Механизмы денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание

Итак, целью данной работы является: рассмотрение механизма денежно-кредитной политики Украины а переходный период и рассмотрение сущности, задач, целей, типов методов, проблем и эффективности фискальной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо сформулированы следующие задачи работы:
изучить теоретические аспекты сущности и инструментария фискальной политики;
рассмотреть цели, задачи, типы и методы фискальной политики;
исследовать состояние и проблемы фискальной политики в Украине;
рассмотреть эффективность фискальной политики как основного инструмента повышения экономического благосостояния страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования и концептуальные основы фискальной политики.
1.1.Экономическая сущность и цели денежно-кредитной политики Украины.
1.2.Сущность и инструментарий фискальной политики.
1.3.Типы и методы фискальной политики.
РАЗДЕЛ 2. Механизм реализации денежно-кредитной политики государства и фискальная политика в Украине: проблемы и основные направления реформирования.
2.1.Особенности фискальной политики в Украине.
2.2.Механизмы и направления денежно-кредитной системы Украины.
2.3.Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины.
РАЗДЕЛ 3. Фискальная политика в Украине.
3.1.Сочетание фискальной политики с денежной политикой.
3.2.Эффективность фискальной политики.
3.3.Проблема бюджетного дефицита и государственного долга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 172.15 Кб (Скачать документ)

     Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада  мoжет удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.

     Но  есть здесь и недостаток. Временное  снижение налогов не всегда приемлемо  для борьбы со спадом, так как  в демократическом обществе, как  правило, сложнее повысить налоги после  преодоления спада, гораздо проще  бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и  чрезмерной занятостью.

     Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику  происходящих экономических процессов, на основе которой правительство  настраивает свои рычаги: налоги и  государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.

     Однако  узнать, во что выльются возникшие  тенденции макроэкономики полностью  не удается. Поэтому правительство  не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что  вынуждает его принимать решения  по настройке фискальной политики с  известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов  фискальной политики и принятию решений  правительства.

     Запаздывание  действия необходимых рычагов дискреционной  политики связано также с обычными административными процедурами  по организации мероприятий, обусловленных  проведением новой хозяйственной  политики.

     Эффект  от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что  вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.

     Отмеченные  запаздывания, временные лаги между  периодом возникновения потребности  в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.

     Второй  вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности  дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным  новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом  фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически  с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.

     "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

     Их  суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого  дохода. Почти все налоги построены  таким образом, что позволяют  обеспечить рост налоговых поступлений  с увеличением чистого национального  продукта. Это касается налога с  доходов физических лиц, который  имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

     

     Рис. 2. Встроенные стабилизаторы

     где:

     G — государственные расходы;

     Т— налоговые поступления

     На  рисунке 2 размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.

     В этот период налоговые поступления  превышают государственные расходы  (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

     График  отображает и падение налоговых  поступлений в период, когда ЧНП  уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

     Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

     Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

     На  основании данных о циклических  бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность  мер фискальной политики, так как  наличие циклически несбалансированного  бюджета не приближает экономику  к состоянию полной занятости  ресурсов, а может иметь место  при любом уровне выпуска. Поэтому  встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение  полной занятости ресурсов.

     В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

     Группа  американских специалистов во главе  с А. Лаффером изучила зависимость  суммы налоговых поступлений  в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера .

    Ставка налога (К),

    в процентах  100 
     

     
 
      
       
 
 

             (общая сумма налогов)

     Рис. 3. Кривая Лаффера 

     Группа  А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.

     Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50—70%.

     Украина сегодня по налоговым поступлениям явно находится не в оптимальной  позиции. В результате запланированная  величина налоговых поступлении, превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной.

     Фактически  государство не может получить и 30-35% ВВП, что повлечет за собой задержку выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, усилению напряженности  с ростом неплатежей предприятий  друг другу.

     Кривая  Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для  бизнеса, способствовать образованию  дополнительных сбережении и тем  самым содействовать инвестиционному  процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.

     Фискальная  политика должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:

  • требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов, обусловливает низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;
  • необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;
  • назрела необходимость сокращения налоговых льгот. В сегодняшний период, когда происходит глобальный пересмотр налоговой системы, индивидуализация налоговых льгот оборачивается неразберихой и коррупцией. Данная индивидуализация налоговых ставок возможна лишь и хорошо отработанной, налаженной налоговой политике.

     В заключении можно выделить, что современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

 

РАЗДЕЛ 2. Механизм реализации денежно-кредитной  политики государства  и фискальная политика в Украине: проблемы и основные направления  реформирования 

     2.1.Особенности  фискальной политики  в Украине

     18-летний  период рыночных преобразований в Украине позволил, наконец, выработать четкий взгляд на направление реформирования финансовой системы. Как отмечалось выше, выбор комплекса налоговых мер государственного воздействия на национальное хозяйство зависит от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно находится в настоящий момент. Сегодня (как и в течение всего времени реформ) экономика Украины находится на «кейнсианском» отрезке, то есть в той фазе развития, когда производство не достигло еще уровня полной занятости. Следовательно, задача государственного регулирования должна заключаться не в ограничении совокупного спроса (который и без того имеет весьма узкие границы), а в стимулировании его расширения.

     На  протяжении всего периода реформ допущен ряд фундаментальных  ошибок в формировании налоговой  стратегии государства. Оказались  не учтены особенности объекта реформирования – экономики Украины. В качестве теоретической базы было ошибочно избрано  некое подобие монетаризма, искаженное до неузнаваемости в применении к  украинской действительности. Можно  утверждать, что реально монетаристская политика так и не проводилась (стоит  отметить хотя бы административно проведенную  «либерализацию» цен и постоянно  нарастающий вал налогов).

     Допущенные  просчеты во многом могут быть оправданы  тем, что проблемы перехода от централизованного  административно управляемого государства  к регулируемому рыночному хозяйству  являются наименее разработанными как  с точки зрения теории, так и  с точки зрения практического  формирования и реализации экономической  политики. Те модели переходного периода, которые апробированы в странах Восточной Европы и Южной Америки, не сумели предотвратить там трансформационный спад, и автоматические перенесение их на украинскую почву не могло дать положительных результатов. Практический же вариант трансформации в Украины оказался, как известно, далек от любой существовавшей в тот момент модели, причем отличался не в лучшую сторону.

     Вхождение украинской экономики в фазу рыночных отношений отмечено резким усилением  инфляционных тенденций. Многократный рост цен выдвинул в число первоочередных задач разработку и реализацию антиинфляционных мер как основы формирования благоприятного производственного и инвестиционного  климата. Нарастание инфляционных процессов  в переходный период привело к  резкому обострению бюджетных средств  и увеличению дефицита государственного бюджета, что объективно вынудило государственные  органы управления повышать налоги. Наличие  громоздкого госсектора, несущего груз диспропорций и структурных перекосов  социалистической экономики, заставляло поддерживать высокий уровень государственных  расходов, что требовало соответствующей  доходной части, формируемой в основном за счет налоговых поступлений.

Информация о работе Механизмы денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины