Политические и правовые учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:54, курс лекций

Описание

Платон (427 – 347 до н. э.) – сын афинского гражданина. По своему социальному положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии, был своим человеком в Сократовском кружке. В молодости был слушателем кружка учения Гераклита – Кратила.

Работа состоит из  1 файл

ippu.doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)


 

2. Политико-правовые представления Платона.

Платон (427 – 347 до н. э.) – сын афинского гражданина. По своему социальному положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии, был своим человеком в Сократовском кружке. В молодости был слушателем кружка учения Гераклита – Кратила.

"Государство", диалоги "Законы", "Политик". Государство трактуется им как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе. 

Для Платона идеальной формой государства выступала аристократия как правление нескольких мудрейших и старейших философов. Пример - аристократическая Спарта. Платон говорил о неправильных, извращенных государственных формах:

1) утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных землевладельцев. Вырождение аристократии мудрых в тимократию (власть воинов). Государство будет вечно воевать;

2) скопление богатства у частных лиц, образование имущественного ценза, захват власти плутократами (богатыми). Олигархическое государство раздирает вражда богачей и бедняков, оно будет вечно воевать с самим собой;

3) победа бедняков – устанавливается демократическая форма правления;

4) ненасытное стремление к свободе, опьянение ею, потеря управления властью ведет к тирании (господство одного ставленника народу). Это самое тяжелое заболевание государства, полное отсутствие каких-либо добродетелей.

Идеально:

1.Земля объявляется государственной собственностью.

2.Граждан в идеальном государстве должно быть 5040 человек. не входят рабы и иностранцы, 

3. 4 класса, в зависимости от имущественного ценза,

4.Производительность труда только за счет рабов.

5.Государственная власть смешанная; форма правления – монархия плюс демократия. Выборы происходят по большинству голосов.  два вида государственного устройства аристократического управления: а) над всеми стоят правители. Б)все подчиняются законам.

6. На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством.

7.  Во главе государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. У власти можно находиться не более 20 лет.

Важнее непосредственно законодательная мысль «Законов»: раз счастье гражданина не есть ценность, то для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Таким образом, санкция со времен Платона становится неотъемлемым признаком позитивного закона. Естественное, сообразное с божественной справедливостью государственное устройство.

 

 

3. Политико-правовой и религиозный идеал Аристотеля.

 развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля. Аристотель - автор «Политика» и «Афинская полития».

Аристотель в своих трактатах выдвинул предположение

1.  о естественном происхождении государства;

2. назвал человека политическим существом;

3. классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих;

4. выделил: правильные формы государственного правления (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо и неправильные формы (тирания, олигархия, демократия), где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих; залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан; высказывал идею верховенства закона 

5. Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. 

Политика как наука у него тесно связана с этикой. Этика предстает как начало политики, введение к ней. Человека Аристотель рассматривает как существо политическое, а понятие «гражданин» (polites) определяется им через участие в суде и власти.

В целом право как политическое явление Аристотель называет «политическим правом». Политическое право делится им на естественное и условное (волеустановленное).

1. «Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его, соответствуют этим предписаниям семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае

2. Условное право - то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается». Под условным правом он понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право.

Аристотель считал, что мир, не имеющий ни начала, ни конца во времени, не мыслим без движения.  «Первый двигатель» - есть ум, мысль, и под его влиянием вселенная сама «желает двигаться», направляющим вещи к разумным целям, Аристотель видел сверхъестественное существо — божество. С другой стороны, Аристотель исключал всякое вмешательство бога в мировой порядок, у него отсутствовала вера в провидение и т. п., и вследствие этого он считал, что человек не должен требовать от бога ни любви, ни особого попечения о себе. 

 

 

4. Политико-правовые представления Цицерона.

Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106--43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, в диалогах «О государстве» и «О законах», в сочинениях по этике (например, в трактате «Об обязанностях») и в многочисленных речах.

 Гражданские общины возникают от природы. Первой причиной для объединения людей в государство послужила «врожденная потребность жить вместе». Государственная власть должна быть вручена мудрецам. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан.

 «Истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера»,- утверждал Цицерон. Этот высший, естественный и неписаный закон возникает задолго до того, как люди объединились в гражданские общины, и его нельзя изменить голосованием народа или решением судей. Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку - в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы. Возникновение права, подчеркивал Цицерон, «следует выводить из понятия закона. Права мудрых и достойных граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из естественного закона.

Цицерон утверждал, что государство - естественным организмом, но и искусственным образованием, «народным установлением». Цицерон признает равенство всех людей от природы. Имущественные и социальные различия между людьми, с этой точки зрения, возникают не от рождения, а в силу установившихся в обществе отношений. «Частной собственности, не бывает от природы». Она возникает на основании либо давнишнего завладения, либо победы в войне, либо закона и соглашения. Государство «держится на кредите».

Государство (res publica) есть достояние народа, где под народом понимается «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Право выступает основой государства, его определяющим началом.

 Говоря о народе имел в виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев. Цицерон относит к числу презренных людей ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных мастерских, а также всех трудящихся.

Политический идеал Цицерона - аристократическая сенатская республика.

