Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:08, курс лекций

Описание

У каждой науки есть своя история. Не является исключением и политология, которая ведет свое начало от политических учений глубокой древности. Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции_политология.doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)

Заседания парламента бывают открытыми  и закрытыми. На открытых может присутствовать публика, а на закрытых - лишь члены  парламента и специально приглашенные лица.

Законодательный процесс. Процесс  законотворчества занимает более половины времени работы парламента. Он состоит  из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация (удостоверение, подписание и опубликование закона главой государства с указанием исполнять закон).

Составить свой законопроект и предложить его может любое физическое или  юридическое лицо, но парламент не обязан принимать к рассмотрению такой текст. Он обязан рассматривать  только проекты, внесенные органами и должностными лицами, пользующимися по конституции правом законодательной инициативы. Именно такому праву соответствует указанная выше обязанность парламента

Правом законодательной инициативы обладают глава государства, палаты парламента, их постоянные комиссии, правительство и некоторые др.

Обсуждение законопроекта состоит  из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты называется чтением , работа над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией.

Обычно бывает три чтения, но иногда при принятии срочных законопроектов их число сокращается. В первом чтении обсуждаются принципиальные положения  проекта. Второе чтение происходит с  докладом автора проекта и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, обсуждаются и голосуются поправки.

Обсуждение на пленарном заседании  бывает двух видов: свободное и фракционное. Свободное обсуждение предполагает, что выступать может каждый депутат  и что он, высказывая свое отношение к проекту не связан фракционной дисциплиной. Обсуждение называется фракционным, когда от имени фракции выступает ее руководитель или другое уполномоченное им лицо.

В третьем чтении обсуждается и  голосуется проект в целом. На этой стадии возможны только редакционные поправки. После этого представители фракций могут выступать только с кратким заявлением по мотивам голосования, объясняя свою позицию.

Принятие закона. Как отмечалось, оно осуществляется путем голосования  на пленарном заседании и требует определенного большинства. Члены парламента голосуют различными способами (эл. система, поднятие руки и т. п.).

После принятия закона парламентом  наступает стадия промульгации закона главой государства. Промульгация включает несколько элементов. Это удостоверение закона и того факта, что он принят по должной процедуре, предписание закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении. Глава государства имеет право не подписать закон ( право вето) , и тогда он не вступает в силу.

Закон вступает в силу с момента опубликования, в указанный в нем срок или в предусмотренный законодательством страны срок вступления законов в силу, например, через 10 дней после опубликования. Определенный срок всегда необходим для того, чтобы население имело возможность ознакомиться с законом, затрагивающим его права и интересы. Поэтому неверно, если закон или нормативный акт вступает в силу с момента их подписания.

 

 

 

Исполнительная власть и её органы

В современных условиях по конституциям различных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства и правительству, либо только главе государства, президенту, как в США, либо только правительству, как в Италии. Ими исполнительная власть делегируется органам и должностным лицам низшего ранга. На деле во многих странах глава государства (монарх или президент) лишь формально обладает исполнительной властью, парламентских республиках и конституционных монархиях ее осуществляет правительство. В полупрезидентских республиках правительство, напротив, подотчетно президенту, в руках которого на деле сосредоточено общее руководство исполнительной деятельностью, хотя по конституции исполнительная власть может принадлежать лишь правительству.

Органы исполнительной власти не ограничиваются только исполнением законов. Они занимаются также распорядительной деятельностью, что необходимо для осуществления исполнительских задач, издают нормативные акты во исполнение законов.

Наконец, органы исполнительной власти обладают самостоятельными нормотворческими полномочиями, выходят за границы исполнительно-распорядительной деятельности по применению законов. На основе делегированных парламентом полномочий, обладая самостоятельной регламентарной властью, президент, правительство, министры издают множество нормативных актов, регулирующих важнейшие сферы жизни. Нередко такие акты имеют не меньшее, а большее, чем закон значение.

Однако во многих европейских странах  монарх лишен конституцией полномочий исполнительной власти или утратил  их на практике, оставаясь главой государства, как правило, в виде безвластного символа единства нации. Что же касается президентов, то в последние десятилетия стала прослеживаться тенденция отделения главы государства от исполнительной власти в парламентских и особенно в полупрезидентских республиках. В последних стали выдвигаться идеи особой президентской власти, арбитражных функций президента по отношению к другим институтам государственной власти. Президент - арбитр над всеми публичными властями. Эта идея и норма французской конституции 1958 г. оказала влияние на многие другие основные законы, особенно постсоциалистических стран (Казахстана 1995 г., Украины 1996 г.).

В президентских и полупрезидентских  республиках создаются особые должности  премьер-министров, которых нет в  традиционных президентских республиках (США). Должность премьер-министра обособляется от должности президента, юридически многие функции исполнительной власти изымаются из ведения президента, хотя фактически он остается главным руководителем правительства, а премьер-министр нередко является лишь административным премьером.

На местах исполнительную власть осуществляют главы субъектов федерации (губернаторы), формируемые парламентом местные  правительства и др.

В отличие от представительных и  судебных органов система органов  исполнительной власти составляет единую вертикаль : нижестоящие должностные лица и органы подчинены вышестоящим, обязаны исполнять не только закон, но и указания вышестоящих органов или должностных лиц; акты нижестоящих органов могут быть отменены вышестоящими.

Понятие главы государства. Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа.

Глава государства бывает единоличным  и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган парламента, им избираемый. Во многих странах британского Содружества (Австралия, Канада и др.) полномочия главы государства принадлежат британскому монарху, но осуществляет их генерал-губернатор - его представитель.

Глава государства, независимо от его  разновидности, иметь некоторые  общие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв  его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда - право вето. Глава государства формирует правительство, обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства.

Монарх. Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства  и одновременно главой исполнительной власти. На деле, однако, вся полнота  власти ему принадлежит только в  абсолютной монархии, а в конституционной  она ограничена необходимостью указаний правительства. Монарх получает и передает свой пост по наследству. Он - лицо неприкосновенное, не может быть привлечен к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами ответственность несут его министры.

В соответствии с конституцией монарх назначает правительство, но на деле в парламентских монархиях он только подписывает соответствующий  документ, состав же правительства обусловливается соотношением различных сил в парламенте и определяется партией, обладающей парламентским большинством.

Фактическая роль монарха в разных странах различна. В абсолютной монархии он имеет реальную власть, в конституционной - царствует, но не правит.

Президентура. Существуют две основные формы президентуры: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский  совет).

Президент может занимать различное  положение в системе государственной  власти: быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Франция). Президент избирается на определенный срок: 3 года в Латвии, 4 - в США, 5 - в Бразилии, 6 - в Египте, 7 - во Франции,.

Для избрания на должность президента обычно выдвигаются следующие условия: гражданство данного государства, наличие полных гражданских и  политических прав, достижение определенного  возраста (обычно 35 лет).

Кандидат в президенты должен быть выдвинут группой избирателей, политической партией или избирательным объединением. Существуют различные способы избрания президента:

1. Голосование в парламенте (Чехия,  Венгрия и др.). Для первого  тура выборов обычно требуется квалифицированное или абсолютное большинство голосов, в последующих турах требования обычно снижаются. Президент, избранный парламентом, обычно, "слабый" президент: он получает свои полномочия не непосредственно от избирателей, а от представительного органа и не может противопоставлять себя ему.

2. Голосование выборщиков. Избиратели  голосуют за выборщиков, а последние,  не собираясь вместе, избирают  президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (США). При этом  способе результаты выборов  становятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность.

3. Избрание президента специальной  избирательной коллегией (Федеральное  собрание в Германии, состоящее  из членов нижней палаты и  такого же числа представителей земель).

4. Избрание непосредственно избирателями.

Согласно многим конституциям, президент  пользуется неприкосновенностью, наказание  возможно только после отрешения  от должности (путем импичмента). Полномочия президента часто сформулированы однотипно  в президентской, полупрезидентской и парламентской республиках, но на самом деле в их осуществлении существует огромная разница, связанная с особенностями формы правления.

Президент обладает следующими полномочиями:

1. Полномочия по представительству  государства вовне и внутри страны. В этом качестве он назначает дипломатических представителей, выступает с инициативой согласительных процедур в спорах между субъектами федерации, палатами парламента и т. д.; обеспечивает согласование функций и взаимодействие органов государственной власти.

2. Полномочия в отношении парламента  и осуществления им законодательной  власти. Президент назначает дату  выборов в парламент, созывает  парламент на сессии, может досрочно  распустить парламент с назначением  даты новых выборов, подписывает законы и обладает правом вето. Президент обладает правом законодательной инициативы, может обращаться к парламенту с посланиями, в которых говорится о срочных мерах, которые необходимо принять по важнейшим вопросам государственной жизни.

3. Полномочия по формированию других высших органов государства. Президент назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства в парламенте. В некоторых странах он назначает премьер-министра или министров с согласия парламента. Президент назначает высших, а иногда и не только высших, должностных лиц, например, судей.

4. В сфере нормотворческой деятельности  президент издает нормативные  акты (указы), отменяет акты органов  исполнительной власти.

5. Полномочия по урегулированию  чрезвычайных ситуаций. Президент вправе объявлять чрезвычайное, военное положение в соответствии с соответствующим законом, вводить президентское правление в субъектах федерации.

6. Полномочия по распоряжению  ВС. По конституции президент  является главнокомандующим со всеми вытекающими отсюда последствиями.

7. Как высшее должностное лицо  президент назначает государственных  служащих определенных рангов.

8. Полномочия в сфере правового  статуса личности. Президент вправе  принимать лиц в гражданство  данного государства, разрешать выход из гражданства и т.д.

Президент является гарантом конституции, прав и свобод граждан, принимает  меры по охране государства.

Конституции предусматривают обязанности  президента и содержат определенные запреты. Президенту запрещается любое  совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний. В некоторых странах президент на период избрания прекращает членство в политической партии, другие могут продолжать партийную деятельность.

В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности.

Информация о работе Лекции по "Политологии"