Механизмы денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание

Итак, целью данной работы является: рассмотрение механизма денежно-кредитной политики Украины а переходный период и рассмотрение сущности, задач, целей, типов методов, проблем и эффективности фискальной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо сформулированы следующие задачи работы:
изучить теоретические аспекты сущности и инструментария фискальной политики;
рассмотреть цели, задачи, типы и методы фискальной политики;
исследовать состояние и проблемы фискальной политики в Украине;
рассмотреть эффективность фискальной политики как основного инструмента повышения экономического благосостояния страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования и концептуальные основы фискальной политики.
1.1.Экономическая сущность и цели денежно-кредитной политики Украины.
1.2.Сущность и инструментарий фискальной политики.
1.3.Типы и методы фискальной политики.
РАЗДЕЛ 2. Механизм реализации денежно-кредитной политики государства и фискальная политика в Украине: проблемы и основные направления реформирования.
2.1.Особенности фискальной политики в Украине.
2.2.Механизмы и направления денежно-кредитной системы Украины.
2.3.Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины.
РАЗДЕЛ 3. Фискальная политика в Украине.
3.1.Сочетание фискальной политики с денежной политикой.
3.2.Эффективность фискальной политики.
3.3.Проблема бюджетного дефицита и государственного долга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 172.15 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, становление финансовой системы  в Украины происходило в обстановке, которая лишала возможности создавать  ее исходя из перспективных задач  реформирования экономики, а не сиюминутной  целесообразности. Искать конструктивный выход из этой ситуации очень сложно, поскольку бюджетный кризис делает крайне трудной задачу снижения налогового бремени. Однако в сложившихся условиях и высокие налоговые ставки не могут решить проблему дефицита бюджетных  средств, а способны лишь окончательно подорвать финансовые стимулы предприятий.

     На  практике так и случилось. Рост налоговой  нагрузки спровоцировал резкое сужение  числа платежеспособных агентов (к 2010 году доля убыточных предприятий в целом по реальному сектору составила 8,7 тысячи), а также уход в тень все большего числа производителей. Особенно остро налоговое бремя ощущалось в период высокой инфляции, когда налоговые изъятия сопровождались выплатой фирмами инфляционных налогов, что дополнительно урезало финансовые источники возмещения производственных затрат и осуществления накоплений.

     Инфляция  в сочетании со спадом производства и резкими колебаниями конъюнктуры  поставила формирование рациональной налоговой системы в разряд самых  приоритетных задач. Однако выбор пакета налоговых инструментов (как и  рекомендаций по другим направлениям реформы – либерализации цен, денежно-кредитному и валютному  регулированию) происходил в отрыве от объективных условий и потребностей развития экономики. Сегодня, очевидно, что существующая налоговая стратегия нуждается в смене приоритетов, а налоговая система – в значительной либерализации. Рестриктивный, фискальный характер сформированной на этапе реформ системы, ее перегруженность чрезмерным количеством налогов и слишком высокий уровень налогового бремени, запутанность законодательства сыграли не последнюю роль в углублении трансформационного кризиса и криминализации экономики.

     Ужесточение налоговой политики, сопровождавшееся становлением жесткой бюджетной  системы финансирования, – постоянное направление деятельности экономических  органов на протяжении переходного  периода (в то время как страна нуждалась в обратном). В настоящий  момент фискальная ориентация налоговой  системы по-прежнему является важнейшим  препятствием для экономического оживления  и роста деловой и инвестиционной активности.

     Из  всего вышеперечисленного можно  сделать следующие выводы:

     1) Налоговая система в ее нынешнем виде создает препятствия даже простому воспроизводству, не говоря уже о расширенном, поэтому ее либерализация представляет жизненно необходимый шаг, осуществление которого откладывается уже ряд лет. Во многом это объясняется тем, что и сегодня по-прежнему отсутствует научно обоснованная концепция реформы.

