема безопасности и мер доверия.34

     Очевидно, что создание эффективной системы  безопасности в интересах подавляющего большинства государств Азии. Достаточно обратиться к недавней истории и современному развитию азиатских стран. Многие из них пришли к суверенитету в XX веке через колониальную и полуколониальную зависимость, ряд стран и народов находились под гнетом тоталитарных и репрессивных режимов. Территории азиатских государств были ареной кровавых войн, гражданских междоусобиц, атомных и химических бомбардировок, социальных псевдоэкспериментов.

     Известно, что Азиатский континент является самым крупным после Европы по концентрации вооруженных сил, включая  ядерное оружие. Здесь существует немало очагов напряженности, продолжается процесс милитаризации (расходы на вооружение в некоторых странах растут в 3-4 раза быстрее, чем в европейских странах), сохраняется высокая степень политической и экономической нестабильности.

     Азиатские государства играют важную роль в  мировой политике. Стоит вспомнить  масштабные предложения Индии по созданию свободного от ядерного оружия и ненасильственного  мира, концепцию нового международного политического порядка, выдвинутую КНР, инициативу Монголии о формировании механизма диалога о безъядерной зоне в южной части Тихого океана, предложения АСЕАН и стран Индокитая о создании подобных зон в Юго-Восточной Азии, инициативу Японии о строительстве содружества наций в рамках Организации Азиатско-тихоокеанского сотрудничества.

     И наконец, единая в географическом плане  Азия не является таковой в геополитическом смысле. Почти везде, за исключением Азии, существуют и действуют континентальные форумы для обсуждения наиболее актуальных проблем. В Европе — это Организация по безопасности и сотрудничеству и целый ряд других структур, в Америке Организация американских государств, в Африке — Организация африканского единства, на Ближнем Востоке — Лига арабских государств и т.д.

     Отсюда  следует естественный вывод о  том, что азиатским государствам, несмотря на их различия, нужна такая  система международных договоренностей в сфере политического доверия и взаимодействия, которая позволила бы успешно развивать экономику и укреплять гарантии государственного суверенитета.

     Коротко восстановим хронологию событий, связанных  с реализацией идеи СВМДА. Прошли три встречи экспертов и старших должностных лиц МИДов азиатских стран: первая встреча — в марте 1993 года (12 стран участниц); вторая встреча — в августе-сентябре 1993 года (28 участниц), третья встреча в октябре 1993г. (29 государств-участников).

     Состоялось  три Заседания Специальной рабочей группы (март, сентябрь, ноябрь 1995 года), которые существенно продвинули проработку организационных и концептуальных аспектов СВМДА.

     Можно отметить следующие практические результаты, полученные в процессе реализации СВМДА:

     - инициатива Казахстана по формированию специального института превентивной дипломатии в Азии поддержана значительным числом азиатских государств и международными организациями и становится самостоятельным фактором региональной обстановки;

     - решение о создании Специальной рабочей группы (СРГ) для подготовки Совещания на уровне министров иностранных дел материализовались в практическую стадию;

Информация о работе Азиатский вектор во внешей политике РК