Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:08, реферат
Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский; испанские кортесы) возникли еще в ХII-ХШ вв. Однако история современного парламента как общенационального представительного органа, отличного от сословных представительных органов времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы, которых парламент становится важнейшим органом государства.
Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм как особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением законодательной и исполнительной власти при существенной политической и идеологи¬ческой роли парламента.
Нормы Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы (п.1—3 ст.85) предусматривают, что после подписания протокола о результатах выборов и незамедлительного извещения об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом Государственной Думы, последний обязан в пятидневный срок представить в Центральную избирательную комиссию копию приказа либо иного документа об освобождении от прежних обязанностей, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы, или копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. И только после этого, соответствующая избирательная комиссия регистрирует избранного депутата Государственной Думы и выдает ему удостоверение об избрании.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в соответствии с Конституцией и Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Такая гарантия установлена Конституцией для обеспечения независимости законотворческой и иной деятельности парламентариев, исключения влияния на выбор позиции по тому или иному вопросу под угрозой уголовного преследования.
И, наконец, признаком, характеризующим Федеральное Собрание РФ как парламент, является его внутренняя структура, то есть наличие двух палат с разным правовым статусом, разветвлённой системой постоянных и временных комитетов, комиссий и других рабочих органов палат Федерального Собрания. Именно подобное структурирование характерно для учреждений, именуемых парламентом.
Согласно ст. 95 Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Данная статья устанавливает двухпалатную структуру Федерального Собрания. Такая структура закреплена в ст. 11 первой главы Конституции, что означает недопустимость ее изменения в рамках действия настоящей Конституции.
В Российской Федерации двухпалатность парламента — относительно новое явление, возникшее только в 1990 г., когда в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы Совет Республики и Совет Национальностей. До этого, начиная с революции 1917 г., высший представительный орган России, формально являвшейся федерацией, был однопалатным, в то время как Верховный Совет СССР состоял из двух палат, что, очевидно, считалось достаточным. Но двухпалатность в Российской Федерации в период с 1990 по 1993 г. оказалась не очень эффективной: палаты Верховного Совета большей частью заседали совместно, доминирующую роль играл Президиум — руководящий орган всего парламента, подавлявший инициативу палат.
Конституция 1993 г. сохранила двухпалатную структуру, но внесла в нее значительные изменения.
Новые принципы двухпалатной структуры и ее отличия от двухпалатной структуры бывшего Верховного Совета состоят в следующем:
1) Палатам придано новое наименование. Это вызвано тем, что наименование палаты Совет национальностей утратило свою логическую основу, т.к. субъектами Федерации стали не только национальные, но и территориальные образования — края, области, города федерального значения. Поэтому палата представительства субъектов получила наименование — Совет Федерации. В свою очередь это потребовало изменения наименования палаты общенационального представительства, для которой, учитывая российский исторический опыт, было принято наименование — Государственная Дума.
2) Палаты заседают раздельно (ч.1 ст. 100 Конституции РФ). В Верховном Совете палаты заседали и решали все вопросы, как правило, совместно. Принцип раздельного заседания палат, закреплённый в ч.1 ст.100 Конституции РФ, обусловлен федеративным государственным устройством России. Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации, где представлены субъекты Федерации, и Государственной Думы, являющейся палатой общенародного представительства. Поэтому у палат различная компетенция, они относительно независимы друг от друга, самостоятельно осуществляют свои законодательные полномочия и определяют внутренний порядок деятельности, принимая каждая свой регламент (ч.4 ст.101 Конституции РФ). Случаи, когда палаты собираются совместно, определены в Конституции исчерпывающим образом и не подлежат расширительному толкованию. Согласно п.3 ст.100 Конституции РФ палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий президента РФ, посланий конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
3) Не предусмотрено
наличие Председателя
4) За каждой из палат
закреплен самостоятельный
Палаты устанавливают внутренний распорядок своей деятельности не только в регламентах, но и отдельными решениями. Так, согласно Регламенту Государственной Думы, процедуры проведения заседаний палаты, рассмотрения иных вопросов ее деятельности, не предусмотренных Регламентом, принимаются на заседании палаты и оформляются протокольно.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Конституции РФ, Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Регламент Совета Федерации устанавливает, что Председатель палаты избирается тайным голосованием. Регламент Государственной Думы допускает возможность и открытого голосования. Решение о количестве заместителей Председателя палаты принимает сама палата. Регламенты палат предусматривают наличие и первого заместителя Председателя палаты.
Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. В регламентах Совета Федерации и Государственной Думы помимо полномочий председателей палат, закрепленных в Конституции, установлены и другие их полномочия: председатель палаты организует работу Совета палаты, осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата палаты, утверждает его структуру и штаты, назначает и освобождает от должности руководителя Аппарата, направляет соответствующим субъектам законотворческой деятельности законопроекты и федеральные законы, подписывает постановления палаты, и иных мероприятий, связанных с законодательной деятельностью. Роль председателей палат сведена преимущественно к организационным функциям, они не вправе осуществлять политическое руководство палатой.
Заместители Председателя палаты замещают Председателя в его отсутствие, решают вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностей между ними.
Важную роль в организации работы палат играют Совет Государственной Думы и образуемый в Совете Федерации Совет палаты.
В состав Совета Государственной Думы входят Председатель палаты, который ведет его заседание, и руководители депутатских объединений. Право решающего голоса имеют руководители объединений. В Совете палаты правом решающего голоса обладают все лица, входящие в его состав: Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий палаты.
Совет Государственной Думы, в частности, формирует проект примерной программы законопроектной работы палаты на текущую сессию, проект календаря рассмотрения вопросов палатой на очередной месяц и проект порядка работы палаты на очередное заседание, созывает внеочередные заседания палаты, назначает комитет, ответственный за подготовку внесенного законопроекта, дает согласие на назначение и освобождение от должности Руководителя Аппарата палаты. Сходными полномочиями обладает и Совет палаты, образуемый в Совете Федерации.
Согласно Конституции РФ обе палаты образуют комитеты и комиссии, которые осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания и др.
Созданы также Постоянные комиссии по информационной политике и по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации, имеющие равные права с Комитетами.
В Государственной Думе создаются депутатские объединения: фракции и депутатские группы. Фракциями именуются группы депутатов, избранные по спискам политических партий. Партийные фракции и депутатские группы часто объединяются между собой для голосования по тому или иному вопросу.
Проводимые палатами парламентские слушания позволяют выяснить отношение специалистов, ученых, заинтересованных должностных лиц к какому-либо вопросу. Согласно Регламенту Думы на парламентских слушаниях депутатами и приглашенными могут обсуждаться законопроекты, международные договоры, представленные на ратификацию, проект федерального бюджета, другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Подготовка слушаний возлагается на комитет (комиссию) палаты. По их итогам могут быть приняты рекомендации.
В организации работы палат важную роль играют аппараты, создаваемые в каждой палате. Структура и штаты Аппарата утверждаются самими палатами. Основными задачами Аппарата являются: правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности палаты, правовое и организационное обеспечение межпарламентских связей.
2. СТРУКТУРА ПАЛАТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
2.1. Конституционно – правовой статус Совета Федерации
Совет Федерации является палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.95 Конституции РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.1
Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта РФ.
Решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации в 5-дневный срок направляется в Совет Федерации. В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации представляет в Совет Федерации копию приказа (иного документа) о его освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Решение о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ в 5-дневный срок направляется в Совет Федерации.
Вопрос о подтверждении, прекращении (досрочном прекращении) полномочий члена Совета Федерации предварительно рассматривается Комиссией Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам, который начинается с доклада председателя либо по его поручению председателя Комиссии по регламенту и парламентским процедурам. Данное решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации.1
Член Совета Федерации в течение всего срока его полномочий обладает неприкосновенностью в соответствии с Конституцией РФ.
Вопрос о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности рассматривается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, которое предварительно рассматривается Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам и Комиссией по регламенту и парламентским процедурам, готовящим заключения. По результатам рассмотрения Совет Федерации может принять одно из следующих решений:
Решение Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и должно быть мотивировано. Оно оформляется постановлением, не требующим дополнительного голосования. Данное постановление в течение трех дней со дня его принятия направляется Генеральному прокурору Российской Федерации.1
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ и заместители Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы или открытого голосования. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.2
Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета вправе предложить только одну кандидатуру. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании и отвечают на вопросы членов Совета Федерации. После обсуждения Совет Федерации утверждает список кандидатур для голосования. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Информация о работе Парламент как конституционно - правовой институт