Механизмы денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание

Итак, целью данной работы является: рассмотрение механизма денежно-кредитной политики Украины а переходный период и рассмотрение сущности, задач, целей, типов методов, проблем и эффективности фискальной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо сформулированы следующие задачи работы:
изучить теоретические аспекты сущности и инструментария фискальной политики;
рассмотреть цели, задачи, типы и методы фискальной политики;
исследовать состояние и проблемы фискальной политики в Украине;
рассмотреть эффективность фискальной политики как основного инструмента повышения экономического благосостояния страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования и концептуальные основы фискальной политики.
1.1.Экономическая сущность и цели денежно-кредитной политики Украины.
1.2.Сущность и инструментарий фискальной политики.
1.3.Типы и методы фискальной политики.
РАЗДЕЛ 2. Механизм реализации денежно-кредитной политики государства и фискальная политика в Украине: проблемы и основные направления реформирования.
2.1.Особенности фискальной политики в Украине.
2.2.Механизмы и направления денежно-кредитной системы Украины.
2.3.Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины.
РАЗДЕЛ 3. Фискальная политика в Украине.
3.1.Сочетание фискальной политики с денежной политикой.
3.2.Эффективность фискальной политики.
3.3.Проблема бюджетного дефицита и государственного долга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 172.15 Кб (Скачать документ)

     Как снижение налогов может повлиять на величину совокупного предложения? Некоторые экономисты - так называемые сторонники экономики предложения  — убеждены, что снижение налогов  ведет к сдвигу кривой совокупного  предложения вправо. 
 
 
 
 
 
 

Рис.5. . Воздействие фискальной политики на предложение

     По  мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в Украине рост производственной активности, - нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х  годов. Считается, что то налоговое  бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло  производственным структурам вести  нормальную экономическую деятельность. Такой фискальный нажим повлек за собой ряд негативных явлений. Во-первых, оказалась скованной предпринимательская  активность. Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсеклись от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать, в результате произошла  своеобразная структурная деградация украинской экономики. В-третьих, нестерпимый  налоговый пресс, стимулируя уклонение  от налогов и развитие теневого сектора  экономики, обострил бюджетные проблемы страны.

     Под фискальной политикой государства  понимается постоянное вмешательство  государства в экономические  процессы и явления с целью  регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная (бюджетно-налоговая) политика это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.

     Таким образом можно сказать, что фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

 

     3.3.Проблема  бюджетного дефицита  и государственного  долга

     Как уже отмечалось, дефицит бюджета  — это сумма, на которую в определенном году его расходы превышают доходы. Что касается национального, или  государственного, долга, то он представляет собой общую накопленную сумму  положительных сальдо и дефицитов  бюджета за всю историю страны (за исключением погашения госзаймов  и дефицитов, покрытых с помощью  де нежной эмиссии). В связи с проблемой  бюджетного дефицита и госдолга различают  три концептуальных подхода к  составлению бюджета.

     1. Концепция ежегодного балансирования  — стремление каждый год уравнивать  расходы с доходами бюджета,  т.е. не до пускать чрезмерных  госрасходов (“жить по средствам”). До Великой депрессии это было  общепризнанной целью госфинансов.  Однако при ближайшем рассмотрении  оказывается очевидным, что такой  подход исключает антициклическую  политику. Хуже того, ежегодно балансируемый  бюджет углубляет циклические  колебания:

     а) когда на фазе спада снижаются  налоговые поступления, тогда для  поддержания баланса требуется  соответственно уменьшить госрасходы, что сокращает и без того упавший  спрос, усиливая перепроизводство;

     б) если на фазе подъема растут налоговые  поступления, то для сохранения баланса  нужно увеличить также и госрасходы и, в результате чего спрос еще  более расширяется, провоцируя раскручивание  инфляции.

     2. Концепция бюджета, в рамках  малого (промышленного) экономического  цикла. Она предполагает, что государство  осуществляет антициклическое регулирование  с помощью фискальной политики, не стремясь ежегодно балансировать  бюджет, но добиваясь этого на  циклической основе. Ее логическое  обоснование просто и привлекательно:

       когда наблюдается перепроизводство, тогда государство уменьшает  налоги и увеличивает свои  расходы для поддержания спроса  и экономической активности, сознательно  идя на бюджетный дефицит и  госдолг;

       если происходит инфляционный  бум, то государство, напротив, увеличивает налоги и уменьшает  свои расходы для сдерживания  инфляции спроса, одновременно добиваясь  положительного сальдо бюджета,  за счет которого покрывается  госдолг, возникший на фазе  предшествовавшего спада.

     Однако  поскольку спады и бумы в рамках экономических циклов могут быть неодинаковыми и несоизмеримыми по интенсивности и продолжительности, то задача стабилизационной фискальной политик вступает тут в противоречие с интересами циклического баланс бюджета. Например, если спад был длительным и гл а подъем коротким и не интенсивным, то возникший в условиях первого  госдолг нельзя полностью погасить за счет бюджетных излишков, достигнутых  в ходе второго.

     3. Концепция функциональных государственных  финансов. В соответствии с ней  проблема балансирования бюджета  как еже годно, так и в  рамках цикла является второстепенной. Главной же целью госфинансов  выступает обеспечение неинфляционной  полной занятости, т.е. стабилизация  экономики, а не балансирование  бюджета. Иными словами, согласно  этой концепции вопросы бюджетных  дефицитов и излишков рассматриваются  как малозначимые по сравнению  с опасностью экономических колебаний  от продолжительных и глубоких  спадов к устойчивой к высокой  инфляции, и наоборот. Во главу  угла фискальной политики приверженцами  названной парадигмы ставится  задача ограничения таких перепадов  и стимулирования экономического  роста. Именно такого подхода  придерживаются на деле (хотя  другим часто рекомендуют и  даже навязывают иные стереотипы) прагматики Запада, о6спечивая его  относительное процветание.

     В пользу этой концепции выдвигают  три аргумента:

     — дефицит отчасти самоликвидируется, поскольку стимулирует экономику, обеспечивающую рост госдоходов через  систему налогообложения;

     — при имеющихся у государства  полномочиях в области изменения  налогов и денежной эмиссии его  возможности финансировать дефицит  практически безграничны;

     — проблемы госдолга гораздо менее  обременительны, чем полагает большинство  людей.

     Главными  показателями бремени госдолга выступают:

     • отношение госдолга к объему ВВП (ситуация оказывается критической, если госдолг страны превышает ее ВВП);

     • отношение внешнего госдолга к размеру  экспорта;

     • отношение средств, направляемых на обслуживание госдолга, к ВВП;

     • отношение сумм, идущих на погашение  внешнего госдолга к экспорту (положение  страны становится опасным, если эти  затраты превышают 60% ВВП);

     • удельный вес расходов госбюджета по обслуживанию госдолга в общей величине бюджетных затрат;

     • доля процентов по госдолгу в структуре  расходов госбюджета.

     Фискальная  политика не может быть панацеей от всех экономических бед и что  ее рычаги следует сочетать с инструментами  госрегулирования. Если же рассматривать  собственно бюджетную политику, то она способна обеспечить должный  эффект только при компетентности ее проводников и при их умении учитывать  конкретные обстоятельства места и  времени. Что касается бюджетного дефицита и госдолга ¸то они, как и все, должны быть умеренными. Мера определяется способностью платить по долгам, не обременяя нынешнее и будущее поколение.

  1. С точки зрения концепций составления бюджета, это предполагает: Ежегодное балансирование бюджета, если равенство доходов и расходов не ведет к сдерживанию экономического цикла;
  2. Когда ежегодно балансировать бюджет не удается, тогда следует стремиться обеспечивать балансирование в пределах экономического цикла;
  3. Если это нельзя достичь в рамках конкретного цикла, то нужно идти на дефицит бюджета и рост госдолга, однако ради развития народного хозяйства как базы налоговых поступлений, которое позволяет позже осуществить ненапряженное обслуживание госзаймов.

     Фискальная  политика отображает субъективную сторону  функционирования.

     Категории государственных финансов. Формирование государственных доходов и осуществление  расходов, так или иначе, влияют на частный сектор экономики, этот процесс должен осуществляться таким образом, чтобы если стимулировать не стимулировать, то само меньше не ограничивать потенциальных возможностей экономического возрастания и развития страны. Анализируя макроэкономические показатели Украины с точки зрения действия этой модели, в отечественной фискальной политике нужно выделить несколько периодов.

     Период 2006 года можно охарактеризовать как  после кризисный.

     Макроэкономические  показатели Украины рассчитаны на основе данных Госкомитета. Источник «Государственная  служба статистики Украины» за 2010-2011 года.

     При расчете показателей 2010-2011 годов использованы данные Министерства финансов ,НБУ, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования от несчастных случаев.

     Общие положения закона «О Государственном  бюджете Украины на 2011 год»

   Определить  доходы Государственного бюджета Украины  на 2011 год в сумме 301.060.447,9 тыс. гривен, в том числе доходы общего фонда  Государственного бюджета Украины - в сумме 254.512.061,3 тыс. гривен и доходы специального фонда Государственного бюджета Украины - в сумме 46.548.386,6 тыс. гривен, согласно приложению №1 к настоящему Закону.

   Утвердить расходы Государственного бюджета  Украины на 2011 год в сумме 339.462.553,2 тыс. гривен, в том числе расходы  общего фонда Государственного бюджета  Украины - в сумме 292.738.122,6 тыс. гривен и расходы специального фонда  Государственного бюджета Украины - в сумме 46.724.430,6 тыс. гривен.

   Утвердить на 2011 год:

   возврат кредитов в Государственный бюджет Украины в сумме 10.199.266,3 тыс. гривен, в том числе возврат кредитов в общий фонд Государственного бюджета  Украины - в сумме 5.511.396,7 тыс. гривен и возврат кредитов в специальный  фонд Государственного бюджета Украины - в сумме 4.687.869,6 тыс. гривен;

   предоставление  кредитов из Государственного бюджета  Украины в сумме 7.140.161 тыс. гривен, в том числе предоставление кредитов, из общего фонда Государственного бюджета  Украины - в сумме 629.763,3 тыс. гривен и  предоставление кредитов из специального фонда Государственного бюджета  Украины - в сумме 6.510.397,7 тыс. гривен.

   Установить  предельный объем дефицита Государственного бюджета Украины в сумме 35.343.000 тыс. гривен, в том числе предельный объем дефицита общего фонда Государственного бюджета Украины - в сумме 33.344.427,9 тыс. гривен и предельный объем дефицита специального фонда Государственного бюджета Украины - в сумме 1.998.572,1 тыс. гривен, согласно приложению №2 к настоящему Закону.

     Подводя итог можно сказать, что в связи с проблемой бюджетного дефицита и госдолга ситуация, сложившаяся в нашей стране крайне сложная. Но аналитики прогнозируют частичное восстановление уже в следующем году.

       
 

 

     Заключение

     Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой  системы украинского государства  и регулировать экономические взаимоотношения  внутри страны. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать  три важнейшие функции государственного управления налогообложением:

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов.
  2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция).
  3. Государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).

     Фискальная  политика может быть дискреционной  и встроенных стабилизаторов Дискреционная  фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд  своих недостатков. Помимо очевидных  политических трудностей, связанных  с длительным обсуждением в Государственной  Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для  борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом  обществе может быть трудно снова  повысить налоги после преодоления  спада.

     В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика в той или иной степени  регулируется государством в лице государственных  органов.

Информация о работе Механизмы денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины