Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:53, дипломная работа
Прошло чуть больше десяти лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. Прошло немало лет с тех пор, как закончилась война.
Экономизация внешней политики Казахстана нацелена на радикальное изменение нынешней модели интегрирования страны в мировое хозяйство, эффективное использование в международном обмене конкурентных преимуществ казахстанской экономики и последовательное преодоление ее недостатков.
При этом наполнение внешней политики Казахстана экономическим содержанием должно быть ориентировано на достижение следующих главных целей:
- динамичное и сбалансированное развитие внешних экономических связей, переход к прогрессивным формам сотрудничества (научно-техническая и производственная кооперация, обмен услугами, инвестиционное сотрудничество, переплетение капиталов и т.д.);
-
коренное улучшение структуры
и пропорций
-
достижение такого уровня
-
обеспечение благоприятных
Сложность и масштабность этих задач, тем более при нынешнем состоянии экономики и внешнеэкономических связей Казахстана, требуют, на наш взгляд, при сохранении общего курса на рыночные преобразования внести существенные коррективы в способы и методы его реализации. Без этого вряд ли можно осуществить позитивный поворот во внешнеэкономическом развитии страны.
Для успешной реализации "экономизированной" внешней политики РК ключевой становится структурно-инвестиционная политика государства, которая должна ясно обозначить отраслевые и межотраслевые приоритеты, имеющие жизненно важное значение для развития страны, обеспечения ее независимости и экономической безопасности. Таким образом, внешняя составляющая экономической политики государства должна подкрепляться внутренней структурной политикой и призвана стать продолжением последней. Речь идет о построении рыночной экономики открытого типа, располагающей высокоразвитым научно-производственным потенциалом.
Создание условий для устойчивого выхода Казахстана на мировой рынок требует активной внешнеполитической поддержки со стороны государства.
Одной
из острых проблем в этой связи
является преодоление необоснованных
антидемпинговых мер и
Актуальной задачей для Казахстана является обеспечение полноправного участия в международных механизмах финансово-экономического и торгового регулирования. Сложные проблемы в этом плане возникают в связи с намечаемым присоединением Казахстана к системе ГАТТ/ВТО. С одной стороны, это важно для улучшения условий участия нашей страны в международных торговых отношениях. С другой, может иметь негативные последствия для нашей экономики, учитывая неподготовленность нашей производственной базы и финансовой системы к жестким требованиям, предъявляемым со стороны этой организации. На наш взгляд, необходимо тщательно взвесить потенциальные выгоды и потери, которые связаны с вступлением Казахстана в ВТО в данных условиях.
Кроме того, при решении этого вопроса нельзя не учитывать, что Казахстан форсирует интеграционные процессы со странами СНГ, включая создание таможенного и платежного союзов. А это требует сопряжения обязательств Казахстана, принимаемых перед ВТО, с его интеграционными обязательствами в отношении партнеров по СНГ.
Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективное развитие внешнеэкономических связей в значительной мере зависит от наличия в стране разветвленной системы обслуживания ВЭД. Такая система тем более необходима в условиях Казахстана, учитывая приобщение к внешнеэкономическим операциям многочисленных участников. Представляется, что общегосударственная программа развития экспорта в Казахстане должна охватывать широкую сферу деятельности:
-
оказание информационно-
-
организацию научно-
-
сертификацию и аттестацию
-
активизацию рекламно-
-
подготовку и повышение
Организатором такой системы должно выступить государство, а ее финансирование целесообразно осуществлять за счет, как бюджетных средств, так и средств заинтересованных предпринимательских структур. В решении этих задач важное место следует отвести Торгово-промышленной палате РК, располагающей широкой сетью территориальных звеньев, информационно-консультативных центров и обладающей большим опытом рекламно-выставочной работы.
В разработке внешнеэкономической политики и координации действий участников ВЭД весомую помощь государственным органам могли бы оказать различные объединения предпринимателей (отраслевые и региональные союзы производителей, экспортеров и импортеров, финансово-промышленные группы и др.). 10
Теперь бы мне хотелось подробнее раскрыть внешнеполитические задачи Республики Казахстан, а также принципы внешней политики и внешне-экономические задачи.
В
обозримом будущем перед
Какие внешнеполитические задачи должны быть поставлены в качестве приоритетных в обозримом будущем? Прежде всего, с решением которых связано дальнейшее укрепление государственного суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ, экономической и экологической безопасности, общественно-политической и этнополитической стабильности в РК.
Первейшая внешнеполитическая задача - сохранение и упрочение дружественных и союзнических отношений с Российской Федерацией, несмотря на все имеющиеся противоречия и неразвязанные узлы во взаимоотношениях с ней и зигзаги ее внутри- и внешнеполитического курса. Очевидно, что российское направление во внешнеполитическом курсе Казахстана должно быть самым приоритетным и требует наибольшей концентрации внимания и усилий. Оперативность, гибкость и дальновидность казахстанской дипломатии должны скомпенсировать опыт и искусство российской дипломатии, опирающейся к тому же на экономическую и военную мощь российского государства и его давние и прочные связи в мировом сообществе. Основные цели казахстанской дипломатии на российском направлении - способствовать разрешению объективных противоречий и проблем в казахстанско-российских отношениях, связанных с развалом СССР и становлением и развитием Казахстана как суверенного государства. Не закрывать глаза на их существование, а решать путем переговоров и иных механизмов на основе учета взаимных интересов. Проблемы экономических и финансовых взаимоотношений, Байконура и военных полигонов, статуса Каспийского моря, прокладки нефтепроводов и иных коммуникаций в южном направлении, этнической диаспоры, гражданства, казачества и другие должны быть разрешены таким образом, чтобы они никогда не послужили источником конфликтов и конфронтации между двумя братскими государствами-соседями.
Второй
по значимости внешнеполитической задачей
следует, очевидно, назвать включение
РК в международные и региональные
системы и структуры
Третьей внешнеполитической задачей можно назвать обеспечение внешних условий и факторов ускоренного экономического развития, структурной перестройки, создания рыночных механизмов и инфраструктур. В центре внешнеполитической деятельности Казахстана должны быть и вопросы экономической безопасности, энергетической независимости, диверсификации транспортных коммуникаций и каналов связи.
Наряду с министерствами и ведомствами, непосредственно ответственными и за их решение, достаточно весомой должна быть и роль МИД республики Казахстан. Казахстанская дипломатия не может выполнить эту роль, если не выйдет за рамки решения лишь одного вопроса - способствования внешнеэкономической деятельности республики.
Четвертой важнейшей внешнеполитической задачей РК является дальнейшее развитие и укрепление братских отношений с центрально-азиатскими странами, государствами, с которыми ее объединяет не только географическое соседство, но и общие исторические судьбы, родство культур, традиций и обычаев.
Теперь отмечу важнейшие принципы внешней политики РК:
1)
тесная взаимосвязь внешней
2)
взаимное уважение
3) равноправие государств;
4) принципиальность и гибкость при отстаивании государственных интересов, способность к позиционному маневрированию, отказ от “закостеневших” стереотипов;
5)
сбалансированность и
6)
неделимость, безопасность, то есть
тесная взаимосвязь ее
7)
достижение баланса между
8)
Казахстан, как член ООН,
9)
Казахстан, как участник ОБСЕ,
в своей внешнеполитической
Раскрою внешнеэкономические задачи Казахстана:
1)
поиск рынков для сбыта
2)
Казахстан нуждается в
3)
крайне важно для Казахстана
восстановить разрушенные
4) Казахстану нужен опыт бывших социалистических стран Европы и Азии (прежде всего Китая).
Основные направления во внешнеполитической деятельности:
1)
укрепление государственности
2) курс на модернизацию политики, создание рыночной экономики;
3)
обеспечение общественной и
4)
гражданский мир,
5) интеграция со странами СНГ и мировым сообществом.
Стратегия внешнеэкономических связей должна складываться из следующих направлений:
1) “СНГ”. Сохранение и упрочение экономического союза с Россией, Украиной, Беларусью, Узбекистаном и другими государствами Содружества.
2)
“АТР”. Пекин - Сеул - Токио с
выходом на другие страны Юно-