Механизмы денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание

Итак, целью данной работы является: рассмотрение механизма денежно-кредитной политики Украины а переходный период и рассмотрение сущности, задач, целей, типов методов, проблем и эффективности фискальной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо сформулированы следующие задачи работы:
изучить теоретические аспекты сущности и инструментария фискальной политики;
рассмотреть цели, задачи, типы и методы фискальной политики;
исследовать состояние и проблемы фискальной политики в Украине;
рассмотреть эффективность фискальной политики как основного инструмента повышения экономического благосостояния страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования и концептуальные основы фискальной политики.
1.1.Экономическая сущность и цели денежно-кредитной политики Украины.
1.2.Сущность и инструментарий фискальной политики.
1.3.Типы и методы фискальной политики.
РАЗДЕЛ 2. Механизм реализации денежно-кредитной политики государства и фискальная политика в Украине: проблемы и основные направления реформирования.
2.1.Особенности фискальной политики в Украине.
2.2.Механизмы и направления денежно-кредитной системы Украины.
2.3.Денежно-кредитные и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины.
РАЗДЕЛ 3. Фискальная политика в Украине.
3.1.Сочетание фискальной политики с денежной политикой.
3.2.Эффективность фискальной политики.
3.3.Проблема бюджетного дефицита и государственного долга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 172.15 Кб (Скачать документ)

     Фискальная  экспансия сдвигает кривую IS до уровня IS' и сдвигает равновесие из точки Е1 в точку Е2. При высоком уровне дохода растет спрос на деньги, ставка процента увеличивается от 10 до 12, посредством чего вытесняются инвестиционные расходы. Но ЦБ может приспособить фискальную экспансию, выпустив больше денег. На рисунке это отражено сдвигом кривой LM до LM ' и новой точкой равновесия Е'. Ставка процента остается на уровне и уровень продукта возрастает. Теперь понятно, что и денежная фискальная политика может быть использована для расширения совокупного спроса и увеличения национального продукта.

     Итак, при растущем предложении денег  наблюдается сдвиг кривой LM вниз вправо, снижение ставки процента, рост совокупного спроса. С другой стороны, можно использовать экспансионистскую фискальную политику, сдвигающую кривую IS вверх вправо. Альтернатива между денежной и фискальной политикой как инструментами стабилизационной политики - это сложный вопрос. Важно рассмотреть, как они влияют на рост совокупного спроса.

     В этом отношении существует отчетливое различие между денежной и фискальной политикой. Денежная политика оказывает воздействие при стимулировании процентно зависящих компонентов совокупного спроса, особенно инвестиционных расходов. Убедительное доказательство этому - быстрый и сильный эффект влияния денежной политики на жилищное строительство.

     Фискальная  политика, напротив, оказывает воздействие через покупку государством товаров и услуг или через изменение налогов и трансфертов (подгосрасходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налогов на прибыль корпораций, отчислений на соцобеспечение).

     Рассмотрим влияние составляющих фискальной политики на ключевые переменные. Один из интересных случаев - инвестиционные субсидии, когда государство субсидирует инвестиции, таким образом как бы оплачивая часть расходов каждой фирмы на инвестиции, т. е. при каждом уровне процента фирмы теперь планируют больше инвестиций.

     Консерваторы доказывают необходимость снижения налогов. Они поддерживают стабилизирующую политику, при которой налоги снижаются в период регрессии и госрасходы сокращаются в период бума. Другие считают, что необходимо расширить поле деятельности государства в сфере образования, охраны окружающей среды, подготовки кадров и т. д. и следовательно, поддержать экспансионистскую политику в форме роста госрасходов Доказано, что необходимо действовать через снижение ставки процента поддерживая рост инвестиционных расходов, т. е. государственные деятели могут выбирать такую политику, которая будет не только приводить экономику к состоянию полной занятости, но и окажет содействие в решении других проблем.

     Налоговая политика - часть фискальной экономической  политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики.

     Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная  с некоторого предела, желание и возможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого продукта, взиманием налогов. Высокие налоги подтачивают само налоговое дерево, которое их питает. Так что в основу государственной налоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки.

     Другое  дело, что государство успевает связать  себя такими бюджетными обязательствами  расходов, что вынуждено искать спасения в налоговых поборах для обеспечения расходов бюджета.

     Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

     Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлением государственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования и налогообложения.

 

     3.2.Эффективность  фискальной политики

     К сожалению, существует огромная разница  между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Поэтому совершенно необходимо рассмотреть  специфические проблемы, с которыми может столкнуться правительство  при реализации своей фискальной политики.

     Временные проблемы.

  1. Разрыв восприятия. Под разрывом восприятия подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих явлений. Исключительно трудно точно предсказать будущий характер экономический характер экономической активности. Хотя такие инструменты экономического прогнозирования, как индекс опережающих показателей, дают представление о направлении развития экономики, порой проходит 4-6 месяцев, пока инфляция или спад, набиравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.
  2. Административный разрыв. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда происходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономической ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неподходящими.
  3. Функциональный разрыв. Кроме того, существуют также разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов. Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов.

     Эффект  вытеснения.

     Сущность  эффекта вытеснения состоит в  том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту  процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий  эффект фискальной политики.

     Предположим, что экономика находится в  состоянии спада и правительство  прибегает к дискреционным фискальным мерам, увеличивая государственные  расходы. Для этого правительство  выходит на денежный рынок с целью  финансирования дефицита. Следующее  за этим возрастание спроса на деньги повышает процентную ставку, то есть цену за заимствование денег. Поскольку  расходы изменяются обратно пропорционально  процентной ставке, некоторые инвестиции будут отвергнуты, или вытеснены.

     Хотя  лишь немногие подвергают сомнению описанную  логическую схему, но масштабы эффекта  вытеснения остаются предметом оживленных дискуссий. Например, некоторые экономисты считают, что в случае высокой  безработицы это вытеснение будет  незначительным. Рациональное зерно  такой позиции состоит в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением государственных  расходов, могут улучшить ожидания будущих прибылей у предпринимателей, что является важной детерминантой  инвестиционных расходов. А значит, инвестиционные расходы не обязательно сократятся — они могут даже увеличиться, хотя ставка процента возрастет.

     Правительственные органы, ведающие денежной политикой, могут увеличить предложение  денег в достаточной степени, чтобы покрыть вызванный дефицитом  дополнительный спрос на деньги. В  этом случае равновесная процентная ставка не должна измениться и эффект вытеснения будет нулевым.

     Компенсирующие  сбережения.

     Некоторые экономисты выдвигают такую теорию: расходы дефицитного бюджета  покрываются равновеликим увеличением  частных сбережений. Люди якобы знают, что сегодняшние дефицитные расходы  в конечном счете обернутся повышением налогов для них самих или  их наследников. Поэтому они увеличивают  свои сбережения (сокращают текущее  потребление) в преддверии этих более  высоких налогов. Бюджетный дефицит  — государственное расходование сбережений — вызовет увеличение частных сбережений. Эта концепция, впервые выдвинутая английским экономистом  Давидом Рикардо в начале XIX в., называется теоремой эквивалентности Рикардо. Говоря более формализованным языком, это теорема гласит, что финансирование дефицита за счет заимствований оказывает такое же ограниченное влияние на ВВП, как и финансирование, путем повышения существующих налогов.

     Рост  расходов за счет увеличения государственных  расходов или снижения налогов частично или полностью компенсируется сокращением  потребления, вызванным ростом сбережений. Поэтому совокупный спрос и реальный ВВП не увеличиваются, как предполагалось. Фискальная политика оказывается совершенно неэффективной или крайне слабой.

     Совокупное  предложение и  инфляция.

     Наши  рассуждения о сложностях и недостатках  фискальной политики до сих пор были связаны исключительно со спросом. Теперь обратимся к проблемам  предложения. При восходящей кривой совокупного предложения потенциальное  воздействие стимулирующей фискальной политики на реальный объем производства и занятость в какой-то степени  может быть ослаблено инфляцией.

     Эффект  вытеснения и инфляции.

     Рассмотрим  воздействие вытеснения и инфляции на фискальную политику с помощью  рис. 7. Предположим, что безинфляционный  реальный ВВП при максимальном использовании  производственных возможностей и ресурсов составляет 515 млрд. грн., как показано на рис. 7а. Для упрощения из кривой совокупного предложения исключен промежуточный отрезок, отражающий реальное состояние экономики. Уровень  цен остается неизменным вплоть до точки полного использования  производственных возможностей и ресурсов. Когда экономика достигает этой точки, основное значение на кривой AS приобретает вертикальный отрезок, и потому дальнейшее повышение совокупного спроса будет чисто инфляционным.

     Начнем  с совокупного спроса на уровне AD1 который дает нам равновесный реальный объем производства 495 млрд. грн. Теперь предположим, что правительство принимает фискальные меры, ориентированные на экономический рост, которые приводят к сдвигу кривой совокупного спроса вправо на 20 млрд. грн. — к AD2. Таким образом, экономика достигает безинфляционного уровня ВВП, созданного при максимальном использовании производственных возможностей и ресурсов, который равен 515 млрд. грн. Из предшествующих рассуждений о дискреционной фискальной политике известно, что увеличение государственных расходов на 5 млрд. грн. или сокращение налогов на 6,67 млрд. грн. приведет к такому значительному росту при условии, что мультипликатор равен 4. Если нет никаких перевешивающих или осложняющих факторов, то благодаря такой стимулирующей фискальной политике в чистом виде экономика будет двигаться от спада к уровню производства при максимальном использовании ресурсов и возможностей и значительному увеличению занятости.

     На  рис.4 ситуация несколько усложнена добавлен эффект вытеснения. В то время как фискальная политика направлена на экономический рост и сдвиг совокупного спроса от AD1 до AD2, часть инвестиций может оказаться вытесненной, так что совокупный спрос установится на уровне AD'2. Равновесный ВВП возрастет только до 505 млрд. грн., а не до искомых 515 млрд. грн. Эффект вытеснения может ослабить воздействие фискальной политики.

     На  рис.4. перейдем к более реалистичной кривой совокупного предложения, в которую включен промежуточный отрезок. Отвлечемся здесь от эффекта вытеснения и предположим, что стимулирующая фискальная политика успешно справляется с перемещением совокупного спроса от ADl до AD2. Если бы кривая совокупного предложения выглядела, как на рис. 6а и 6б, полная занятость не достигалась бы при ВВП равном 515 млрд. грн., а цены оставались бы на уровне Р1. Но мы обнаружим, что на восходящем промежуточном отрезке кривой совокупного предложения часть прироста совокупного спроса «подавляется» более высокими ценами, в результате чего реальный ВВП возрастает на меньшую величину. В частности, уровень цен повышается от Р1 до Р2 и реальный объем производства увеличивается только до 505 млрд. грн. 
 
 

Рис.4. Фискальная политика: эффекты вытеснения, чистого экспорта и инфляции.

     Дополнительные  сложности осуществления фискальной политики возникают, когда экономика  представляет собой часть мировой  экономики, т.е. открытая экономика.

     Известно, что события и меры экономической  политики, предпринимаемые за рубежом, влияют на чистый экспорт и экономику. В этой связи можно быть подверженными  действию непредвиденных международных  шоков совокупного спроса, которые  могут сократить ЧНП и обесценить мероприятия фискальной политики. Вопрос состоит в том, что все возрастающее участие в мировой экономике  приносит с собой сложности международной  взаимозависимости наряду с преимуществами участия в специализации и  торговле. Примером может служить  эффект чистого экспорта, который  действует через международную  торговлю, подрывая эффективность фискальной политики. Суть в следующем: сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию  увеличивать чистый экспорт. И наоборот: стимулирующая фискальная политика может повысить уровень внутренних ставок и в конечном счете сократить чистый экспорт. Фискальная политика, ориентированная на предложение. Движение вдоль кривой совокупного предложения может осложнить проведение фискальной политики. Теперь обратимся к возможной более тесной связи между фискальной политикой и совокупным предложением. Экономисты признают, что фискальная политика — особенно изменение налогов — может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на воздействие фискальной политики на соотношение уровня цен и реального объема производства. Допустим, что на рис. 5 совокупный спрос и совокупное предложение представлены соответственно кривыми AD1 и AS1 так что равновесный ВВП находится в точке Q1 при уровне цен Р1. Предположим также, что уровень безработицы в точке Q1 правительство сочло слишком высоким и поэтому прибегло к стимулирующей фискальной политике в форме снижения налогов. Воздействие такой меры на спрос состоит в увеличении совокупного спроса AD1 до AD2. Этот сдвиг повышает величину реального ВВП до Q2, но также ведет к росту цен до Р2.

Информация о работе Механизмы денежно-кредитного регулирования. Фискальная политика Украины