     2) Для ее успешного проведения необходимо выработать общую стратегию, в рамках которой должны быть системно увязаны такие блоки экономического механизма, как ценовая и инвестиционная политика, комплекс мер по созданию класса эффективных собственников (в том числе формирование правового обеспечения и защиты), финансовая и денежно-кредитная политика, налоговая стратегия, меры по социальной защите населения и т.д.

 

     2.2.Механизмы  и направления  денежно-кредитной системы Украины

     В соответствии с мировым опытом в  сфере денежно-кредитного регулирования  ни монетаризм, ни теория государственного регулирования сами собой не воплощаются  в экономическую политику стран. Преимущество предоставляется рыночным механизмам сравнительно с административными  методами регулирования. Примером может  быть либерализация банковского  законодательства в европейских  странах в начале 90-х лет XX столетие.

     Государственное регулирование денежно-кредитной  сферы может осуществляться сколько-нибудь успешно лишь в том случае, если государство через Национальный банк способно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы.

     Выбор и объединение экономических  инструментов, которые применяются  при определенных условиях, зависит  от стратегии центрального банка. Вообще центральные банки могут использовать:

     — административные или рыночные инструменты;

       — инструменты прямого или  косвенного влияния;

     — коротко-, средне- или долгосрочные мероприятия.

     Например, в сфере учетной политики центральный  банк может применять прямое регулирование  на денежном рынке и вместе с тем  — косвенное влияние на рынок  капиталов.

     Долгосрочными мероприятиями денежно-кредитной  политики есть такая стратегия центрального банка, которая рассчитанная на период с одного года до нескольких десятилетий. Примером инструментов долгосрочного регулирования являются традиционные инструменты денежной политики (например, обязательных банковских резервов, финансирование и т.п.). Мероприятиями краткосрочной политики могут быть операции с ценными бумагами, операции "своп" в границах валютной политики и т.п..

     Административными инструментами денежной политики есть эмиссия денежной наличности, внедрение  минимума кредита центрального банка, который предоставляется правительственным  и банковским учреждениям, прямое регулирование  ссудных операций банков, определение  маржи, процентов для финансирования отдельных областей экономики и  т.п..

     Использование методов административного регулирования  объемов и структуры денежного  обращения наибольшее распространенно  в странах с переходной экономикой.

     Рыночными (или экономическими) инструментами  денежно-кредитной политики являются такие классические инструменты  как:

     — осуществление операций на открытом рынке;

     — регулирование нормы банковских резервов;

     — регулирование учетной ставки процента на займы, которые предоставляются  центральным банком.

     Каждый  из указанных механизмов имеет собственный  перечень средств, усовершенствование которых происходит не один десяток  лет.

     Государственный контроль над банковской системой имеет  целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков (прежде всего за счет учетной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных ресурсов).

     Управление  государственным долгом является направлением государственного регулирования в  условиях хронических бюджетных  дефицитов и огромного роста  государственной задолженности, когда  резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого Национальный банк использует различные методы управления государственным  долгом: покупает или продает государственные  обязательства; изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами  повышает их привлекательность для  частных инвесторов.

     Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную  активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано  с первым и вторым направлениями, Регулирование банковской ликвидности  оказывает влияние на структуру  банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы  процента. Регулирование государсвенного  долга воздействует на распределение  ссудных капиталов между частным  и государственным секторами, уровень  процентных ставок, банковскую ликвидность. Размещение гocударственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, вне банковской системы  — к ее сокращению.

     Подводя итог можно сказать, что в развитой рыночной экономике именно частные институты являются базой всей денежно-кредитной системы. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться сколько-нибудь успешно лишь в том случае, если государство через Национальный банк способно воздействовать на масштабы и их характер.

 

     2.3.Денежно-кредитные  и фискальные рычаги  структурной перестройки экономики Украины

     Оценивая  сегодняшнее состояние экономики  Украины надо указать, что одной  из главных предпосылок создания социально-рыночной экономики есть ее структурная перестройка. Структурная  перестройка, охватывая основы экономики, оказывает непосредственное влияние  на стабилизацию производства, сбалансированность рынка, другие наиболее весомые макроэкономические показатели, дает возможность национальному  производителю войти в процесс  международного разделения труда, создать  адекватную социальную базу.

     Становление рынка базируется на частной форме  собственности, на возрастании экономической  обособленности товаропроизводителя, его самостоятельности. В одно время  это реально предопределяет прекращение  его планового финансирования, материально-технического снабжения, гарантированной закупки  изготовленной продукции. Понятно, что в такой ситуации основная часть производителей оказалась  на пороге банкротства. Своей очередью такая ситуация в экономике породила проблему взаимных неплатежей и обнищания  производственных потребителей и население, и как следствие, разбалансированность розничного рынка, его засилие низкокачественными иностранными товарами, падение реальных доходов населения, снижение позиций  национальной валюты и снижение темнел внутреннего производства.

     Структурные пропорции, которые сложилось в  экономике на сегодня, не отвечают возможности  создания в Украине экономически независимой, самостоятельного государства, не оказывают содействие повышению  конкурентоспособности собственного производителя и вхождению к  мировому рынку как равноправного  партнера. Ресурсоемкие и преимущественно  затратного характера производства, рассчитанный на дешевые ресурсы бывшего СССР, не дает возможности быть конкурентными украинским товарам на мировом рынке.

     Сегодня Украина оказалась без таких  важных ресурсов, как нефть, каучук, целлюлоза, апатит. На 80 процентов ее экономика зависит от импорта  естественного газа. цветных металлов, автомобилей, станков и инструментов, химических волокон. Собственное производство лишь на половину удовлетворяет потребности  в химическом оснащении, электротехнических и кабельных изделиях, лесоматериалах, продукции текстильной и медицинской  промышленности. При этом постоянно  возрастает задолженность Украины  за снабжение этих ресурсов.

     Значительным  фактором необходимости структурной  перестройки, возрастание государственного долга Украины, на Так. на 1 января 2011 общий внешний долг Украины составлял $117,3 млрд., увеличился дефицит платежного и торгового баланса. Постоянный дефицит Государственного бюджета, возрастание внутренней и внешней задолженности государства, все эти факторы свидетельствуют о том, что сегодня государство не имеет собственных ресурсов для подъема экономики.

     Следует признать, что реальная ситуация в  экономике Украины  не разрешает  одновременно поддерживать жизнедеятельность  всех областей и производств, на необходимом  уровне финансировать социальную сферу. Распыление финансовых ресурсов, как  правило, приводит к их неэффективного и не целевому использованию и  не дает желательных результатов. Необходимо виделить приоритеты развития экономики, вложение средств в которые  дало бы возможность в сжатые сроки  выйти на мировой рынок, преодолеть тенденцию падения объемов производства и занятост. Выделение приоритетов  в экономическом развитии разрешает  повысить эффективность финансирования, создает условий для дальнейшего  рефинансирования средства и перехода к самофинансированию.

     Важным  фактором, который определяет структурную  перестройку экономики в Украине  является денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика разрешает  аккумулировать свободные средства государства, предприятий, население  и использовать наиболее рационально  и эффективно. Это прежде всего, предопределяется тем, что продукция предприятий  не может конкурировать с аналогичными товарами импортного производства. Основные причины две:

     1) устаревшая технология производства, а также, высокие дополнительные  затраты, связанные с сохранением,  транспортированием, процессом реализации, делают отечественную продукцию  намного более дорогой, чем  импортную; 

     2) низкий уровень жизни граждан  Украины, стойкая тенденция к  снижению доходов на душу населения  приводит к падению покупательной  способности. В основному население  покупает низкокачественные, но  дешевые импорте товары, в то  время как отечественная продукция  не имеет сбыта. Поэтому основной  задачей денежно-кредитной политики  государства есть создание условий  для прорыва отечественного производителя  на национальный и международный  товарные рынки. 

Информация о работе Механизмы денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины