Особенности влияния Интернет-технологий на события «арабской весны»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 09:04, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Тема революций и революционных волн в современном мире, весьма актуальная со времен третьей и четвертой волн демократизации, приобрела особую актуальность на рубеже 2010 и 2011 гг., когда началась волна революционных событий в арабском мире. Арабская весна как волна революций и попыток совершить революции в странах Ближнего Востока стала полной неожиданностью для всех политологов, макросоциологов, футурологов и других специалистов, которым полагалось хотя бы допускать такую возможность. Рост нестабильности и возможность краха правящего режима в отдельных арабских странах, в том числе и в Египте, предполагался рядом исследователей, включая даже достаточно удачные прогнозы хода событий1, но никак не синхронные революционные события в добром десятке стран.

Работа состоит из  1 файл

Арабская весна готовый.doc

— 398.00 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 2 - «Революционные»  характеристики арабского мира, часть 2.

СТРАНА

Иордания

Кувейт

Саудовская Аравия

Оман

Алжир

Марокко

ВВП на душу населения  по данным МВФ [1] и ЦРУ[2]

5,658 (107 место в мире); 5,300 (113 место в мире)

38,293 (13 место в мире); 51,700 (6 место в мире)

23,742 (39 место в мире); 24,200 (42 место в мире)

26,197 (34 место в мире); 25,800 (39 место в мире)

7,103 (97 место в мире); 7,400 (100 место в мире)

4,773 (117 место в мире); 4,900 (118 место в мире)

Национальный состав

95% — арабы. Из них 35% -иорданские арабы, 55% — выходцы из Палестины (к ним относится и семья королевы)

55% составляют иммигранты  без гражданства; требуют предоставить  им равные права с гражданами  страны

21% составляют иммигранты

19% составляют иммигранты. Около 60% работающих — иностранцы

арабы 83%, берберы 16%

Около 60% населения —  арабы, около 40% — берберы

Основные религии

в основном мусульмане, 6% христиан - занимают 20% мест в Парламенте

Ислам

Ислам

Ислам ибадитского толка

Ислам суннитского толка

Ислам (суннитского толка)

Государственное устройство

конституционная монархия с 1952 г.

конституционная монархия с 1962 г.

Абсолютная монархия, власть короля ограничена лишь нормами  шариата

Абсолютная монархия (султанат)

Президентско-парламентская  республика

Дуалистическая монархия

Годы правления нынешнего  лидера

Король Абдалла II 1999 –  наст. время (12 лет)

шейх Сабах аль-Ахмед  ас-Сабах – эмир с 2006 г. (5 лет)

Король Абдалла ибн  Абдель Азиз ас-Сауд – фактический  правитель с 1996 г. (15 лет)

Султан Кабус бен  Саид, с 1970 г. (41 год)

Президент Абдельазиз Бутефлика  с 1999 г (12 лет)

Мухаммед VI бен аль  Хассан король с 1999 года (12 лет).

Размер состояния лидера

   

более 40 млрд. долл.

Основная часть нефтедобывающих  и нефтеперерабатывающих предприятий  находятся в личной собственности султана и приносят ему ежегодно десятки миллиардов долларов дохода.

   

 

Таблица 3 - «Революционные»  характеристики арабского мира и  России, часть 3.

СТРАНА

ОАЭ

Катар

Россия

ВВП на душу населения  по данным МВФ[1] и ЦРУ[2]

36,973 (15 место в мире); 40,200 (16 место в мире)

88,232; 145,300 - 1 место в  мире

15,807 (51 место в мире); 15,900 (55 место в мире)

Национальный состав

Коренное население  – 11%, 85% проживающих в стране не являются её гражданами.

60% составляют иммигранты 

Ок. 80% - русские, но на некоторых территориях русских не более 5%

Основные религии

три четверти населения  — мусульмане: 85%— сунниты, 15% —  шииты

мусульман 77,5%: большинство  сунниты, около 10% — шиииты

Православие — 75% 
Ислам — 5% 
Католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм — по 1% 
Другие конфессии — около 1% 
Неверующие — 8%

Государственное устройство

Федерация семи эмиратов, каждый из которых представляет собой  микро-государство с абсолютной монархией Государство возглавляется  эмиром Абу-Даби, правительство —  эмиром Дубая.

Абсолютная монархия. Власть эмира ограничена только рамками  шариата. Политических партий нет.

демократическая федеративная президентско-парламентская республика с широкими полномочиями президента - президентская республика

Годы правления нынешнего лидера

Шейх Халифа? ибн Зайд ан-Нахайян президент Объединенных Арабских Эмиратов с 3 ноября 2004 года Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум премьер-министр  и вице-президент Объединённых Арабских Эмиратов, правитель (эмир) Дубая. c 5 января 2006 г.

эмир Хамад бин Халифа аль-Тани, с 27 июня 1995 года (16 лет)

В. Путин: 2000 г. - 2008 г. –  президент; с 2008 – наст. вр. – премьер-министр  Д. Медведев: 2008 – наст. вр. - президент

Размер состояния лидера

шейх Халифа Бен Зайед  аль-Нахьян - 15 млрд. долл. Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум 4,5 млрд. долл.

2,4 млрд. долл.

Д.Медведев заработал  за 2010 г. 3 млн. 378 тысяч руб., на банковских счетах у его семьи около 5 млн. руб. Путин заработал за 2010 г. 5 млн. 42 тыс. руб. Президент получает в 27 раз  больше, а премьер в 35 раз больше «простого россиянина»


 

  •  

    Глава 2 Интернет как фактор политического процесса

  • 2.1.Особенности воздействия Интернет-коммуникаций на политический процесс в период арабской революции

  • Интернет определяют как пространство новой демократии, нового гражданского общества, но, прежде всего, Интернет – это пространство новых социальных коммуникаций (Соколов 2002), включая политические22. На Западе в 90-х годах прошлого века возник даже специальный термин «киберполитика» (англ. cyberpolitics), под которым понимается любая политическая активность, реализуемая с помощью Интернет-технологий23.

    М. К. Раскладкина в работе, посвященной организации политического  пространства Рунета, указывает, что  «применительно к политической сфере  общества понятие коммуникации варьируется от расширительного по сути понимания разнообразных социальных контактов, возникающих как в публичной сфере, так и в связи с влиянием акторов на политические события, до ограничительного, связанного с особым типом общения и контактных связей, возникающих в политике как специализированной деятельности»24. Более обобщенное понятие «политической коммуникации» в парадигме социальных наук формулируется как процесс передачи политической информации, которая «перемещается» между политической и социальной системами, то есть является частью информационного обмена между политическими акторами в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.

    Ряд исследователей виртуальной политики в России (Раскладкина, Быков, Чугунов, Вершинин, Овчинников, Шевченко) подчеркивают, что предметное поле в этой области в информационно-коммуникативном обществе только формируется и поэтому крайне актуальной становится проблема разработки теоретико-методологических основ этих исследований с учетом национальной специфики25.

    Активно внедряясь  в сферу политики, новые информационно-коммуникационные технологии не только качественно видоизменили старые представления, установки, стереотипы, но и сломали многие формы поведения, модели взаимоотношений между политическими  институтами и индивидами. По мнению А. А. Чеснакова, начинается формирование нового обширного канала политической коммуникации, динамика развития которого может кардинально перевернуть все наши представления как о системе обеспечения политической деятельности, так и о традиционных инструментах политического участия26.

    Среди перспективных  направлений исследований политической коммуникации в информационном обществе М. С. Вершинин выделяет три направления27:

    1. Интернет и демократия;
    2. Электронная демократия как компьютерно-опосредованная форма политической коммуникации;
    3. Электронное правительство.

    При этом анализ роли Интернета  в качестве гаранта демократии является одним из самых перспективных  направлений в политологии, как  считает М. С. Вершинин. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), внедряюсь всё глубже в жизнь общества, изменяют не только форму осуществления демократических процедур, но с их внедрением меняется и развитие собственно всех социальных процессов.

    М. К. Раскладкина предлагает следующую классификацию политического сегмента Рунета, исходя из структуры и характера его контента28:

    • информационно-аналитические ресурсы;
    • дискуссионные площадки, объединяющие контент сетевых СМИ и интерактивные возможности интернет-форумов;
    • сетевые версии традиционных СМИ;
    • сайты общественных инициатив;
    • сайты партий и политических движений;
    • кросс-платформенные образования, использующие различные технические и организационные средства для создания сетевого сообщества и поддержания контакта в оффлайновых структурах.

    Российские исследователи А. А. Киселев и И. В. Самаркина вводят даже понятие политфлюентиала - человека, который активно выражает своё мнение относительно политики и влияет на коммуникативное окружение, в т. ч. размещая и передавая информации через Интернет. С помощью политфлюентиалов может быть налажена эффективная коммуникация между органами государственной власти и обществом для побуждения рядовых граждан к политической активности.

    Термин "политическая коммуникация" появился в конце 40-х - начале 50-х гг. прошлого века. Как считают М. Грачев и Ю. Ирхин, "началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период Первой мировой войны"29. С демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX века, развитием кибернетической теории, возникновением и возрастанием роли новых коммуникационных систем и технологий исследования политической коммуникации выделились в самостоятельное направление, которое находится на стыке социальных и политических наук30.

    Существует немало различных  определений понятия "политическая коммуникация". Наиболее полным из них  представляется определение, предложенное Р.Ж. Шварценбергом, который охарактеризовал  ее как "процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой, а также между политической и социальной системами. Идет непрерывный процесс обмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях"31. Л. Пай вносит определенное уточнение: "Политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации"32.

    В современных исследованиях  политическая коммуникация рассматривается  как важнейший компонент и  неотъемлемая составная часть политической системы общества, "которая устанавливает  связи между институтами политической системы... Значение этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации"33. В связи с этим, в частности, К. Дойч рассматривал политическую систему как систему производства и воспроизводства информации по преимуществу. Информация - это структурированные отношения между событиями. Коммуникация - передача таких структурированных отношений. Каналы - пути передачи информации. Коммуникационные процессы имеют ключевое значение для функционирования политических структур, хотя жизнедеятельность последних не сводится к ним34.

    Политическая коммуникация имеет свои специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта политического развития, поведения различных групп и отдельных граждан, перевода государственной системы в новое состояние.

    Таким образом, политическую коммуникацию можно охарактеризовать как информационно-пропагандистскую деятельность социальных субъектов по производству и распространению социально-политической информации, направленной на формирование, стабилизацию или изменение образа мыслей и действий других социальных субъектов.

    По мере технологического развития средств передачи информации претерпевает определенные изменения  и система политической коммуникации, а следовательно - политическая система  как таковая. Это связано со спецификой современного общества, в котором передаваемая посредством СМИ информация приобретает особую роль. Сегодня многие исследователи, в частности М. Анохин и М. Павлютенкова, рассматривают информацию как "важнейший источник власти". "По сути, - отмечают эти авторы, - политическая система может рассматриваться как погруженная в информационное пространство". Отталкиваясь от сходных предпосылок, И. Засурский отмечает: "Средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации. Происходит полное переплетение сферы политического и СМИ, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании медиаполитической системы"35.

    "Информатизация" и  "медиатизации" социальной жизни  и политики фактически означают  изменение роли СМИ, которые  становятся "системообразующим элементом политики", приобретают в ней "новый институциональный статус, постепенно теряя прежнюю роль - просто средства, инструмента". Согласно белорусским исследователям В. Воробьеву и Е. Дмитриеву, в современном обществе происходит информационный метаболизм, основу которого составляют "функциональные информационные системы (ФИС), то есть динамические, саморегулирующиеся системы, деятельность которых направлена на поддержание динамического равновесия в обществе... Идеологическая сущность ФИС состоит в том, что они занимают промежуточное положение между государством и обществом, тем самым обеспечивая гармоническое единство политической системы и легитимность политического механизма"36.

  • 2.2. Социальные сети как фактор политики

  • Социальная сеть (англ. social network) - социальная структура, состоящая  из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и  связей между ними.

     Социальная сеть (англ. social network) - социальная структура,  состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними.

        Согласно определению,  предложенному известным исследователем  этой области Д. Бойд, социальные  интернет-сети - это "сетевые услуги, которые позволяют частным лицам: 1) строить общественные или полуобщественные профили в пределах ограничений, наложенных системой, 2) определять список других пользователей, с которыми они могут сообщаться и делиться информацией, 3) просматривать и связывать их список контактов с другими, созданными пользователями внутри системы"37.

    Информация о работе Особенности влияния Интернет-технологий на события «арабской весны»