Особенности влияния Интернет-технологий на события «арабской весны»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 09:04, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Тема революций и революционных волн в современном мире, весьма актуальная со времен третьей и четвертой волн демократизации, приобрела особую актуальность на рубеже 2010 и 2011 гг., когда началась волна революционных событий в арабском мире. Арабская весна как волна революций и попыток совершить революции в странах Ближнего Востока стала полной неожиданностью для всех политологов, макросоциологов, футурологов и других специалистов, которым полагалось хотя бы допускать такую возможность. Рост нестабильности и возможность краха правящего режима в отдельных арабских странах, в том числе и в Египте, предполагался рядом исследователей, включая даже достаточно удачные прогнозы хода событий1, но никак не синхронные революционные события в добром десятке стран.

Работа состоит из  1 файл

Арабская весна готовый.doc

— 398.00 Кб (Скачать документ)

Долгое время  определения "демократия" и "народовластие" в отечественной государственно-правовой отрасли определялись как синонимы. Сейчас эта точка зрения подвергается  переосмыслению. Черно-белое трактовка исторической деятельности осталось в прошлом, и термин "демократия" будет определяться как многообразный: как форма государственного устройства, форма гражданского общества, политическая ценность, политический режим, и т.д.

Подобная многовариантность  птермина имеет  корни и приходится к государственно-правовой науке России конца XIX - начала XX в. Интерес  представляет  наследие П.И. Новгородцева. Видного юриста,  сторонника "возрождения"  права, известно  историкам  юридической науки. Его выводы о демократии не охватили современного ученого мира. К анализу проблем, определенных деятельностью демократизации общества, П.И. Новгородцев освещал в нескольких источниках, среди которых "Государство и право" (1904),  "Об общественном идеале" (1917).

Характеристика термина демократии определялась П.И. Новгородцевым на базе изучения двух  постулатов: свободы и равенства. Указанные принципы,  являются обязательными составляющими социального идеала и ключевым мотивом общественного прогресса. Определение демократии как формы  жизни берет начало, по Новгородцеву, к древности: уже Платон определял сущность демократии в необходимости каждого определять свою жизнь как он хочет. Наступление  демократического периода автор определил  концом XVIII в. Между этими периодами находится череда  политических сфер, в границах которых имело место медленное, но конкретное утверждение личности и ее  прав.

С.Хантингтон полагает, что запреты для демократизации государств можно разграничить на три  вида: политические, культурные и экономические. В силу одного из больших  препятствий он определял недостаток  демократического администрирования, что опосредуется в отсутствии значимости демократических ценностей для политических вождей. Основным моментом культурных запретов является отличие мировых  традиций относительно свойственным им теориям,  верованиям и  поведенческим образцам, увеличивают демократию. Антидемократическая культура запрещает распространение демократических идеалов в обществе, запрещает легитимность демократических принципов и таким образом способна  затруднить их реализацию и  функционирование или  не допустить его. Главными экономическими запретами демократического движения политолог определил бедность, таким образом будущее  он обуславливает с развитой экономикой. Все, что затрудняет экономическое развитие, считается препятствием для демократии. «Огромное количество бедных обществ будут недемократическими, пока будут бедными»20, - говорит он.

Что же такое  демократия, по мнению П.И. Новгородцева, существует эволюция указанного термина, фиксируя  его развитие с содержательной стороны в период движения людей по пути прогресса. Древнему миру присуща  непосредственная демократия, где народ законодательствует  через общее  собрание. В политических трудах того времени под демократией имелась ввиду форма правления, в качестве базовых составляющих которой определялись изменчивость и подвижность. Углубление  осмысления этого понятия П.И. Новгородцев обосновывал с творчеством Ж.-Ж. Руссо, который первый определил, что с обществом могут  совмещаться многие формы власти. Считая, что настоящая демократия имеет место только в качестве конкретного народоправства, Руссо определил путь  нового ее исследования как формы государства, в которой  власть реализуется народом, формы правления опосредуются разные.

По П.И. Новгородцеву, к XIX в.: политико-юридическая наука  распространила указанное понятие  на все сферы государства, в которых  обществу присущи верховенство в  опосредовании власти и ее контроль, реализуемые либо непосредственно, либо посредством представителей. Государство рассматривается как " единство  народа", а демократия - как  форма  государства, базой существования которого считается принцип личности, индивидуальное творчество и самореализация. Таким образом, отмечал П.И. Новгородцев, "издревле  определение демократии как сферы  жизни определяется здесь вместе с  существом демократии как сферы  государства. С такой позиции демократия есть возможность  свободы личности, ее исканий, состязания мнений". Указанная позиция дает возможность сильно увеличить ряд демократических государств, к которым относится Англия, Бельгию и Голландию.

Исследование  указанных действий конца XIX - начала XX в. дали возможность П.И. Новгородцеву устранить это опасение. Вместе с  прогрессирующим постулатом жизни  он определял повсеместно выявленную, ярко определенную тенденцию к увеличению индивидуализма. Ключ к реализации такого положения  необходимо искать  в глубине ее  сознания. "Желание быть собою,  верным  идеалу, голосу  души,  совести есть то, что определяет драгоценнейшее свойство человека; и это свойство не может быть отвергнуто никакими преимуществами внешнего положения, дающими ему равенство с другими"21, - определял автор. История определяет, что сражение с ярко реализуемой индивидуальностью имеет место в первобытным  и патриархальном обществе. Относительно стран демократических, здесь необходимо избежать опасности общественного мнения, чем  действий властей.

Показатели  демократического процесса часто изучаются  на базе национальных государств. В  отличии от несомненного прогресс в исследовании транснациональных  критериев демократических транзитов, до настоящего времени демократизация определяется главным образом как движение государств современного  типа к демократическим режимам.

Прежде всего, арабские революции должны рассматриваться как результат глобальных противоречий мирового капитализма, испытывающего тяжелейший в своей истории кризис, в результате которого рвутся «слабейшие звенья» во взаимосвязанной международной цепи – вначале, в декабре 2008-го, Греция, и затем, в 2010–2011 гг., Египет, Тунис и весь арабский мир.

Революционный процесс  в арабском мире внутренне един, при этом в его развитии имеют  место моменты различия и частные  особенности. Несмотря на существенные различия между арабскими странами, это социальное и национальное пространство, порожденное распадом Османской империи и процессом западной капиталистической / империалистической колонизации, характеризуется некоторым историческим единством. Необходимо осознать диалектику всеобщего и особенного.

Прежде всего: никто  не ожидал революций в Тунисе и  Египте, и одной из основных причин было игнорирование этой диалектики и преобладающей, определяющей роли всеобщего (мирового кризиса 2007–2011 гг.). Установив эту роль, мы должны, конечно, исследовать различия между разными арабскими странами, которые действительно весьма важны: например, между Тунисом и Египтом, где революция (на данный момент) принимает наиболее развитую форму и где ключевую роль сыграл местный рабочий класс; странами с сильным племенным характером, наподобие Ливии, где преобладает иностранная рабочая сила; и странами с промежуточной ситуацией, где силен и племенной, и рабочий элемент, как в Йемене.

Здесь важно то отличие, которое французский философ  Ален Бадью проводит между «событием» (революционным «разрывом исторической непрерывности») и «событийным местом» (исторической «средой», материальными условиями). Без необходимых объективных условий арабская революция была бы невозможна. Но революционный процесс, раз начавшись, имеет собственную динамику и логику.

Ливийская молодежь, «шебаб», в том числе и в бедных кварталах  Триполи, несомненно, начала восстание – массовой мобилизацией середины февраля, вдохновленной тунисской и египетской революциями. Восставшие были плохо подготовлены, не организованы, не имели революционного руководства и т. д. Поэтому хорошо организованная военная машина Каддафи перешла в контрнаступление, вначале – в бедных кварталах Триполи, затем – продвигаясь к востоку, и почти разгромила их, открыв дорогу для интервенции империалистов (в лагере которых все более обостряются противоречия и кризисные явления в отношениях между Францией, Британией, США, ЕС в целом, НАТО и внутри них). Мы должны проводить различие между революционными повстанцами и той ролью, которую играют империализм и его агенты (ЦРУ, спецслужбы Британии, Франции и, конечно, Израиля; сюда же относится и реакционный Переходный национальный совет в Бенгази). Исходя из этого, мы боремся как против империалистического вторжения, так и против реакционного режима Каддафи.

Тунис среди африканских  стран является безусловным лидером  по уровню благосостояния своих граждан, и это заслуга именно президента Бен Али, которого тунисцы свергли  в январе 2011 г. По данным ООН, национальный доход на душу населения за последние двадцать пять лет его правления увеличился в десять раз. Если в 1984 году 14% населения жило ниже уровня бедности, то к 2010 году этот показатель снизился до 3,8%. Существенно повысилась средняя продолжительность жизни, достигшая к настоящему времени 75 лет. 21% тунисцев владеет автомобилями, у 82% дома холодильники, почти у каждого — мобильный телефон. Средний класс составляет 60% населения. За период 2004—2009 гг. доход на душу населения вырос с 3,5 тыс. тунисских динаров (2,7 тыс. долл.) до 5 тыс. тунисских динаров (3,9 тыс. долл.). По показателю ВВП на душу населения Тунис опережает такие страны, как Украина и Грузия и занимает 114 место в мире.

Столь же благополучно накануне волнений выглядела и Ливия. Индекс развития человеческого потенциала в 2010 году составлял 0,755, а ВВП на душу населения — $14,878, что выше, чем в Египте и Тунисе (и в России, по данным МВФ). Учитывая, что больше трети населения Ливии составляют дети до 14 лет, душевой ВВП в расчете на взрослого человека еще выше. Социальным гарантиям, которые предоставляло правительство Каддафи, могут позавидовать не только россияне. Образование и медицина бесплатные. Уровень образованности населения составляет 87%. Образование и стажировка за рубежом – за счёт государства. Уровень медицины довольно высок, а смертность – самая низкая в мире 3,4 (2010 г.) — ниже, чем в Японии и Германии. Ливийский мужчина в среднем живёт 73 года, что на 15 лет дольше нынешнего россиянина. Зарплата медсестры составляла 700–1000 долларов в месяц. В страну приглашались иностранные врачи, а если рядовой ливиец заболевал настолько тяжело, что ему не могли оказать помощь на Родине, то ему обеспечивали бесплатное лечение в лучших клиниках мира. Давали провожатого и направляли в соответствующее медицинское учреждение. Лекарства в целом ряде аптек отпускались бесплатно, причем любая аптека гарантировала их стопроцентную подлинность – поскольку за подделку лекарств в Ливии полагалась смертная казнь.

Официальные источники  заверяют, что в год каждая ливийская  семья получала в общей сложности тысячу долларов дотаций. Пособие по рождению ребенка составляло 7000 долларов. Каждой новобрачной семье выдавалось 64 тысячи долларов на покупку жилья. На эти деньги можно купить домик площадью 150 кв. метров со скважиной, сплит-системой, спутниковой тарелкой и электричеством. Электричество в Ливии практически бесплатное. А домики стоят так дешево, потому что риэлторство – спекуляция жильем – в Ливии запрещено и карается. Квартплата в стране отсутствовала. Для многодетных семей существовала целая сеть магазинов с символическими ценами на основные продукты питания. За продажу продуктов с просроченным сроком годности – большие штрафы и задержание подразделениями спецполиции. Продажа и употребление спиртного запрещены – «сухой закон». Кредиты на покупку автомобиля и квартиры – беспроцентные. Покупку автомобиля до 50% оплачивает государство, бойцам народного ополчения – 65%. Бензин стоит дешевле воды: 1 литр бензина – 14 центов. Пособие по безработице составляло около 750 долларов. На открытие личного бизнеса выдавалась единовременная материальная помощь в 20 тыс. долларов. Крупные налоги и поборы запрещены.

Тем не менее, мировой  экономический кризис и общий  рост цен – главным образом, на продовольствие – послужили одним  из детонаторов революционных волнений. Так, в Алжире, Тунисе и Египте только за ноябрь-декабрь цены на хлеб выросли на 20%, а на овощи – на 25%.

Кувейт и Бахрейн  – одни из самых богатых арабских стран, занимающие по уровню ВВП на душу населения 13 и 33 место в мире – отделались пока легким испугом, хотя обстановка там продолжает оставаться неспокойной. Эмир Кувейта в качестве превентивных мер все же повысил зарплаты работникам госсектора (а это 80% населения). Военнослужащим, полицейским и пожарным жалование повышено на 70-115%.

Нынешние арабские революции  наглядно продемонстрировали все возрастающее значение союза политтехнологий  и информационных технологий. Интернет в наши дни гораздо важнее почты  и телеграфа. Религиозные и националистические организации, послужившие своеобразной закваской для арабских революций, собрали толпы сторонников и подогрели градус общественной истерии именно с помощью социальных сетей. «К падению североафриканских режимов привела, в том числе, и международная солидарность – искренняя или проплаченная – миллионов юзеров из Америки и Европы с тунисскими «фэйсбуковцами» и «твиттерянами» из Египта». При этом благодаря пытливости и неустанным поискам инженеров из Google, Twitter и Интернет-компании SayNow, революционеры смогли пользоваться твиттером даже после того, как власти некоторых стран отключили доступ к Интернету. Созданный в срочном порядке сервис speak-to-tweat, позволил посылать и слушать твиты с помощью обычной телефонной связи [8].

Таблица 1-  «Революционные»  характеристики арабского мира, часть1.

СТРАНА

Тунис

Ливия

Египет

Сирия

Йемен

Бахрейн

ВВП на душу населения по данным МВФ и ЦРУ

9,488 (82 место в мире); 9,500 (89 место в мире)

14,878 (56 место в мире); 13,800 (63 место в мире)

6,367 (103 место в мире); 6,200 (109 место в мире)

5,108 (111 место в мире) 4,800 (122 место в мире)

2,595 (135 место в мире); 2,500 (143 место в мире)

26,807 (33 место в мире); 38,293 (14 место в мире)

Национальный состав

97% населения страны  — арабы

Большинство составляют арабы, но сохраняются межплеменные разногласия

98% арабы

90% арабы, 
9% - курды, 
2-3% - армяне

в основном арабы, сильные  межплеменные конфликты.

40% составляют иммигранты. 
Коренным бахрейнцам живется лучше

Основные религии

98% населения — мусульмане

Мусульман-суннитов 97%

90% мусульмане (в основном  сунниты)

10% — христиане, 90% —  мусульмане (их них 87% — сунниты)

в основном мусульмане (52% — сунниты, 46% — шииты, около 2% — исмаилиты)

Разногласия между шиитами (их) 65% и суннитами (35%, в том числе  и королевская семья)

Государственное устройство

Республикас одной доминирующей партией, хотя официально существует еще 6 оппозиционных партий

Джамахирия – система самоуправляемых коммун, контролируемых Каддафи, который не занимает никаких официальных постов

Республика

многопартийная парламентская  республика. В конституции закреплена ведущая роль Партии арабского социалистического  возрождения — ПАСВ (Баас)

Республика

Конституционная монархия. 
Политические партии запрещены

Годы правления нынешнего  лидера

Президент Зин эль-Абидин Бен Али 1987–2011 (23 года)

глава (фактически) Ливийской  джамахирии Муаммар Каддафи с 1969 (42 года)

Президент Хосни Мубарак 1981 — 2011 (29 лет)

Президент Башар Асад в 2000 г. сменил на этом посту своего отца, который правил Сирией с 1970 г. (30+11)

президент Али Абдалла  Салех находится у власти с 1978 года (33 года)

Король Хамад ибн  Иса аль-Халифа 
1999 – наст. время (12 лет)

Размер состояния лидера

20 млрд. долл. – т.е., почти  двойной годовой бюджет страны 

32 млрд. долл. по оценкам  США, 16,2 млрд. долл. по оценкам Великобритании

около 70 млрд. долл.

По неофиц. данным, Башар  перевел за рубеж около 50 млрд. евро.

НД

1 млрд. долл.

Информация о работе Особенности влияния Интернет-технологий на события «арабской весны»