Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:08, курс лекций

Описание

У каждой науки есть своя история. Не является исключением и политология, которая ведет свое начало от политических учений глубокой древности. Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции_политология.doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)

Президент получает должностной оклад (в USD): в Чехии - 17,5 тыс. в год, в Польше - 28 тыс.,, в США - 200 тыс.

В парламентских республиках за акты по управлению государством президент  ответственности не несет. За это  отвечают министры, правительство, по совету которого президент принимает соответствующие акты. В президентских и полупрезидентских республиках президент также не несет ответственности перед парламентом (кроме импичмента).

Вице-президент не имеет значительных полномочий ни в одной стране. Он замещает президента в случае его отсутствия. Обычно он избирается в паре с президентом как кандидаты одной партии и по той же системе, сто и президент. В некоторых странах должность вице-президента вообще не предусмотрена.

Правительство. Правительство может иметь различные названия: совет министров, кабинет, кабинет министров, государственный совет, федеральное правительство и др.

Как правило, правительство - это коллегиальный  орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией осуществлять руководство государственным управлением. Он возглавляет административную, т.е. исполнительно-расплорядительную, деятельность в стране, под его руководством находятся государственный аппарат, ВС, финансы государства, иностранные дела.

С точки зрения перечня должностных лиц состав правительства в разных странах различен. В его состав входит возглавляющий правительство премьер-министр и министры, численность которых может быть установлена определенная численность министров: не менее 7 в Норвегии, 7 - 15 в Ирландии, не более 14 в ОАЭ.

От премьер-министра зависит подбор кандидатур в состав правительства. Нередко парламент избирает или  назначает только премьер-министра, остальных министров он назначает  и смещает сам. Премьер-министры имеют высокий должностной оклад. Выше всех оплачиваются п-м Сингапура - 810 тыс. USD в год, п-м Японии - 400 тыс. (вдвое больше президента США и в 14 раз больше президента Польши).

В странах Запада правительство, будучи создано главой государства, парламентом, не подчиняется указаниям своей партии; считается, что оно не может служить интересам партии, а должно отстаивать государственные интересы. Фактически, однако, в составе правительства находятся именно лидеры партии, но главную роль играет не центральный орган партии, а ее парламентская фракция. В странах тоталитарного социализма правительство действует по указаниям центрального комитета правящей партии.

Формирование правительства. Способ образования правительства зависит  от формы правления. В президентской  республике глава государства формирует правительство по своему усмотрению из известных деятелей своей партии (Бразилия, Мексика и др.). В полупрезидентской республике партийный состав парламента учитывается при формировании правительства, поскольку для назначения премьер-министра обычно требуется согласие парламента (нижней палаты) . После выборов президента, если даже избрано то же лицо на новый срок, правительство формируется заново.

В конституционных монархиях и  парламентских республиках применяется  парламентский способ формирования правительства, основанный на выборах в парламент. После каждых выборов правительство формируется заново, даже если у власти сохранилась та же партия, но выборы нового президента не влекут за собой создания нового правительства. Правительство при данном способе формирования считается созданным, если оно получает доверие парламента, но юридически оно создается следующим за этим указом главы государства.

При подборе министров в состав правительства соблюдаются определенные условия. Чаще всего они отражают традиции и обычаи страны. Министры имеют иммунитет, равный иногда иммунитету членов парламента. Иногда министры могут быть преданы суду только по решению парламента, судит их особый суд. Они не должны совмещать должность министра с другими должностями, должны приостанавливать профессиональную деятельность, не участвовать в сделках с государственным имуществом.

Виды правительства. В тех парламентарных государствах, где какая-либо партия имеет абсолютное большинство (50% + 1 голос) создается однопартийное правительство. Такая ситуация характерна для стран с двухпартийной системой (Великобритания, Австралия, Канада и др.) и стран с одной доминирующей партией.

В президентских республиках также  создается однопартийное правительство. Глава государства назначает министров из своей партии и лишь иногда вводит в состав кабинета единичных представителей других партий или беспартийных специалистов. Представители других партий должны действовать в таком правительстве в соответствии с политикой президента.

В полупрезидентских республиках состав правительства в определенной мере может быть связан с составом парламента. Во многих постсоциалистических полупрезидентских республиках президент не обязан учитывать состав парламента, но на деле в какой-то мере делает это. Во всяком случае он учитывает отношение парламента к кандидатуре премьер-министра, поскольку его назначение президентом должно получить предварительное согласие парламента (путем голосования).

Если в конституционной монархии или парламентской республике в парламенте нет большинства от какой-либо партии, но основе предварительного соглашения между лидерами нескольких партий формируется коалиционное правительство , поддерживаемое большинством парламентариев. Лидеры этих партий делят между собой министерские посты. При поддержке (голосовании) депутатов, принадлежащих к партиям, входящим в коалицию, коалиционное правительство получает вотум доверия, но часто оказывается непрочным из-за разногласий в коалиции.

В кризисные моменты, особенно в  условиях войны, может быть образованно коалиционное правительство особого рода - правительство национального единства с широким представительством разных партий, принимающих на себя ответственность за руководство государством.

В тех случаях, когда в правительстве  есть одна-две крупные партии, не имеющие однако, порознь большинства в парламенте, может быть создано правительство парламентского меньшинства . Одна из партий формирует правительство, а несколько малочисленных партий, не входя по принципиальным соображениям или не будучи приглашены в коалицию, обещают поддержать правительство голосованием при вотуме доверия и делают это.

Если в парламентской республике или конституционной монархии не удается сформировать правительство  на коалиционной основе, создается  служебное (техническое, деловое, чиновничье) правительство из специалистов. Они могут быть беспартийными, могут принадлежать к партиям, но в их деятельности не должна учитываться партийная принадлежность. Такое правительство обычно имеет временный характер и существует до новых выборов в парламент, когда можно будет сформировать правительство на партийной основе.

В результате военных и революционных  переворотов нередко создается  временное правительство. Оно образуется внепарламентским способом и не на основе конституционных норм. Временное правительство по составу своих членов может быть партийным и беспартийным.

Полномочия правительства. В большинстве  конституций полномочия правительства  определены самым общим образом. На практике вопросы, входящие в компетенцию  правительства, часто решают его президиум (бюро), комитеты в правительстве, премьер-министр. Обычно это: руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством, охрана общественного порядка и прав граждан, общее руководство внешними сношениями и строительством вооруженных сил, разработка и осуществление планов экономического и социального развития страны, государственного бюджета и др.).

Ответственность правительства и  его членов зависит от того, совершены  ли ими те или иные правонарушения при исполнении служебных обязанностей или в качестве частных лиц.

Ответственность при исполнении служебных  обязанностей может быть политической, уголовной, гражданской и дисциплинарной. Политическая ответственность возможна перед парламентом, президентом  и премьер-министром. Ответственность перед парламентом выражается в вынесении им вотума недоверия правительству и как следствие - в увольнении правительства или министра в отставку. В настоящее время наблюдается тенденция усложнения процедур выражения недоверия правительству и министрам. Это связано с увеличением числа полупрезидентских республик, с необходимостью обеспечения стабильности правительства. Политическая ответственность правительства и министров имеет важную особенность: она возможна не только за правонарушения, но и без таковых, что чаще всего и бывает. Поэтому она и называется политической.

Формы уголовной ответственности  министров за преступления, совершенные  при исполнении служебных обязанностей, неодинаковы. В одних странах  возможен импичмент или предъявление обвинения. В этом случае министр подлежит судебной ответственности, но судит его особый суд.

Гражданская ответственность выражается в исках по отношению к правительству  и министрам за причиненный физическим и юридическим лицам ущерб  в случае нарушения законов при исполнении служебных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность  индивидуальна. Она выражается во взысканиях, налагаемых на министров президентом  или п-м за упущения по службе.

Министерства и ведомства. Министерства и ведомства являются отраслевыми органами исполнительной власти, имеющими специальную компетенцию в определенных сферах государственного управления, как правило, это министерства обороны, иностранных дел, труда, финансов, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и др.

Внутри министерств создаются  дирекции, управления, департаменты, отделы. Ими руководят назначаемые министром  начальники.

Государственный аппарат. Различаются  обыкновенные государственные служащие (врачи, учителя и др.) и классифицированная государственная служба. Служащие, принадлежащие к последней, имеют классные чины, ранги, специальные звания, от которых в определенной мере зависят их полномочия и материальное положение.

Чиновники имеют привилегию несменяемости: они остаются на службе при смене  министров и правительств. Они не могут совмещать службу в госаппарате с другой оплачиваемой работой (кроме творческой, научной, преподавательской), не могут быть членами политических партий, участвовать в политических акциях - это называется департизацией и деполитизацией государственного аппарата. Они обязаны сохранять лояльность по отношению к государству.

 

 

 

Судебная власть и её органы

В любой стране существуют различные  юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и др. Особое место среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти - судебной. Другие юридические органы такой властью не обладают.

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. ЕЕ соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, вышестоящим судом отменяется и дело направляется на новое рассмотрение в другой или тот же суд, но обязательно в ином составе судебной коллегии. В определенных случаях дело может принять к рассмотрению вышестоящий суд, если это отвечает условиям подведомственности и подсудности. Но и тогда решение будет принимать не судебное учреждение в целом, а созданная им судебная коллегия.

Судебная власть принадлежит не судебному учреждению, а судебной коллегии , которая рассматривает дело в соответствии с требованиями установленной судебной процедуры. Коллегия может состоять из профессиональных судей, из одного или нескольких судей и 6 - 9 - 12 - 24 присяжных заседателей. Обычно в странах тоталитарного социализма в процессе участвуют один судья и два народных заседателя, которые имеют в процессе одинаковые права с судьей, принимая решение на равных с ним основаниях большинством голосов. Присяжные участвуют только в уголовном процессе и решают лишь вопрос о виновности или невиновности подсудимого (решают вопросы не права, а факта). Меру же наказания определяет судья.

Суд рассматривает и решает те или  иные конфликты в обществе, возникшие  между его членами - юридическими и физическими лицами, - в соответствии с законом и правосознанием членов судейской коллегии, рассматривающей дело, и внутренним убеждением судей (коллегии). Правосознание, внутреннее убеждение, сложившееся на базе жизненного опыта и в ходе рассмотрения конкретного дела, имеет огромное значение при осуществлении судебной власти. Ее реализация - приговор по уголовному делу, решение по гражданскому иску - представляет собой акт государственного принуждения, совершаемый в особых формах.

Деятельность суда призвана обеспечивать господство права , в том числе и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию и т.д. Это предполагает необходимость воспитывать в обществе уважение к праву, к суду. Законы многих стран предусматривают особый состав преступления - неуважение к суду, которое подлежит строгому наказанию.

Особенности судебной власти как независимой  ветви предполагают судейское самоуправление - наличие рассматриваемых ниже высших квалификационных судейских коллегий. Только они могут решать вопросы об отстранении судей от работы, о наложении на них взысканий, повышении их в должности и переводе на другое место работы.

В отличие от законодательной и  исполнительной власти, которая теснейшим  образом связана с политикой, при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено, равно как и любое давление с целью повлиять на решение суда. Суд не должен руководствоваться политическими или каким-либо иными мотивами вне закона и своего правосознания при рассмотрении конкретного дела, принятия конкретного решения. На деле, однако, это не всегда бывает так, особенно в деятельности высших судебных органов, в том числе конституционных судов.

Информация о работе Лекции по "Политологии"