Три основные формы государства: царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию и власть народа - демократию. Лучшая - монархия.

Каждая из этих простых форм власти неизбежно вырождается, что приводит к возникновению  - 1. тирания, 2. господство клики богатых, 3. власть толпы (черни). Наиболее совершенной и устойчивой формой правления Цицерон считал смешанное государство, сочетающее начала монархии, аристократии и демократии (приближалась Римская республика во времена «отцов» и «дедов»).

Законы естественные и позитивные.

1. Естественный закон: всегда справедливый, содержит разумные положения; является врожденным; вечным и постоянным; существует в неписанной форме; возникает раньше, чем какой либо «писаный закон», вернее, раньше, чем какое либо государство было основано»; отменить его полностью невозможно; распространяется на всех людей (Истинный закон).

 

 

5. Учение Полибия о круговороте политических форм.

Учения Полибия (210--128 гг. до н.э.) - греческого мыслителя, историка, автор концепции круговорота форм правления государства.

Основная работа Полибия «Всеобщая история». Логическое основание политического учения - историзм. История, считал Полибий, должна носить всеобщий характер. Она должна охватывать в своем изложении события, происходящие одновременно и на Западе, и на Востоке, быть прагматичной, т.е. связанной с военной и политической историей. Полибий разделял идеи стоиков о циклическом развитии мира. Под их влиянием Полибий создал концепцию круговорота форм правления государства:

Круговорот форм правления государства - это три правильные формы и три неправильные формы правления сменяют друг друга. Любое явление подвержено изменению. Любая правильная форма правления государства вырождается. Начиная с тирании, установление каждой следующей формы основывается на осмыслении предшествующего исторического опыта. Так, после свержения тирана общество уже не рискует вверять власть одному.

В рамках своей мыслительной конструкции Полибий определяет период, необходимый для перехода от одной формы правления к другой, что позволяет предсказать и сам момент перехода:

* жизнь нескольких поколений людей занимает переход от царской власти к тирании;

* жизнь одного поколения людей занимает переход от аристократии к олигархии;

* жизнь трех поколений людей занимает переход от демократии к охлократии (демократия вырождается через три поколения).

Полибий стремился найти такую форму, которая бы обеспечивала равновесие в государстве подобно плавающему кораблю. Для этого необходимо соединить три правильные формы правления в одну. Конкретным примером смешанной формы правления для Полибия была Римская республика, в которой сочетались: власть консулов -- монархия; власть сената -- аристократия; власть народного собрания -- демократия. У Полибия идеальная форма правления - это смешение трех правильных форм правления государства: монархии, аристократии, демократии.

 

 

6. Политико-правовые представления раннего христианства.

В пределах Римской империи в начале нашей эры появляется христианство, которое выступило с проповедью идей всеобщего равенства и свободы людей.

Ранние христиане обрушивались с нападками и проклятиями на всех богатых, и властвующих, клеймили порядки Римской империи, отвергали частную собственность, деление людей на свободных и рабов, богатых и бедных, отдавали свое имущество в распоряжение своих сект и общин (церквей).

В "Откровении Иоанна Богослова" ("Апокалипсисе"), написанном в 68–69 гг., предрекается гибель Риму, "великой блуднице". Защита бедных и критика богатых отчетливо звучит в "Евангелии от Луки". Резкие выпады против богатых содержатся и в "Соборном послании апостола Иакова".

В раннехристианских общинах, никто не имел своего имущества, "но все у них было общее", а средства для жизни члены общины делили между всеми "смотря по нужде каждого".

Для правопонимания ранних христиан, апеллировавших к божественному "закону свободы", характерно использование целого ряда прежних естественно-правовых идей и представлений. Существенное значение при этом придавалось принципу равенства всех людей. Проповедовали основной принцип естественного права и естественно-правовой справедливости – воздаяние равным за равное: "Каким судом судите, таким будете судимы".

Уже  во II в. жизнь в христианских общинах заметно изменяется. Усиливается власть руководителей общин, налаживается постоянная связь между ними, формируется церковная бюрократия (духовенство). Одновременно с этим идет процесс формирования официального вероучения, канонизации христианской литературы. Церковь начинает делать акцент на божественном характере всякой власти.

Уже апостол Павел отмечал, что "начальник есть Божий слуга", поэтому "надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести".

Процесс становления церковной иерархии, епископата и единой церкви, канонизации христианства сопровождался острой борьбой против разного рода сект и ересей.

В борьбе против ересей формировавшаяся и укреплявшая свои позиции христианская церковь нередко находила себе союзницу в лице официальной власти. Правда, во II–III вв. сама церковь была на полулегальном положении и христиане нередко подвергались гонениям. Но уже в 311 г. христианство было официально признано одной из равноправных религий в Римской империи, а в 324 г. оно стало государственной религией.

 

 

7. Политико-правовые представления Аврелия Августина. 

Аврелий Августин (354–430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. Став христианином, он принял деятельное участие в травле "еретиков". С 395 г. и до конца жизни он – епископ Гиппона (Северная Африка). Его политические и правовые взгляды изложены в работах "О граде Божием", "О свободной воле" и т.д.

Информация о работе Политические и правовые учения