Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:08, реферат
Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский; испанские кортесы) возникли еще в ХII-ХШ вв. Однако история современного парламента как общенационального представительного органа, отличного от сословных представительных органов времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы, которых парламент становится важнейшим органом государства.
Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм как особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением законодательной и исполнительной власти при существенной политической и идеологи¬ческой роли парламента.
Федеральный закон о выборах предусмотрел некоторые условия допущения к распределению мандатов баллотирующихся в федеральном избирательном округе списков кандидатов помимо 5% заградительного пункта. До распределения мандатов между федеральными списками кандидатов из каждого списка исключаются депутаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам. Далее Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу за федеральные списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов. Эта Сумма делится на 225, и полученный результат есть первое избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, который получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения мандатов. Если после этих действий остаются нераспределенные депутатские мандаты, они передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления на первое избирательное частное. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше число голосов избирателей.2
Государственная Дума избирает из своего состава Председателя, Первого заместителя и заместителей Председателя тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.
Кандидатов на должность
Председателя Государственной Думы
выдвигают депутатские
Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Если на должность Председателя Государственной Думы были выдвинуты более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата. Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.
Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого числа голосов, Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы либо принимает решение о выборах первого заместителя Председателя и заместителей Председателя Государственной Думы. В этом случае, после избрания по крайней мере одного из заместителей Председателя Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя.
Решение об избрании Председателя Государственной Думы оформляется постановлением без дополнительного голосования.1
Регламент Государственной Думы закрепляет полномочия Председателя, который:
- ведет заседание палаты;
- ведает вопросами внутреннего распорядка палаты;
- организует работу Совета Государственной Думы;
- осуществляет
общее руководство
- назначает на должность
и освобождает от должности
Руководителя Аппарата
- представляет палату
во взаимоотношениях с
- участвует в согласительных
процедурах для разрешения
- направляет поступившие в
- подписывает постановления
-направляет в Совет Федерации для рассмотрения, одобренные Государственной Думой законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные и федеральные конституционные законы;
- направляет Президенту РФ федеральные законы, принятые Государственной Думой;
-издает распоряжения и поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции.1
Вопрос о числе заместителей Председателя решается Государственной Думой. Кандидатов на должности заместителей могут выдвигать депутатские объединения, депутаты Государственной Думы. Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в список для тайного голосования. Избранными на должность заместителей Председателя считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Заместители председателя Государственной Думы по поручению Председателя ведут заседание палаты, замещают Председателя в его отсутствие, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты согласно распределению обязанностей между ними.
Решение об освобождении от должности Председателя Государственной Думы, его первого заместителя и заместителей принимается большинством голосов от общего числа депутатов.3
Порядок деятельности Государственной
Думы определяется Конституцией РФ и
Регламентом Государственной
К исключительному ведению Государственной Думы относятся:
- дача согласия Президенту РФ
на назначение Председателя
Президент вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового. Независимо от числа представлявшихся кандидатов после третьего отклонения представленной кандидатуры Государственная Дума подлежит роспуску;
- решение вопроса о доверии Правительству РФ. Вотум недоверия Правительству означает правительственный кризис, который может быть разрешен отставкой Правительства и созданием нового, которое пользовалось бы доверием Государственной Думы или роспуском Думы и избранием новой, с которой Президент нашел бы понимание в вопросе о правительственной политике. Мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству РФ может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов «нижней» палаты. Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству РФ в недельный срок после его внесения. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ. Президент РФ представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Центрального банка РФ, который считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Думой кандидатуры, Президент РФ в течение двух недель вновь представляет кандидатуру для назначения на должность. Одна кандидатура не может быть представлена более двух раз;
- назначение на должность и
освобождение от должности
- назначение на должность
и освобождение от должности
Уполномоченного по правам
- объявление амнистии.
Амнистия – есть однократное
освобождение от уголовной
- выдвижение обвинения
против Президента РФ для
Важным руководящим органом Государственной Думы является Совет Государственной Думы, который создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. В работе Совета Государственной Думы участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы. На заседаниях Совета вправе присутствовать и депутаты Государственной Думы.23
Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или заместителя Председателя поочередно на ее заседаниях председательствуют представители всех депутатских объединений по согласованию между ними.
Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих депутатов, которую проводит председательствующий. Заседание является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Регистрация осуществляется после каждого перерыва в заседаниях палаты.
Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Все необходимые проекты документов и другие материалы предоставляются депутатам не позднее, чем за три дня до рассмотрения этих материалов на заседании палаты.
Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.24
Согласно Конституции Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях трехкратного отклонения представленных главой государства кандидатур на должность Председателя Правительства РФ и в случае несогласия Президента РФ с принятым решением Государственной Думой о недоверии Правительству РФ, если вопрос о доверии был поставлен Председателем Правительства РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.25
Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания, а также, если ею было выдвинуто против Президента обвинение с момента выдвижения до принятия соответствующего решения Совета Федерации. Кроме того, Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания полномочий Президента Российской Федерации.
Информация о работе Парламент как конституционно - правовой институт