Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:54, курс лекций
Платон (427 – 347 до н. э.) – сын афинского гражданина. По своему социальному положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии, был своим человеком в Сократовском кружке. В молодости был слушателем кружка учения Гераклита – Кратила.
В целом в ранних социалистических доктринах присутствуют два практически несовместимых начала.
13. Политико-правовая теория Ж. Бодена
В последней трети XVI столетия Франция с проникновением в нее кальвинизма оказалась ареной ожесточенного религиозного противоборства. Не на жизнь, а на смерть конфликтовали, с одной стороны, католики, с другой – протестанты. Никто из них не признавал принципа веротерпимости, т. е. не соглашался с равнозначимостью, равнодостоииством и равноправием различных конфессий.
Теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть сумеет быть способной в любом случае защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей, предпринял выдающийся французский политический мыслитель Жак Боден (1530–1596) в труде "Шесть книг о республике".
По Бодену, "государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву".
Ячейкой государства у Бодена выступает семья – прообраз и отражение государственной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель гарантировать мир внутри общности и защищать общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Гос-во – суверенно.
"Суверенитет – есть абсолютная и постоянная власть:
1. Абсолютность суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества.
2. Постоянство - когда суверенная власть существует неизменно в течение долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой-то определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы.
3. Суверенная - власть единая.
Пять отличительных признаков суверенитета: Первый из них – издание законов. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый – помилование.
Боден – убежденнейший сторонник действительно суверенной (в его трактовке – абсолютистской) монархической власти. Аристократические элементы возможны когда государь назначает на должности только знатных, лучших, богатых; демократические элементы начинают присутствовать в государственном управлении, если монарх открывает доступ к должностям практически всем свободным и разумным индивидам.
По способу осуществления:
1. законные, Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность.
2.вотчинные (сеньоральные), Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей.
3. тиранические. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью – как своей.
Лучшее государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический или демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией.
14. Политико-правовое учение Г. Гроция.
Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель. Его основной труд – это фундаментальное произведение "О праве войны и мира.
Предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза.
существуют два вида права:
1) естественное, устанавливаемое человеческим разумом. Разум оценивает, может ли оно быть одобрено или нет. Таким же образом люди оценивают свои поступки; стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права.
2) волеустановленное, берущее свое начало от воли человека. Оно делится на право человеческое и право Божественное.
перехода от "естественного состояния" к "гражданскому обществу" и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности).
"Государство же, – подчеркивал Гроций, – есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние".
Сущность верховной в том, что это – власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти (т. е. суверенитет). Суверенитет, следовательно, составляет отличительный признак государства вообще.
Гроций упоминает 1.царскую (единодержавную) власть, 2. власть знатнейших вельмож, 3. свободную гражданскую общину, 4. демократическую республику и т. д. Отрицательное отношение к тирании и предпочтение единоличной и аристократической формам правления.
Считал, что собственные права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти.
Что "на самом деле наибольшую важность представляет вопрос о том, что предпочтительнее – свобода или мир". (мир) "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение" (войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества). Несправедливые войны (войны захватнические, покорения других народов) - нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов.
Важнейшие элементы государства:
1) верховная власть, издающая законы;
2) правосудие;
3) чиновничий аппарат;
4) система налогообложения;
5) объявление войны и заключение мира. Всеобщий носитель верховной власти – государство.
Различные формы государственного правления представляют собой результат коллективного договора между людьми.
15. Политико-правовое учение Т. Гоббса
Томас Гоббс (1588–1679) –один из наиболее выдающихся английских мыслителей. Политико-юридическая доктрина Т. Гоббса содержится прежде всего в его трудах: "Философское начало учения о гражданине", "Левиафан "
1. верховная власть- искусственная душа; 2.должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти – искусственные суставы; 3.награда и наказание – нервы; 4. благосостояние и богатство - с
По Гоббсу:
1. от природы люди равны физически и интеллектуально.
2. На способности влияют сам образ жизни и жизненные обстоятельства.
3. Каждый человек поступает из эгоистических соображений, а не из любви к ближнему, но такова его природа. Поэтому желающие обладать одной вещью становятся врагами. Возникает «война всех против всех». Это – догосударственное состояние, которое основывается на естественном праве, на эгоистических соображениях человека.
4. Но людям присущ и инстинкт самосохранения. Они заключают общественный договор, создавая государство.
5. Стремление к миру – фундаментальный, естественный закон. Он порождает коллективное отчуждение части прав каждого в пользу государства. Отказ совершается в пользу одного лица или группы лиц по договору.
6. В результате люди оказываются связанными обязательствами и вынуждены выполнять заключенные соглашения. Естественные права становятся всеобщими и обязательными.
Естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира.
второй естественный закон - отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты.
третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; в противном случае последние не будут иметь никакого значения.
16 естественных (неизменных и вечных) законов: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.
Государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении - политическими государствами.
Власть суверена в нем всегда абсолютна, т. е. она безгранична: обширна настолько, насколько это вообще можно себе представить. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т. д. Подданные же по отношению к верховной власти прав не имеют, и потому она не может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить.
Наделённое абсолютной властью государство должно "поощрять всякого рода промыслы, как судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки»
Государство гарантирует своим подданным свободу - делать все то, что не запрещено гражданским законом.
Может быть лишь три формы государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. симпатии Т. Гоббса – на стороне монархии.
16. Политическое учение Б. Спинозы.
Новый рационалистический подход к проблемам общества, государства и права получил свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632–1677).
"Богословско-политическом трактате" (1670), "Этике, доказанной геометрическим методом" (1675) и "Политическом трактате" (1677).
Законы природы он характеризовал как "решения Бога, открытые естественным светом", т. е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении.
Человек – это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости. «Под правом природы, я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь природы.»
Но чтобы перейти к жизни по законам разума, т. е. к жизни в мире, безопасности и вообще наилучшим образом, люди должны были договориться об этом. Этим способом общество может быть создано без всякого противоречия с естественным правом, а всякий договор может быть соблюдаем всегда с величайшей верность.
Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти (imperium), совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство (civitas). Под верховной властью имеется в виду суверенитет государства.
Верховная власть, согласно Спинозе, "не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться».
Спиноза в принципе отвергал право подданных (по гражданскому праву) на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение этих учредительных (конституирующих государство) договоров и законов. Иначе говоря, для подобной ситуации нарушения государственными властями условий договора Спиноза признает естественное право народа на восстание.
Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости.
Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной власти) -– монархию, аристократию и демократию. Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа.
При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза признает приемлемость монархия и аристократия.
При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии и "два государства – по природе враги". Право войны, таким образом, принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира – это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными. "Война, – подчеркивал Спиноза, – должна вестись только в целях мира»
17. Дж. Локк – основоположник классического либерализма.
Джон Локк (1632–1704) – один из классиков раннебуржуазного либерализма. Его политико-правовые взгляды изложены в труде "Два трактата о государственном правлении" (1690).
По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии, нет "войны всех против всех", господствует равенство. Природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям, отсутствуют органы, которые могли решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство.
От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений, хозяйственных единиц) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть.
Строя государство добровольно, прислушиваясь тут только к голосу разума, люди предельно точно (можно даже сказать, скупо) отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству.
Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности – окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.