Механизмы денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание

Итак, целью данной работы является: рассмотрение механизма денежно-кредитной политики Украины а переходный период и рассмотрение сущности, задач, целей, типов методов, проблем и эффективности фискальной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо сформулированы следующие задачи работы:
изучить теоретические аспекты сущности и инструментария фискальной политики;
рассмотреть цели, задачи, типы и методы фискальной политики;
исследовать состояние и проблемы фискальной политики в Украине;
рассмотреть эффективность фискальной политики как основного инструмента повышения экономического благосостояния страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования и концептуальные основы фискальной политики.
1.1.Экономическая сущность и цели денежно-кредитной политики Украины.
1.2.Сущность и инструментарий фискальной политики.
1.3.Типы и методы фискальной политики.
РАЗДЕЛ 2. Механизм реализации денежно-кредитной политики государства и фискальная политика в Украине: проблемы и основные направления реформирования.
2.1.Особенности фискальной политики в Украине.
2.2.Механизмы и направления денежно-кредитной системы Украины.
2.3.Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины.
РАЗДЕЛ 3. Фискальная политика в Украине.
3.1.Сочетание фискальной политики с денежной политикой.
3.2.Эффективность фискальной политики.
3.3.Проблема бюджетного дефицита и государственного долга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 172.15 Кб (Скачать документ)

       В зарубежной экономической литературе  выделенная такая иерархическая  структура задач и целей денежно-кредитной  политики. Высшая конечная цель  денежно-кредитной политики состоит  в обеспечении стабильности цен,  полной занятости и возрастании  реального объема производства. Вместе с тем авторы выделяют  текущую денежно-кредитную политику, которая ориентируется на более  конкретных и доступных целях  чем глобальная задача.

     Эти конкретные цели включают у себя тактические, которые достигаются путем проведения ежедневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг и  промежуточные цели, которые регулируют значение ключевых сменных в экономической  системе на годовых и более  длинных временных интервалах. Высочайшие задачи, промежуточные и тактические  цели создают иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне проходит корректирование соответствующей  цели для обеспечения выполнения задача более высокого порядка. 

     Определение иерархической структуры в целях  денежно-кредитной политики необходимое  при конкретизации текущей задачи для достижения общего результата. Тактические цели денежно-кредитной  политики по своей направленности могут  не совпадать с общеэкономической  целью. Так, политика «дешевых денег» направлена на увеличение денежной массы в обороте, стимулирует возрастание объемов  производства и вместе с тем приводит к росту цен и инфляции. Мы видим, что решая одно противоречие, порождаем  другое. В зависимости от значимости конкретной задачи, которое стоит  перед денежно-кредитной политикой, будет направлен и механизм ее действия. Властные правительственные  структуры определяют приоритетность направлений экономической политики, определяют иерархию их значимости и  последовательность реализации. Результативность и совершенство реализации такой  задачи зависит от эффективности  действия механизма денежно-кредитной  политики, учете влияния и управление побочными факторами, которые возникают при таких условиях, и взаимодействие и факторами фискальной политики государства.

     Важно также определить последовательность действий денежно-кредитной политики в ходе реализации конкретных этапов из достижения промежуточной цели. Так например, в условиях стагфляции, политика роста цен на отдельные  виды товаров будет промежуточным  результатом для структурной  перестройки экономики, оживления  и дальнейшего роста производства.

       При чем, для достижения такого  результата могут использоваться  рычаги как денежно-кредитной  политики, так и фискальной политики  государства в виде льготного  налогообложения отдельных областей  и предприятий, или их бюджетное  финансирование или государственные  закупки. С вышеприведенного можно  сделать вывод, который денежно-кредитная  политика, которая проводится государством, не может вместе с тем решить  все социально-экономические противоречия  и иметь общеэкономические положительные  следствия.

     Большое значение денежно-кредитная политика имеет как психологический фактор влияния на общество и каждого  индивидуума в отдельности. Политико-экономическое  состояние в государстве, прохождение  экономикой соответствующей фазы деловой  активности создает определенную психологическую  ситуацию, которое формирует психологию каждого субъекта, определяя при  этом его интересы и потребности. Психологическое состояние в  обществе влияет на поведение индивидуума, направляя его на активизацию  предпринимательской деятельности и расширение производства, или наоборот, предопределяет его к вкладыванию  денежных средств в недвижимость, государственные ценные бумаги, другие фиксированные активы. Учет психологического состояния субъектов очень важно при выборе тактических целей денежно-кредитной политики и инструментов механизма его реализации.

     Экономической теорией разработанные соответствующие  модели влияния денежно-кредитной  политики на конкретные макроэкономические показатели: объемы производства, занятость, уровень цен, а также зависимость  этих показателей от использования  отдельных инструментов и методов. В зависимости от прохождения  экономикой определенной стадии экономического цикла, денежно-кредитная политика изменяется. Так, в период экономического кризиса, депрессии в производстве весь инструментарий монетарной политики направленный на увеличение денежной массы, ее активизацию и обеспечение  доступности для субъектов экономической  деятельности денежных и кредитных  ресурсов. Такая политика получила название политики «дешевых денег». В  случае, если активность рынка и  производства превышает научно обоснованные темпы экономического роста, которое  угрожает перенасыщением рынка, денежно-кредитная  политика направлена на уменьшение объемов  денежных и кредитных ресурсов, увеличением  цены на них и получила название политики «дорогих денег». Такая дифференциация подходов к соответствующей экономической  ситуации возможная благодаря гибкости денежно-кредитной политики, которая, своей очередью, дает возможность  использовать ее в небольшие промежутки времени для решения наиболее острых конкретных задач.

       Весомость и необходимость использования  монетарных методов в социально-экономической  политике правительства денежно-кредитная  политика находит отображаясь  в его программе и механизме  реализации, при этом она может  также выражать классовой цели  и интересы. Поэтому, в зависимости  от экономической и политической  ситуации в стране, на определенных  этапах развития, отдельные приоритеты  могут быть предоставлены тем  ли другим стратегическим целям.  Общая целевая направленность денежно-кредитной политики, определение спектру ее тактических целей часто приводит к конфликту между ними, того центрального банка в своей текущей монетарной политике необходимо определять приоритеты между противоположными целями.

     Стратегические  цели выдвигаются для долгосрочного  периода, их достижение, как правило, сопровождается корректированием денежно-кредитной  политики соответственно полученным промежуточным  результатам, органы государственной  власти разрабатывают промежуточные  и тактические целые, а при  необходимости и систему взаимосвязанных  и тактических целей, последовательная реализация которых разрешает достичь  конечной стратегической цели. Потребность  в определении промежуточных  тактических целей вызванная  тем, что инструменты проведения денежно-кредитной политики, операции на открытом рынке, политика относительно учетной ставки и резервных требований - в основному не имеют непосредственного  влияния на определенную стратегическую цель. Кроме того, реализация тактических  целей, в отдельных случаях может  маты и обратный результат. Поэтому  очень важная теоретическая разработка моделей, которые учитывают не только непосредственная взаимосвязь влияния  инструментов денежно-кредитной политики на экономические показатели, но и  дают возможность учесть влияние  политических, социальных, психологических  и других факторов.

     Учет  побочных факторов влияния в ходе осуществления денежно-кредитной  политики в особенности важное для  стран с переходной экономикой, к  которых относится и Украина. Процесс политико-экономических  превращений в условиях трансформации  экономики к рынку определяет стратегические целые Украины. Но при  этом использование тех или других моделей денежно-кредитной политики, которые применялись в странах  рыночной экономики не всегда приемлемое для Украины. Прежде всего, это связан с тем, что в Украине степень  развития рыночного отношения, механизм функционирования финансово-кредитных институтов и его инфраструктура не обеспечивают возможность эффективного использования монетарной политики. Другой причиной является параллельное существование частного и государственного сектора, использование  рыночных и административных методов управления. Почему, используя монетарные методы, всегда следует учитывать влияние государственного сектору, его значение и место в рыночном механизме. При этом необходимо указать, что чисто административный метод преобразования государственных предприятий в  частные  без  учета  экономической целесообразности и обоснованности, без соответствующей материальной, финансовой основы, инфраструктурного обеспечения и в особенности без учета социально-психологических факторов не только не дает положительного результата, а и служит основой для возрастания социально-экономических противоречий.

     Для стран с переходной экономикой важным фактором, который влияет на денежно-кредитную  политику является внешнеэкономическая  политика страны, ее место в мировом  сообществе и степень сотрудничества с международными финансово-кредитными институтами. Так, Украина, проводя  свою денежно-кредитную и валютную политику, должна ориентироваться на МВФ, Мировой банк и Европейское  сообщество, при чем реализация валютной политики имеет значительное влияние  на экономические процессы в середине страны, которая определяет необходимость  корректирования монетарной и валютной политики.

     Одним из факторов, который отрицательно влияет на эффективность денежно-кредитной  политики является несогласование в  действиях и противостояние разных ветвей власти, которая приводит к  дестабилизации и недостаточно эффективного выполнения принятых решений. Как правило, принятие конкретных экономических  программ и законов перерастает  в политическое противостояние между  законодательной и исполнительной властью. Своей очередью несогласование в действиях разных ветвей власти, политическое противостояние партий и группировок приводит к принятию экономических документов, которые не имеют реального экономического обоснования, а реализуют интересы финансово-политических групп.

       Таким образом, можно сказать, что денежно-кредитная политика действует только на уровне денежно-кредитной системы и почти не влияет на реальный сектор экономики. 
 
 

 

     1.2.Сущность  и инструментарий  фискальной политики

     Экономическая политика проводится государством посредством  использования находящегося в его  распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические  процессы и агентов хозяйственной  деятельности. Она реализуется через  законы, президентские указы, правительственные  постановления и другие нормативные  акты, государственные программы, текущие  оперативные постановления и  решения государственных органов.

     Конкретными инструментами проведения государственной  экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

     Наряду  с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты  экономической политики, такие, как  общая масса и доступность  денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно  устанавливаемые нормативы).

     Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских  доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и  ограничений на отдельные виды экономической  деятельности.

     Широко  используемым инструментом государственной  экономической политики в области  внешней торговли и внешнеэкономических  связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.

     В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления  государственной экономической  политики различают разные ее виды.

     Единой, общепринятой классификации видов  экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному  формируют общий перечень составных  частей экономической политики государства.

     Под фискальной (налоговой) политикой государства  понимается постоянное вмешательство  государства в экономические  процессы и явления с целью  регулирования их протекания. Это  совокупность мероприятий в сфере  налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение  экономического роста, занятости населения  и стабильности денежного обращения  Фискальная (бюджетно-налоговая) политика это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

     Фискальная  политика - совокупность финансовых мероприятий  государства по регулированию правительственных  расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических  целей. Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.

Информация о работе Механизмы денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины