Парламент как конституционно - правовой институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:08, реферат

Описание

Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский; испанские кортесы) возникли еще в ХII-ХШ вв. Однако история современного парламента как общенационального представительного органа, отличного от сословных представительных органов времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы, которых парламент становится важнейшим органом государства.
Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм как особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением законодательной и исполнительной власти при существенной политической и идеологи¬ческой роли парламента.

Работа состоит из  1 файл

Главы ФС 2008.doc

— 423.00 Кб (Скачать документ)

Обобщая данную главу  можно отметить, что Совет Федерации  и Государственная Дума – это  две палаты Федерального Собрания, эффективное взаимодействие которых является необходимым условием политической стабильности в России, не смотря на то, что каждая из них имеет свой порядок формирования, сферу своей компетенции, сроки полномочий членов палат, процедуры роспуска и режим работы.

Нормы Конституции Российской Федерации в самом общем виде регулируют взаимоотношения палат парламента в организационной, законотворческой и иных сферах деятельности. Обширное поле для взаимодействия палат определяется в законотворчестве. Принадлежащее Совету Федерации и его отдельным членам право законодательной инициативы предполагает  возможность внесения ими законопроектов в государственную Думу. В свою очередь принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительные комиссии для преодоления возможных разногласий.

Подводя итоги, можно  отметить, что деловые отношения  двух палат – Совета Федерации  и Государственной Думы – важнейшее  условие поступательного развития российского парламентаризма. Конституция четко определяет статус и формы взаимоотношений обеих палат парламента как составных частей единого представительного и законодательного института – Федерального Собрания.

 

2.3.Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания

 

В соответствии со  ст. 101 Конституции Российской Федерации  Совет Федерации и Государственная  Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат.

Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению:

- осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;

- в соответствии с  решением палаты подготавливают  запросы в Конституционный Суд  Российской Федерации;

- согласно решению  Совета  Государственной Думы, поручению  Председателя Государственной Думы  осуществляют подготовку проектов  постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд РФ;

- организует проводимые  Государственной Думой парламентские  слушания;

- дают заключения и  предложения по соответствующим  разделам проекта федерального  Бюджета;

- решают вопросы организации  своей деятельности.

Государственная Дума может  создавать комиссии, деятельность которых  ограничена определенным сроком или  конкретной задачей.1

Государственная Дума в  соответствии с Регламентом Государственной  Думы учреждает  следующие комитеты:

- Комитет Государственной  Думы по законодательству;

- Комитет Государственной  Думы по государственному строительству;

- Комитет Государственной  Думы по труду и социальной  политике;

- Комитет Государственной  Думы по бюджету и налогам;

- Комитет Государственной  Думы по кредитным организациям  и финансовым рынкам;

- Комитет Государственной  Думы по экономической политике  и предпринимательству;

- Комитет Государственной  Думы по собственности;

- Комитет Государственной  Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;

- Комитет Государственной  Думы по энергетике, транспорту  и связи;

- Комитет Государственной  Думы по обороне;

- Комитет Государственной  Думы по безопасности;

- Комитет Государственной  Думы по международным делам;

- Комитет Государственной  Думы по делам Содружества  Независимых Государств и связям  с соотечественниками;

- Комитет Государственной  Думы по делам Федерации и  региональной политике;

- Комитет Государственной  Думы по вопросам местного  самоуправления;

- Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

- Комитет Государственной  Думы по информационной политике;

- Комитет Государственной  Думы по охране здоровья и  спорту;

- Комитет Государственной  Думы по образованию и науке;

- Комитет Государственной  Думы по делам женщин, семьи  и молодежи;

- Комитет Государственной  Думы по аграрным вопросам;

          - Комитет Государственной Думы  по природным ресурсам и природопользованию;

- Комитет Государственной  Думы по экологии;

  - Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;

- Комитет Государственной  Думы по делам национальностей;

- Комитет Государственной  Думы по культуре и туризму;

- Комитет Государственной  Думы по проблемам Севера и  Дальнего Востока;

- Комитет Государственной  Думы по делам ветеранов.1

В случае необходимости могут образовываться и другие комитеты. Решение об их образовании или о ликвидации оформляется постановлением палаты.

     Комитеты  Государственной Думы образуются  на срок, не превышающий срок  полномочий Государственной Думы  данного созыва.  Положение о комитетах утверждается постановлением палаты.

Государственная Дума образует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального  представительства депутатских  объединений. Численный состав каждого  комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Госдумы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного комитета.

Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются большинством голосов  от общего числа  депутатов Государственной Думы по представлению фракций и депутатских групп. Решение об избрании оформляется постановлением палаты, об освобождении от должности – также большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В нормах Регламента подробно регулируются вопросы организации  деятельности комитета, комиссии Государственной Думы.

Заседание комитета, комиссии Государственной Думы правомочно, если на нем присутствуют более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание проводит председатель комитета, комиссии и его заместитель. Они проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

Внеочередное заседание  комитета, комиссии созывает председатель комитета, комиссии по своей инициативе или по инициативе не менее одной  четверти от общего числа членов комитета, комиссии.

О заседании комитета, комиссии председатель комитета, комиссии уведомляет не менее чем за двое суток членов данных комитета, комиссии, а также заблаговременно информирует других участников заседания. Необходимая информация для депутатов Государственной Думы помещается на доске объявлений палаты.

Депутат Государственной  Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, комиссии, членом которых  он является. О невозможности присутствовать там по уважительной причине депутат  Государственной Думы заблаговременно  информирует председателя комитета, комиссии.

Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов  числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено  Регламентом. Протоколы заседаний  подписывает председательствующий. Депутаты Государственной Думы вправе знакомиться с протоколом заседаний комитета, комиссии.1

Депутат – представитель  комитета, комиссии по поручению комитета, комиссии имеет право выступать  на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого им комитета, комиссии.

В  заседании комитета, комиссии могут принимать участие  с правом совещательного голоса депутаты Госдумы, не входящие в их состав; вправе присутствовать полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также вправе присутствовать статс-секретари – заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти; на заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации.26

Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются  комитетами, комиссиями раздельно.

Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, комитеты и комиссии могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать участие в их работе.

Для подготовки отдельных  вопросов комитет, комиссия могут создавать  рабочие группы из числа членов данных комитета, комиссии, других депутатов  Государственной Думы, представителей государственных органов и иных организаций. Они вправе привлекать к своей работе экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и других экспертов, а также принять решение о проведении независимой экспертизы законопроектов.

Деятельность комитета, комиссии основана на принципах свободы  обсуждения, гласности. На их заседаниях могут присутствовать представители средств массовой информации. Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственных органов и иных организаций.

Комиссии Государственной Думы формируются из числа депутатов Государственной Думы. Государственная Дума также формирует следующие комиссии: мандатная (образуется на срок полномочий Государственной Думы данного созыва и в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной Думы); по этике; для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах; для дачи заключения, предусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции РФ и др.

Задачи комиссии, срок ее деятельности, ее полномочия, состав, положение о комиссии, а также дата представления и форма отчета о ее деятельности, включающего информацию об израсходованных финансовых средствах, определяются постановлением палаты.1

В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции Российской Федерации  Совет Федерации образует комитеты, комиссии Совета Федерации из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

Комитеты Совета Федерации:

- осуществляют подготовку  заключений по проектам законов  РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, одобренным Государственной Думой, по федеральным законам, принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации;

- готовят предложения  по нормативным правовым актам  Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, а также модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств, Межпарламентским Комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации;

- разрабатывают и предварительно  рассматривают законопроекты и  проекты иных правовых актов;

- организуют проведение  парламентских слушаний;

- решают вопросы организации  своей деятельности и деятельности  палаты;

- по поручению Совета Федерации осуществляют контроль за исполнением решений Совета Федерации, принимаемых по вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации, а также информирует членов Совета Федерации об их рассмотрении и исполнении;

-рассматривают в пределах своей компетенции иные вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации.1

Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации, обязан состоять в  одном из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты.

Численный состав каждого  комитета Совета Федерации определяется Советом Федерации, но при этом в  состав комитета Совета Федерации должны входить не менее восьми членов палаты.

Информация о работе Парламент как конституционно - правовой институт