Механизмы денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание

Итак, целью данной работы является: рассмотрение механизма денежно-кредитной политики Украины а переходный период и рассмотрение сущности, задач, целей, типов методов, проблем и эффективности фискальной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо сформулированы следующие задачи работы:
изучить теоретические аспекты сущности и инструментария фискальной политики;
рассмотреть цели, задачи, типы и методы фискальной политики;
исследовать состояние и проблемы фискальной политики в Украине;
рассмотреть эффективность фискальной политики как основного инструмента повышения экономического благосостояния страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования и концептуальные основы фискальной политики.
1.1.Экономическая сущность и цели денежно-кредитной политики Украины.
1.2.Сущность и инструментарий фискальной политики.
1.3.Типы и методы фискальной политики.
РАЗДЕЛ 2. Механизм реализации денежно-кредитной политики государства и фискальная политика в Украине: проблемы и основные направления реформирования.
2.1.Особенности фискальной политики в Украине.
2.2.Механизмы и направления денежно-кредитной системы Украины.
2.3.Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины.
РАЗДЕЛ 3. Фискальная политика в Украине.
3.1.Сочетание фискальной политики с денежной политикой.
3.2.Эффективность фискальной политики.
3.3.Проблема бюджетного дефицита и государственного долга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 172.15 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО 
 
 

факультет экономический

кафедра экономической кибернетики 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по политической экономии

на тему:

«Механизмы  денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины»

                                                                   
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 1 курса, группы 101-К

Верес Станислав  Сергеевич

Научный руководитель:

                                                                         к.э.н. Сирош Н.В 
 
 
 
 
 
 

Симферополь 2011

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования и  концептуальные основы фискальной политики.

    1.1.Экономическая сущность и цели денежно-кредитной политики Украины.

     1.2.Сущность и инструментарий фискальной политики.

     1.3.Типы и методы фискальной политики.

РАЗДЕЛ 2. Механизм реализации денежно-кредитной  политики государства и фискальная политика в Украине: проблемы и основные направления реформирования.

    2.1.Особенности фискальной политики в Украине.

    2.2.Механизмы и направления денежно-кредитной системы Украины.

    2.3.Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины.

РАЗДЕЛ 3. Фискальная политика в Украине.

    3.1.Сочетание  фискальной политики с денежной политикой.

    3.2.Эффективность  фискальной политики.

    3.3.Проблема  бюджетного дефицита и государственного  долга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3 

 

     Введение 

     Я считаю, что данная тема актуальна  в наше время. Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась.

     Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация  не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так  же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении. Каждое правительство  всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и  непоследовательной.

     Таким образом, фискальная политика государства  является важным направлением его финансовой политики, которое играет большую  роль в регулирование экономики  посредством налогов и политики доходов и расходов.

       Ныне  в отечественной экономической  литературе денежно-кредитная политика отождествляется с монетарной политикой  НБУ. Основной целью такой политики есть стабилизация национальной денежной единицы и денежного рынка  за счет контроля и управление эмиссией денег и банковской системой. Но реализовать эту задачу в условиях переходной экономики монетарная политика может только в совокупности с  фискальной политикой государства, причем и фискальная, и денежно-кредитная  политика должны составлять единый механизм достижения конкретной цели на соответствующем этапе. Хотя денежно-кредитная и фискальная политика выступают как отдельные составные при достижении конечного макроэкономического результата, эффективность их действий состоит в определении тактических целей и во взаимодействии в походке их реализации. Такое взаимодействие определяет эффективность и действенность как каждой отдельной составной, так и в целом экономической политики государства.

       Итак, целью  данной работы является: рассмотрение механизма денежно-кредитной политики Украины а переходный период и рассмотрение сущности, задач, целей, типов методов, проблем и эффективности фискальной политики.

     Для достижения поставленной цели необходимо сформулированы следующие задачи работы:

  • изучить теоретические аспекты сущности и инструментария фискальной политики;
  • рассмотреть цели, задачи, типы и методы фискальной политики;
  • исследовать состояние и проблемы фискальной политики в Украине;
  • рассмотреть эффективность фискальной политики как основного инструмента повышения экономического благосостояния страны.

     Объектом  изучения является фискальная политика Украины.

     Предметом изучения являются типы, методы и инструментарий фискальной политики.

     Без изучения данных теоретических аспектов этой работы ни один человек как  профессиональный экономист состояться не сможет, так как эта тема является одной из важнейших и значимых при изучении экономики.

     Методы  исследования: описательный, сравнительный, табличный методы, анализ, сравнение, аналогия.

     Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, девяти подразделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

     Методологическая основа изучения выбранной темы предусматривает использование таких периодических изданий как: «Актуальные вопросы экономики», «Финансы Украины», «Экономика Украины», «Голос Украины», «Вестник НБУ», «Экономика и прогнозирование», «Региональная экономика», статистические сборники и др.

     Также были использованы труды следующих авторов Алексеенко Н.Д., Гальчинского А.С., Епифанова А.О., Костиной Н.И., Луцива Б.Л., Лютого И.О., Славлука Н.И., Филатовой О.В. др.

 

РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты  денежно-кредитного регулирования и  концептуальные основы фискальной политики 

     1.1.Экономическая  сущность и цели  денежно-кредитной политики Украины

     Каждая  страна, в зависимости от формы  политической власти, определяет основные направления своего социально-экономического развития. Товарная форма хозяйствования базируется на рыночном механизме взаимосвязи  между субъектами хозяйственной  деятельности. Данная взаимосвязь основывается, с одной стороны, на действии объективных  экономических законов товарного  производства, с другой стороны, на стремлении реализации своих субъективных потребностей и интересов каждым индивидуумом.

     Объединение объективного и субъективного в  конкретной форме хозяйствования порождает  одно из главных противоречий рыночной экономики. Функционируя на действии объективных  экономических законов, рыночная экономика  старается развиваться, используя  механизм саморегулирования. Такая  точка зрения была в основе экономических  концепций саморегулирования и  экономического равновесия рынка. Так, Ж-Б. Сей в своей работе «Трактат политической экономии» (1803 г.), рассматривая процесс функционирования рыночного  отношения, писал, что каждый товаропроизводитель  изготовив продукт старается  его реализовать, а получив деньги старается их избавиться. купивши  необходимые нему товары. Ж-Б Сей  установил, что в сфере реализации существует тождественность, которая  автоматически устанавливает экономическую  равновесомую в рыночном хозяйстве.

       Слабое развитие продуктивных  сил и товарного производства  не порождал характерных для  рыночной производства противоречий, связанных с кризисами перепроизводства, периодического нарушения экономического равновесия и структурной диспропорции в рыночном хозяйстве. В такой схеме реализовывались интересы каждого товаропроизводителя, который вырабатывал столько продукции, сколько мог реализовать на рынке с прибылью для себя. Своей очередью объективные экономические законы рынка, механизм рыночного ценообразования определяли необходимое количество продукции для потребления. Реализация такой взаимосвязи порождала теоретические концепции о совершенстве рыночного механизма саморегуляции.

     Разные  экономические школы неоднозначное  подошли к формам вмешательства  государства в экономические  процессы и целей денежно-кредитной  политики государства. Представители  кейнсианской доктрины и приверженцы  чикагской школы монетаризму  М. Фридмена по-разному определяли причины  экономических противоречий и формы  государственной денежно-кредитной  и фискальной политики. Но как показал  следующее развитие экономической  теории, приверженцы этих школ в  современных условиях пришли к общему заключению, которое объединяет эти  направления в экономической  теории неоклассического синтеза.

     Для определения объективной необходимости  денежно-кредитной политики в особенности  важно правильно понять ее сущность, целые, инструменты и механизм реализации. Всякая денежно-кредитная политика, которая проводится государством одновременно реализует как политические, так  и экономические цели. Политические цели определяются государственным  устройством, существующей законодательной  базой и социально-политическим направлением развития общества, которые  реализуют органы государственной  власти и государственного управления. И сегодня достижение политических целей невозможное без решения  социально-экономических проблем. Соответствующей  действительности состояние экономики  есть материальной базой для политического  развития общества, не возможно построить материально высокоразвитое общество с высокой ступенью социальной защиты каждого гражданина в условиях обострения экономических противоречий и падение производства. Поэтому политические и экономические целые сегодня нельзя рассматривать и реализовывать в отдельности, а только в совокупности, как одно целое.

     При этом необходимо указать, что можно  определить общеэкономические цели экономической политики государства, которые носят стратегический характер, и конкретные цели денежно-кредитной  политики, которые имеют тактическое  значение, носят ли автономный характер. За своей сущностью денежно-кредитная  политика - это государственное регулирование  сферы денежного обращения и  кредитного отношения. Основная цель такой  политики подчиненная общеэкономической  политике государства и направленная на достижение экономической стабильности и прогресса в условиях оптимального уровня основных макроэкономических показателей. Мы видим, то цели общеэкономической  политики государства и денежно-кредитной  политики в конечной цели совпадают, но при этом следует отметить, что  на краткосрочных этапах они могут  не совпадать. Как справедливо отмечает А. Гальчинский, общая целевая направленность денежно-кредитной политики не только не возражает, а предусматривает  определение ее спешных автономных целей. Последние принято рассматривать  в теории денег как тактические  цели денежно-кредитной политики. Этим определением снова же таки подчеркивается структурная подчиненность всего  комплекса денежно-кредитной политики макроэкономической задачей. Но при  этом необходимо указать, что в конкретной экономической ситуации, денежно-кредитная  политика может не совпадать с  конечной целью. Мы видим, что денежно-кредитная  политика имеет более гибкие рычаги для оперативного вмешательства  государства с целью реализации тактических целей, которые могут быть промежуточным этапом на пути к макроэкономической стабильности.

     В экономической литературе общепринятым есть утверждение, которое высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит  в обеспечении стабильности цен, полной занятости и возрастании  реального объема производства. Положения, которые денежные отношения есть одной из составных совокупности всего рыночного отношения, разрешает  сделать вывод, что цели денежно-кредитной  политики есть производными от общеэкономических  целей и определяются приоритетами последних. Одним из постулатов такой  взаимосвязи есть положение, которое  одной из целевых функций денежно-кредитной  политики есть достижение стабильности национальной денежной единицы. Вместе с тем мы видим, что такая стабильность есть обязательным необходимым условием при решении макроэкономических задач.

     На  сегодня денежно-кредитная политика отождествляется с монетарной политикой. Основной целью такой политики е  стабильность национальной денежной единицы  и денежного обращения за счет контроля за эмиссией денег и кредитным  механизмом. Но реализовывать эту  задачу монетарная политика может лишь в совокупности с фискальной политикой  государства, при чем и фискальная, и денежно-кредитная политика должны составить единый механизм достижения конкретной цели на определенном этапе. Хотя денежно-кредитная и фискальная политика выступают как отдельные  составные для достижения конечного  макроэкономического результата, эффективность  их действий состоит в определении  тактических целей и взаимодействия в ходе их реализации. Поэтому, хотя монетарная и фискальная политика относительно автономные, имеют собственный инструментарий и механизм реализации, их взаимодействие есть одной из главных факторов экономической  стабильности и возрастания.

Информация о работе Механизмы денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины