Механизмы денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание

Итак, целью данной работы является: рассмотрение механизма денежно-кредитной политики Украины а переходный период и рассмотрение сущности, задач, целей, типов методов, проблем и эффективности фискальной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо сформулированы следующие задачи работы:
изучить теоретические аспекты сущности и инструментария фискальной политики;
рассмотреть цели, задачи, типы и методы фискальной политики;
исследовать состояние и проблемы фискальной политики в Украине;
рассмотреть эффективность фискальной политики как основного инструмента повышения экономического благосостояния страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования и концептуальные основы фискальной политики.
1.1.Экономическая сущность и цели денежно-кредитной политики Украины.
1.2.Сущность и инструментарий фискальной политики.
1.3.Типы и методы фискальной политики.
РАЗДЕЛ 2. Механизм реализации денежно-кредитной политики государства и фискальная политика в Украине: проблемы и основные направления реформирования.
2.1.Особенности фискальной политики в Украине.
2.2.Механизмы и направления денежно-кредитной системы Украины.
2.3.Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины.
РАЗДЕЛ 3. Фискальная политика в Украине.
3.1.Сочетание фискальной политики с денежной политикой.
3.2.Эффективность фискальной политики.
3.3.Проблема бюджетного дефицита и государственного долга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 172.15 Кб (Скачать документ)

     Такими  условиями в ситуации что сложилась  в экономике, могут быть:

     - определение приоритетов в структурной  перестройке экономики;

     -льготное кредитование приоритетных областей и предприятий. Установление государственного контроля за обязательностью предоставления кредитов коммерческими банками определенным государством предприятиям на льготных условиях;

     - создание более гибкой системы  налогообложения, которая бы разрешала  стимулировать использования части  прибыли на развитие производства;

     - создание соответствующей законодательной  базы, которая дает возможность  одновременно реализовывать интересы  предпринимателя и государства  в целом.

     Приоритетными направлениями структурной перестройки  экономики, прежде всего должны быть:

     - усиление социальной ориентации  экономики и решение на этой  основе комплекса задач, направленных  на возрастание уровня и качества  жизни большинства население,  которое в свою очередь расширит  внутренний рынок и создаст  стимулы для национального производителя;

     - стимулирование развития наименее  ресурсоемких производств, а также  таких, которые ориентированы  на внутренние ресурсы Украины,  которые дадут возможность разрабатывать  и использовать свои ресурсы;

     - опыт, нагроможденный в сфере  наукоемких технологий воинского  производства, а также всего научно-технического  потенциала страны, который даст  возможность увеличить объемы  экспорта, определить и закрепить  свою специализацию на мировом  рынке;

     - развитие агропромышленного комплекса,  эффективное использование лучших  земельных угодий, повышение эффективности  перерабатывающей промышленности, расширение ассортимента и качества  продукции, ее выход не только  на внутренний, но и на внешний  рынок;

     - внутреннее сбалансирование рынка,  который объективно определяет  переориентацию производства средств  производства, областей машиностроения, металлургической, химической промышленности  на создание национальной межотраслевой  кооперации, ее выход с конечной  продукцией на международный  рынок, который даст возможность  вырабатывать в Украине не  только сырье, производство которого, как правило, экологически опасное,  но и  получать необходимые  средства для охраны окружающей среды, воссоздавать естественные ресурсы, создавать безотходное производство.

     Рассматривая  процесс финансирования структурной  перестройки через государственный  бюджет, необходимо указать, что существует несколько подходов к решению  этой проблемы. Один из них базируется на прежде принятых принципах финансирование областей народного хозяйства, то есть, процесс финансирования на следующий  год базировался на показателях  предшествующего года. И только отдельные  области могли получить больше финансовых ресурсов, которые, как правило, происходило  в случае строительства или ввода  в эксплуатацию новых объектов.

     Сегодня, принимая государственный бюджет, можно  указать, что каждое Министерство «отвоевывает»  финансовые ресурсы для себя. Мы видим, что, с одной стороны, такой  принцип финансирования через государственный  бюджет невозможный в силу дефицита самого бюджета. С другой стороны, уменьшение финансирования отдельных областей неминуемое приведет к социально-экономическим  противоречиям: невыплаты заработной платы, уменьшение количества работающих, закрытие некоторых предприятий.

     Другой  подход к финансированию государственных  предприятий через бюджет состоит  в определении рыночных приоритетов  среди производителей. Под этим понимается необходимость определить те области  народного хозяйства и направления  развития экономики, которые в ближайшее  время могут выйти с своей  продукцией на рынок и быть конкурентоспособными, а это означает, иметь доход. Возможность  получения прибыли предприятиями  дает возможность государству иметь  поступления в бюджет с этих предприятий  через систему налогообложения.

