Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:08, курс лекций
У каждой науки есть своя история. Не является исключением и политология, которая ведет свое начало от политических учений глубокой древности. Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности.
Положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво. С одной стороны, это очень сильная власть, т.к. только она может осуществлять такие меры , которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой стороны, это сравнительно слабая власть, т.к. она не опирается на непосредственную поддержку избирателей. Судебная власть не имеет силовых механизмов, ее сила коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости. Такое отношение к судебной власти со стороны других государственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц, сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует прежде всего в странах с длительными демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права.
Обращение в суд, как правило, является для сторон платным. Судебный процесс стоит дорого: по подсчетам, час судебного процесса в первой инстанции с США стоит около 300 долл. Наиболее известные адвокаты США берут до 500 и более долларов за час консультаций. В Великобритании час работы адвоката в разных конторах стоит 30 - 6- ф. ст. Поэтому во всех странах стоит вопрос о доступности суда для бедных. Как правило, в некоторых случаях предусматривается бесплатная юридическая помощь, некоторые виды исков не подлежат оплате судебной пошлиной, например, дела об алиментах, трудовые споры.
Другая проблема - длительность судебного процесса. Иногда решение дела занимает годы. Это снижает эффективность судебной власти. Наконец, во многих странах стоит проблема исполнения судебных решений: решения судов иногда игнорируются исполнительной властью, а сами суды недостаточно авторитетны, их материальное оснащение бедно. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов роль суда снижается также в связи с тем, что создаются внесудебные органы для расправы с политическими противниками, "контрреволюционерами".
Судебные органы и судебные системы.
Судебные учреждения могут включать
различных государственных
К судье предъявляются высокие требования, что связано с предоставленными ему полномочиями, в том числе по решению судеб людей. Судья должен отвечать профессиональным требованиям (высшее юридическое образование и, как правило, определенный стаж работы на других юридических должностях), обладать высокими моральными качествами, иметь определенный жизненный опыт.
Число судей в тех или иных судебных учреждениях может сильно различаться. В штате районных, межмуниципальных судов может быть до 10 и более судей.
Суды формируются различными способами.
Во многих штатах США судьи избираются
гражданами. В большинстве стран
судьи назначаются, но в высших судах
обычно это происходит при участии
различных ветвей власти. В США
Верховный суд назначается през
Важнейшим положением статуса судей является принцип несменяемости. Это означает, что судья не может быть смещен с должности досрочно, до наступления установленного законом предельного возраста, за исключением случаев, когда он совершил преступление или недостойно вел себя, но может уйти в отставку по собственному желанию. Несменяемость означает также, что смена партии у власти не влияет на положение судей.
Судьи независимы и подчиняются только закону. Признаются принципы их деполитизации и департизации. Как правило, судьи не могут состоять в политических партиях, они не могут заниматься другой оплачиваемой работой. В судебных учреждениях исключаются родственные связи. Закон устанавливает, что вознаграждение судей не может быть уменьшено во время пребывания их в должности.
Виды судебных органов. Существует несколько видов судебных и квазисудебных органов, т.е. органов, осуществляющих некоторые задачи правосудия.
1) Органы досудебного
2) Суды общей юрисдикции ("общие суды") рассматривающие уголовные дела, гражданские и трудовые споры и т. д. Система общих судов включает разные звенья от верховных до низовых судов, но способы их построения различны, существуют 4 модели: англо-американская (англосаксонская), романо-германская (европейская континентальная), социалистическая и мусульманская.
В англосаксонской модели обычно существует единая система судов во главе с верховным судом, широко используется судебный прецедент, что несколько снижает роль законодательства. Судья пассивен в судебном процессе, он лишь ведет заседание и в уголовных делах не решает вопроса о виновности, поскольку полномочия судьи и присяжных разделены.
В романо-германской модели обычно нет единой системы судов, она полисистемна. В разных системах судов, которые специализированы, есть свои высшие органы. Поэтому лишь взятые в целом, они представляют собой общие суды. Например, в Германии 5 высших судов федерации. При этой системе деятельность судов определяется широко развитым законодательством, судебный прецедент применяется крайне редко; наряду с апелляцией используется кассационный и ревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской модели; судья активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства.
Для социалистической модели характерны:
выборность всех судей и народных
заседателей; равенство прав судей
и народных заседателей; совпадение
границ административно-
Мусульманская модель имеет персональный характер: мусульманскому суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд; народных заседателей, присяжных не существует; процесс осуществляется по канонам шариата со специфическими формами ответственности и в гражданском, и в уголовном праве. В некоторых мусульманских странах процедуры обжалования судебных решений не существует, можно лишь обращаться к имаму - высшему духовному лицу, которым по совместительству обычно является монарх.
3) Специальные суды: военные, суды по делам несовершеннолетних, трудовые, по земельным и водным спорам и др. Судьи в этих судах иногда помимо юридического имеют и другое образование (например, педагогическое в судах по делам несовершеннолетних), в судах по трудовым спорам судьями нередко являются профсоюзные деятели. Дела в таких судах рассматриваются в коллегии профессиональных судей, без заседателей, процесс ускорен, нередко они являются отделениями при общих судах.
4) Административные суды (специальные суды особого рода), рассматривающие споры граждан с чиновниками и органами государства по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. Эти суды обычно составляют целостную систему.
5) Суды обычного права - племенные суды, в которых участвуют вожди, старейшины. Они рассматривают споры между соседями, споры об использовании земли, лесов, пастбищ, некоторые вопросы семейного права на основе обычаев племени. Решения племенных судов можно обжаловать в суд общей юрисдикции.
Особое место занимают конституционные суды , а также суды, рассматривающие вопросы конституционной ответственности высших должностных лиц.
Системы судебных органов могут быть неодинаковы в унитарных и федеративных государствах. В унитарных государствах обычно существует единая система общих судов. В федеративном государстве может быть единая система (Канада), но возможна и отдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектов федерации (США). Если существует двойная система, то федеральные суды применяют только федеральные законы, суды же штатов - и федеральные законы, и законы штата.
Осуществление судебной власти. Как уже говорилось, судебная власть осуществляется единолично судьей или судебной коллегией, действующими в особом судебном процессе. Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности.
К числу общих конституционных принципов относятся:
1. Осуществление правосудия только судом, другие должностные лица и органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия.
2. Независимость судей и
3. Свобода доступа к суду. Нельзя
отказывать в приеме дела по
причинам отсутствия закона
4. Коллективное отправление
5. Ведение судебного процесса
на языке, понимаемом
6. Гласность, т. е. открытый, публичный
суд. Закрытые заседания
7. Возможность обжалования и
пересмотра судебного решения
путем апелляции (повторное
8. Ответственность государства
за судебную ошибку. Государство
возмещает физическому или
Конституция закрепляет некоторые особые принципы в сфере уголовного процесса - гарантии правосудия, поскольку именно в уголовном процессе судебное, т. е. государственное принуждение проявляется особенно жестко. К их числу относятся: право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности; право пользоваться помощью адвоката с момента задержания; право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях; презумпция невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Органы и должностные лица, содействующие осуществлению судебной власти. Это: прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебные исполнители.
Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде, осуществляет надзор за местами заключения.
Следователи могут быть подчинены прокурорам и входить с ними в единую систему, состоять при судах или составлять отдельную систему.
Адвокатура - независимая и самоуправляющаяся организация. Коллегии адвокатуры состоят при окружных и высших судах.
Судебная полиция действует при судах. Эти полицейские обеспечивают порядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют распоряжения судьи.
Судебные исполнители выполняют решения судов, например в части, касающейся гражданско-правовых отношений (опись имущества и т. д.).
Нотариусы свидетельствуют и удостоверяют совершаемые сделки, юридические факты, события, выполняют некоторые досудебные функции.
Отрасли права
Гражданское право - это важнейшая
отрасль права, нормы которой
регулируют имущественные, а также
личные неимущественные отношения.
Имущественные отношения