Парламент как конституционно - правовой институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:08, реферат

Описание

Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский; испанские кортесы) возникли еще в ХII-ХШ вв. Однако история современного парламента как общенационального представительного органа, отличного от сословных представительных органов времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы, которых парламент становится важнейшим органом государства.
Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм как особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением законодательной и исполнительной власти при существенной политической и идеологи¬ческой роли парламента.

Работа состоит из  1 файл

Главы ФС 2008.doc

— 423.00 Кб (Скачать документ)

В случае, если на должность  Председателя Совета Федерации было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не получила требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.

Избранным на должность  Председателя Совета Федерации по итогам второго тура голосования считается  тот кандидат, который получил  наибольшее число голосов, но не менее  половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если Председатель Совета Федерации не избран, то вся процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур.

Результаты голосования  оформляются постановлением Совета Федерации.1

Регламент Совета Федерации  выделяет полномочия Председателя Совета Федерации, основными из которых являются:

- председатель Совета  Федерации представляет на рассмотрение  Совета палаты проект повестки  дня ее заседания;

- организует работу  Совета палаты;

- ведет заседание палаты;

- подписывает постановления Совета Федерации;

- созывает, в том числе  по предложению Президента РФ, Правительства РФ, субъекта РФ  либо по предложению комитета  Совета Федерации, группы членов  Совета Федерации численностью  не менее одной пятой от  общего числа его членов, внеочередное заседание палаты;

- ведает внутренним  распорядком деятельности палаты;

- направляет для рассмотрения  в соответствующие комитеты Совета  Федерации законы, принятые Государственной  Думой, а также законопроекты,  которые предполагается внести  в Государственную Думу;

- направляет Президенту  РФ для подписания и опубликования  федеральные конституционные и  федеральные законы, принятые Государственной  Думой, после их одобрения Советом  Федерации;

- решает вопросы распределения  обязанностей между своими заместителями;

-представляет палату  во взаимоотношениях с органами  государственной власти Российской  Федерации, субъектами РФ, общественными  объединениями, а также с парламентами  зарубежных государств;

- решает иные вопросы  организации деятельности Совета  Федерации.1

Совет Федерации принимает  решение о количестве заместителей Председателя Совета Федерации, которые  замещают Председателя в его отсутствие, а также осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностей между ними. Кандидатуры на должность заместителя предлагаются Председателем Совета Федерации. По каждой из предложенных кандидатур на должность заместителя Председателя Совета Федерации проводится обсуждение и раздельное голосование. В случае если ни один из кандидатов, выдвинутых на должность заместителя, не наберет требуемого для избрания числа голосов либо будет избрано меньшее число заместителей Председателя Совета Федерации, чем определено палатой, вся процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур.

Результаты голосования  оформляются постановлениями Совета Федерации.2

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных  лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентом  Совета Федерации, принятым Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и решениями Совета Федерации.

Согласно ст. 102 Конституции  РФ, к ведению Совета Федерации  относятся:

  - утверждение изменения границ между субъектами РФ. Совет Федерации как палата Федерального Собрания осуществляет представительство интересов субъектов РФ. В соответствии с ч.3 ст. 67 Конституции РФ решение по этому вопросу Совет Федерации вправе принимать только при наличии взаимного согласия субъектов РФ об изменении их границ. Поэтому для реализации рассматриваемого полномочия требуется принятие органами власти субъектов, границы которых изменяются, соответствующего решения. Функция же Совета Федерации состоит в одобрении решения, принятого субъектами РФ, путем принятия собственного акта об утверждении изменения границ между ними.

- утверждение указа  Президента РФ о введении военного  положения. Это положение обязывает  Президента незамедлительно сообщить  о введении военного положения  на территории России или в  отдельных ее местностях палатам Федерального Собрания. Это может рассматриваться как особая гарантия обеспечения интересов субъектов РФ, поскольку военное и чрезвычайное положения означают особый правовой режим деятельности государственных органов в субъектах РФ;

- утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

- решение вопроса о  возможности использования Вооруженных  Сил РФ за пределами ее территории;

- назначение выборов  Президента Российской Федерации.  Это могут быть как очередные  выборы, которые назначаются по истечении срока полномочий Президента, так и внеочередные – при досрочном прекращении его полномочий. Согласно ч.2 ст. 92 Конституции РФ досрочно прекращаются полномочия Президента в случаях отставки, неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности;

- отрешение Президента  Российской Федерации от должности.  В процедуре отрешения Президента  от должности Совет Федерации  выступает в качестве верхней  палаты парламента – на основании  решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента он принимает окончательное решение по этому вопросу;

- назначение на должность  судей Конституционного Суда  РФ, Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ;

- назначение на должность  и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации. Генеральный прокурор РФ считается назначенным на должность, если за представленную кандидатуру проголосовало большинство общего числа членов Совета Федерации. Если кандидатура, представленная Президентом для назначения на должность Генерального прокурора, при голосовании не наберет требуемого количества голосов, Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Генеральный прокурор считается освобожденным от должности, если в результате голосования за его освобождение проголосовало большинство от общего числа членов Федерации;

- назначение на должность  и освобождение от должности  заместителя Председателя Счетной  палаты и половины состава  ее аудиторов. 

Все решения по вопросам своего исключительного ведения Совет Федерации принимает в форме постановлений.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах свободного коллективного обсуждения и решения вопросов. Основной формой  его работы являются заседания, проводимые открыто. В случаях, предусмотренных регламентом Совета Федерации, палата вправе проводить закрытые заседания.1

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат:

- послания и обращения  Президента РФ;

- поправки к гл.3-8 Конституции  РФ, проекты федеральных конституционных законов, одобренные Государственной Думой;

- федеральные законы, принятые Государственной Думой  и подлежащие обязательному рассмотрению  Советом Федерации;

- проекты постановлений  Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению в соответствии с ч.1 ст. 102 Конституции РФ;

  - предложения о пересмотре положений гл.1, 2 и 9 Конституции РФ;

  - федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам ратификации и денонсации международных договоров РФ.1

Работа в Совете Федерации ведется на русском языке. Член Совета Федерации, желающий выступить на ином языке народов России, не менее чем за сутки уведомляет об этом председательствующего. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его  постоянным функционированием, образуется Совет палаты, являющийся постоянно действующим коллегиальным органом Совета Федерации. В его состав входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов Совета Федерации и Комиссии по регламенту и парламентским процедурам. Председательствует на заседаниях Совета палаты Председатель Совета Федерации или один из его заместителей.

Совет палаты формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации: согласовывает порядок обсуждения вопросов на заседании Совета Федерации; предварительно обсуждает степень подготовки вопросов, выносимых на заседание Совета Федерации; формирует список лиц, приглашенных для выступления на заседании Совета Федерации.

Заседания Совета Федерации  проводятся в Москве в период с 16 сентября по 15 июля и считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов палаты.1

На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово, выступление кандидата на выборную должность, выступление в прениях по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также предложение, справка, информация, заявление, обращения.

Решения Совета Федерации  принимаются открытым или тайным голосованием, которое проводится с  использованием электронной системы  подсчета голосов, без использования  электронной системы, бюллетенями и путем опроса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Открытое голосование  проводится с использованием электронной  системы подсчета голосов либо по решению палаты без ее использования.

Тайное голосование  проводится по решению Совета Федерации, принимаемому большинством голосов  от числа членов Совета Федерации, принявших  участие в голосовании, но не менее  чем 46 голосами. Такое голосование  проводится с использованием электронной  системы или бюллетеней.2

 

2.2. Конституционно-правовой  статус Государственной Думы

 

Согласно Конституции  РФ Государственная Дума состоит  из 450 депутатов и избирается сроком на  четыре года. Депутаты Государственной  Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему на день голосования 18 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерациии, достигший на день голосования 21 года.

Выборы депутатов Государственной  Думы назначает Президент РФ. Решение  о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня  голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный  срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.1

В соответствии с действующим  федеральным законом о выборах  депутаты избираются по смешанной системе. Половина депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства. При этом избирательные округа должны быть примерно равны по числу зарегистрированных на их территориях избирателей, а также не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов Российской Федерации.

Норма представительства  избирателей на одномандатный избирательный  округ устанавливается путем  деления общего числа зарегистрированных избирателей, проживающих на территории Российской Федерации, на общее число (225) одномандатных избирательных округов. Голосовать в одномандатном избирательном округе может избиратель, постоянно или преимущественно проживающий на территории этого избирательного округа.

Право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать  по одному одномандатному избирательному округу не более одного кандидата.

Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших  участие в голосовании. При равном числе голосов полученных зарегистрированными кандидатами избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.

Другая половина депутатов  Государственной Думы избирается в  федеральном округе, включающем в  себя всю территорию Российской Федерации. В этом случае депутаты Государственной Думы избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и избирательными блоками. Такая система соответствует предназначению выборов как высшего непосредственного выражения власти народа.

К распределению депутатских  мандатов допускаются зарегистрированные федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5%  и более голосов избирателей, при условии, что таких списков было не менее трех и за все эти списки подано в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. В этом случае иные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются. Если менее чем за три федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 5% и более голосов избирателей, подано в совокупности более 50% голосов, а остальные списки получили менее 5% голосов, к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, которые получили 5% голосов и более, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей списки, получившие менее 5% голосов, до того, как общее число списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, не достигнет трех.1

Информация о работе Парламент как конституционно - правовой институт