     На  первый взгляд такой подход еще большее  заострит социально-экономические  противоречия в обществе, приведет к еще большей дифференциации в прибылях разных слоев населения соответственно их отраслевому назначению. Но необходимо указать, что такая дифференциация на сегодняшний день уже достигла грандиозных масштабов. 90 процентов населения, согласно социологическим исследованиям, живое ниже прожиточного минимума. Поэтому проблема состоит не в том, как финансовые ресурсы распределяются через государственный бюджет, а в том насколько эффективно они используются. Эффективность использования финансовых ресурсов е одной из главных проблем становления рыночного механизма в Украине.

     Эта проблема имеет как объективную  так и субъективную сторону, причем они тесно взаимосвязаны. Объективная  сторона данного процесса базируется на необходимости перехода к  рыночным формам хозяйствования через становление  частных форм собственности. Становление  частных форм собственности неминуемо  приводит к изменениям в структуре  производства, в формах его организации, распределения прибыли, финансировании развития. Вместе с тем изменение  формы собственности задевает экономические  интересы участников производственного  цикла. Субъективная сторона определяется правовым обеспечением данного процесса, его соответствием реальному  механизму воплощение на практике. Но здесь необходимо указать, что  процесс приватизации в Украине  прошел в интересах той группы, которая его осуществляла, прежде всего бывшего партийно-административного  аппарата, который и сегодня управляет  этим процессом, закрепив свои привилегии даже в законе о приватизации.

     Поэтому ссылка на нецелесообразность определения  приоритетов государственного финансирования можно считать необоснованной. Такие  приоритеты уже существуют, они определены в зависимости от степени их контроля со стороны отдельных административно-финансовых групп. Исходя из той экономической  ситуации, которая сложилась на сегодня  в Украине, главным есть не перераспределение  уже сформированной собственности, а создание законодательной базы, которое бы дало возможность предпринимателям получать прибыль, государству иметь равновеликие поступления в бюджет и через бюджет решать социально-экономические проблемы всего общества.

     Важным  рычагом реструктуризации экономики  есть использование ресурсов коммерческих банков. Но на сегодняшний день этот источник не может использоваться, в связи с тем, что с одной  стороны, не существует соответствующей  правовой базы, а с другой стороны  нестабильность экономической ситуации в стране не создает условий для  заинтересованности коммерческих банков в вложении средств в структурную  перестройку.

     Существует  ряд ограничений в законодательных  документах Украины, которые не разрешают  коммерческим банкам иметь любую  частицу уставного фонда предприятия, которое разрешило бы им быть заинтересованными  в функционировании данного предприятия  и вкладывать средства в его развитие. Снятие такого ограничения дало бы возможность, в особенности банкам, которые имеют отраслевое направление  кредитование выделить наиболее приоритетные направления, наиболее конкурентоспособные  предприятия и осуществить долгосрочное инвестирование. Двусторонняя заинтересованность предопределяется общей формой собственности, которая своей очередью, уменьшает  и кредитный риск.

     В условиях нестабильности ситуации на финансовом рынке государство должно создать условия для коммерческих банков  для уменьшения риска  при долгосрочном кредитовании. Банк должен быть уверен в получении стабильной прибыли, что бы отвечал ее расчетам. Мы видим, что учетная ставка Национального  банка все время изменяется. Так с 08.06.2010г. до 10.08.2010 она выросшая до 9,5 %, а потом снизилась до 7,75%.При условии такой нестабильности учетной ставки о долгосрочном кредитовании - кредитование под структурную перестройку - не может быть и речи.

     Одним с путей заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных кредитов может быть льготное налогообложение  определенных направлений кредитования. То есть, банк может частично или  полностью освобождаться от уплаты налогов за финансирование средств  на производственное строительство, преимущественно  на реконструкцию и техническое  перевооружение предприятий, создание социально-бытовых объектов, инновационных  программ, программ занятости и других. Важным инструментом в данном механизме  есть создание Украинского банка  развития и реконструкции, что бы координировал такую деятельность, проводил систематизацию и анализ инвестиционных проектов и давал рекомендации коммерческим банкам, а будучи государственной  структурой, выступал бы гарантом для  коммерческих банков.

     Значительную  роль в процессе долгосрочного кредитования современной рыночной экономики  может сыграть парабанковская система. Финансово-кредитные институты этой системы имеют значительные денежные ресурсы, которые могут использоваться на долгосрочный период, о чем свидетельствует  опыт стран рыночной экономики. В  Украине функционирует значительное количество пенсионных, профсоюзных, страховых  и других фондов, ресурсы которых  могли бы использоваться как источник инвестирования структурной перестройки. Для этого необходимо обеспечить правовую основу данного направления  их деятельности, а также создать  механизмы и институты функционирования данного процесса. Важную роль в  этом процессе может сыграть Украинский инвестиционный банк. Имея научно-информационную базу, он может систематизировать  инвестиционные проекты, провести их анализ и наиболее эффективно использовать средств фондов.

     Важным  фактором, который определяет приоритеты структурной перестройки Украины  являются прямые иностранные инвестиции. Динамика объемов зарубежных инвестиций в отдельные области экономики  дает возможность более точно  определить конкурентоспособность  отдельных наших предприятий  и областей, соответствие их продукции  конъюнктуре мирового рынка. Прямые иностранные инвестиции дают возможность  определить приоритетность развития предприятий  за счет государственного финансирования, возможность получения будущих  поступлений в государственный  бюджет из этих предприятий. Определение  структуры государственного финансирования, ее приоритетных направлений в условиях дефицита государственных финансовых ресурсов требует принятие и реализации экономико-правового механизма, который  бы обеспечил наиболее эффективное  использование привлеченных средств  в интересах инвесторов и государства  в целом. Приоритетность поступления  иностранных инвестиций в отдельные  области экономики разрешает  определить основные ориентиры структурной  перестройки экономики Украины.

     Особая  роль в этом процессе принадлежит  денежно-кредитной политике НБУ, которая  должна с одной стороны, оказывать  содействие привлечению иностранных  инвестиций, а из другого, осуществлять государственный контроль за их целевым  и эффективным использованием. Рассматривая структуру прямых иностранных инвестиций в экономику Украины по отдельным  областям мы можем определить, что  иностранных инвесторов наиболее интересуют те области экономики, которые дают возможность получить быструю прибыль (внутренняя торговля, пищевая промышленность, сфера обслуживания), а также предприятия  машиностроения и металлообработки, которые сохранило значительный научно-технический и трудовой потенциал (многие из них входили в военно-промышленный комплекс) и продукция которых  конкурентоспособная и ценится на мировом рынке. Значительный интерес представляют также предприятия связи, транспорта, финансовый сектор, без которых невозможное функционирование современного рыночного механизма и эффективное использование привлеченного капитала.

     Определение приоритетных направлений иностранного инвестирования разрешает государственным  структурам с помощью экономико-правовых факторов проводить соответствующую  политику их регулирования, а также  дает возможность наиболее рационально  использовать государственные финансовые ресурсы. То есть, с помощью фискальной и денежно-кредитной политики государство  должно регулировать объемы инвестиционных поступлений, осуществлять перераспределение  доходов с необходимым учетом интересов социально-экономического развития страны.

     Налоги  являются наиболее эффективным и  действенным инструментом государственного регулирования экономики. Налогообложение  определяет прямая взаимосвязь между  государством и субъектами хозяйственной  деятельности, выступает системой рычагов, которые регулируют сбалансированность экономического возрастания, эффективное  использование ресурсов, стимулирование инвестиционной и предпринимательской  активности.

     В мировой практике государственного регулирования экономики налоги используются параллельно с такими инструментами, как бюджетное финансирование, механизм денежно-кредитной политики центрального банка, инвестиционная политика государства, которые составляют единый механизм определения приоритетных направлений и структурного развития экономики.

     Подводя итог можно сказать, что цель государственного регулирования структурной перестройки - это не только рыночные преобразования, а и налоговая политика, которая может сопровождать эти преобразования. Одним из основных инструментов государственного регулирования есть налоговая политика. Именно она определяет приоритеты развития отдельных социальных групп, областей и форм хозяйствования.

 

РАЗДЕЛ 3. Фискальная политика в Украине 

     3.1.Сочетание  фискальной политики  с денежной политикой 

     Сочетание денежной политики и фискальной используется тогда, когда предложение денег растет для того, чтобы предотвратить возрастание ставки процента. Центральный банк печатает деньги для покупки ценных бумаг, а затем правительство покрывает с их помощью свои бюджетный дефицит. Когда происходит такое приспособление, то кривые IS и LM сдвигаются вправо-вверх.

     

     Рис11. Модели кривых IS и LM

Информация о работе Механизмы денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины