Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:54, курс лекций
Платон (427 – 347 до н. э.) – сын афинского гражданина. По своему социальному положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии, был своим человеком в Сократовском кружке. В молодости был слушателем кружка учения Гераклита – Кратила.
46. Учение о власти и праве Андрея Курбского
Андрей Курбский (1528—1583) принадлежал к знатному княжескому роду Рюриковичей. Вплоть до 1564 г. Андрей Курбский являлся ближайшим сподвижником Ивана IV. Однако весной 1564 г. Курбский бежал в Литву и поступил на службу королю Сигизмунду II.
Литературное наследие Андрея Курбского весьма обширно, оно включает в себя десятки посланий различным государственным и церковным деятелям, сочинение "История о великом князе Московском", многочисленные переводы.
Через свои послания Курбский развернул критику католицизма и протестанства. Он выступил и против унии католической и православной церквей.
По мнению Курбского, ослабление христианской веры и распространение ереси опасно прежде всего тем, что порождает у людей безжалостность и равнодушие к своему народу и отечеству.
Андрей Курбский трактовал верховную государственную власть как дар Бога. Россия для него не простое государство, но — "Святорусская империя".
В представлении Андрея Курбского царская власть должна осуществляться при содействии советников. Причем он понимал под ними не отдельных людей, время от времени дающих царю советы, но постоянно действующий совещательный орган при царе. Образец такого органа князь видел в Избранной раде.
Андрей Курбский считал, что церковь должна являться препятствием разгулу беззакония и кровавого произвола властителей.
В правопонимании Курбского ясно прослеживается представление о тождестве права и справедливости. Только справедливое может быть названо правовым, так как насилие – источник беззакония, а не права.
Возражает и против участившегося применения жестоких наказаний, особо выделяя среди них смертную казнь, которая, по его представлениям, должна назначаться в исключительных случаях и только по отношению к нераскаявшимся преступникам.
Наилучшим вариантом организации формы государственной власти ему представляется монархия с выборным сословнопредставительным органом, участвующим в разрешении всех наиважнейших дел в государстве.
Курбский был за создание представительного органа (Совет всенародных человек), различных «сигклитов», состоящих из советников.
Форма государственного устройства в виде единой централизованной государственной системы не вызывала у него никаких нареканий и вполне им одобрялась.
47. Идеальная модель государства по «Временнике» Ивана Тимофеева
Рубеж XVI–XVII вв., получивший название Смутного времени, был тяжелым и тревожным временем для России. Особенностью политической мысли этой эпохи является ее рубежное состояние. С одной стороны, она аккумулировала все достояние и политическую квалификацию Средних веков, а с другой– уже прогнозировала наступление новой эпохи и иных политических порядков.
Наиболее яркое и полное выражение политические идеи конца XVI – первой четверти XVII в. получили во «Временнике» Ивана Тимофеева (Семенова). Его карьера началась предположительно в середине XVI в., он был уже на государственной службе и его подпись значилась под Избирательной грамотой Бориса Годунова. До 1607 г. он находился в Москве, а затем был отправлен правительством Василия Шуйского в Новгород, где прослужил безвыездно десять лет.
Наиболее законным вариантом происхождения власти Тимофееву традиционно представляется наследственное восприемство престола. Однако замещение престола не в наследственном порядке стало реальным фактом. В такой ситуации законным происхождением высшей верховной власти Тимофеев считает волеизъявление всего народа, выраженное в форме общего, «из всех городов собранного народного совета»
Все остальные лица, приобретающие трон, минуя указанный порядок, должны считаться «захватчиками», а не царями. К законным правителям относит прежде всего наследственных царей, а также царей, избранных установленным порядком; к незаконным – «захватчиков».
При этом он везде подчеркивает, что «захватчики» нарушили не только человеческую, но и божественную волю, поэтому насильственный захват царского венца никогда не остается безнаказанным.
Выборное учреждение верховной власти, по мнению Тимофеева, не просто единоразовое действие, а определенная система организационных мероприятий, предусматривающая порядок образования и реализации высших властных полномочий в стране.
Наилучшей формой государственной власти Тимофеев считает сословно-представительную монархию.
48. Политико-правовое учение Ю. Крижанича
Юрий Крижанич (около 1617—1683) был хорватом по своему происхождению и большую часть жизни прожил в Западной Европе.
Главным сочинением Юрия Крижанича является трактат, который может быть назван "Беседами о правлении". Он был написан в 1663 г. на "общеславянском языке".
Божественная сущность верховной власти является неоспоримой. Цель государства Крижанич определяет как достижение «общей пользы» для всех членов общества.
Крижанич делит все существующие формы правления на три правильные и три неправильные, последние — извращенные варианты от первых. Три правильные — совершенное самовладство (абсолютная монархия); боярское правление и общевладство или посадское правление (республики). Самовладству противостоит тирания; боярскому правлению — олигархия и общевладству — анархия.
Наилучшей формой из них является «совершенное самовладство».
Все управление государством должно быть сосредоточено в руках верховного правителя. На троне Крижанич предпочитает видеть короля-философа.
Он различает два вида рабства: социальное (крепостничество) и политическое (подданство). Крижанич осуждает крепостное право. Из всех видов неволи мыслитель признавал только кабальное холопство.
Он явно отдает предпочтение наследственной монархии. Наследование трона должно происходить «по отечеству». Следует запретить в законодательном порядке наследовать трон женщинам и чужестранцам.
Абсолютный монарх должен быть просвещенным правителем, а не тираном. Тиранство Крижанич определяет как «наихудший позор для королей».
Крижанич выдвигает сумму гарантий, с помощью которых возможно предотвратить превращение «совершенного самовладства» в тиранию:
1. наличие на троне монарха-философа,
2. принятие и соблюдение хороших законов, соответствующих божественным и «природным» (естественным) установлениям,
3. нормативная регламентация всех сословий и чинов в государстве, согласно которой для каждого сословия будут определены обязанности в отношении ко всему обществу.
В обязанности просвещенного монарха вменяется забота о благополучии страны. Прежде всего необходимо позаботиться о развитии промыслов и упорядочении торговли.
Но главной и основной гарантией против тирании является наличие в государстве хороших законов и контроля за их исполнением. Справедливость у Крижанича тождественна закону.
Крижанич предлагает установить правила ведения справедливых войн. Ни при каких обстоятельствах нельзя задерживать или убивать послов. При формировании армии следует оказывать предпочтение национальному, а не наемному войску.
49. Ф.Н. Татищев о государстве и праве
Татищев (1686—1750) — русский историк и государственный деятель, сторонник теории естественного права.
Основные работы: «История российская с самых древнейших времен», «Разговор о пользе наук и училищ».
Как и Прокопович, он осуждал папскую власть за преследование Коперника, за инквизицию; Татищев являлся сторонником просвещения, развития науки.
Естественное состояние, по Татищеву, — это состояние "вольности"; по природе человеку нужна и полезна лишь воля. Поскольку человек не может обойтись без других людей, он вынужден подчиняться внешним ограничениям.
Эти ограничения (узда неволи) бывают трех видов: "по природе (власть родителей), по договору (отношения найма между хозяином и слугой), по принуждению (рабство или невольничество). Договор вообще рассматривается Татищевым как основа всякого государства, в том числе и монархического.
Формы правления зависят от ряда объективных условий, к которым относятся местоположение, размер территории и состояние населения. Демократия — осуществима только в государстве-городе или в маленькой области.
Представительную систему Татищев считал признаком аристократии (Венеция).
Татищев различает естественные и гражданские (положительные) законы.
Главными показателями государственной мощи Татищев считал "многолюдство и богатство", "а богатству корень — купечество и рукоделие". Купечество должно быть поставлено в государстве на почетное место: оно подобно сердцу в человеческом теле.
Рабство или невольничество (третий вид узды неволи) Татищев признавал противоестественным, противоречащим природе человека, естественному праву
Закон должен соответствовать таким требованиям: 1) изложение содержания закона языком, "которым большая часть общенароден говорит; 2) выполнимость законов; 3) согласованность законов, непротиворечивость законодательства; 4) своевременное и широкое объявление закона; 5) сохранение обычаев древних, если они не противоречат общей пользе.
50. Прокопович о проблемах юридич. Статуса верховной власти
Феофан Прокопович (1681—1736) – священнослужитель. Он преподавал в Киевской духовной академии риторику, философию, богословие, математику и другие науки.
Порицая демократию и аристократию, Прокопович правильной формой государства признает только монархию. Основное внимание Прокоповича сосредоточено на сопоставлении "наследной" и избирательной монархий. Сравнивая достоинства той и другой, Прокопович отдает решительное предпочтение наследственной монархии, в которой находит лишь один изъян — наследник царской власти по закону может оказаться недостойным, неспособным царствовать.
Права самодержца, по Прокоповичу, неограниченны и абсолютны; он имеет право и должен регулировать все стороны жизни и быта.
В своей деятельности верховный правитель реализует одновременно божественное призвание и требования естественного права, осуществляя долг служения народу. Монарх Прокоповича - это просвещенный государь.
Термин «самодержавие» Прокопович стал употреблять в смысле неограниченной власти императора.
Царь ответствен «за всей Церкви созидание». Церковь, в свою очередь, обязана «спешествовать всему, что к его царского величества верной службе и пользе во всяких случаях касаться может» и соблюдать во всем интересы государства.
51. Социально - политическая программа Посошкова
Иван Тихонович Посошков (1652, 1653 или 1665—1726). Посошков занимался предпринимательством и торговлей. Он написал несколько произведений, в том числе "Книгу о скудости и богатстве" (1724 г.), в которой излагается программа действия абсолютизма, какой ее хотело видеть купечество.
Посошков не выражал сомнений в необходимости дворянства и его привилегий, но делал упор более на обязанности, чем на права.
Посошков понимал, что крестьянство — основной производительный класс России и был за его расширение. Наряду с этим Посошков предлагал меры для защиты крестьянского хозяйства от разорения помещиками, от произвольных поборов, подрывающих всякие стимулы крестьян к труду.
Для защиты хозяйства от окончательного разорения Посошков считал необходимым ограничить царским указом крестьянские повинности (оброк, барщину), которые они несли в пользу помещика и государственной казны. Размер крестьянских повинностей должен определить специально для того созванный съезд дворян, а после этого — утвердить царь.
В духе политики полицейского государства Посошков призывал царскими указами регламентировать порядок торговли, занятия промышленностью и ремеслами, определять цены на товары, стоимость самих денег, строго контролировать соблюдение царских указов. Купечество должно стать единственным торговым и промышленным сословием.
Посошков предлагал "сочинить правосудную книгу с подлинным рассуждением на всякие дела".
Для этого предлагалось следующее. Подготовку проекта книги — Уложения нужно поручить собранию представителей всех сословий и чинов (по два—три от каждого). В проекте должны быть собраны и согласованы положения старых и новых указов. Подготовленный проект следует передать на обсуждение всех сословий.
Важное место в системе обеспечения правопорядка должен занять суд. Реформа суда, как полагал Посошков, должна сделать его доступным всем сословиям. Совершенствование права и его гарантий Посошков считал составной частью и основой государственной политики.
52. Теория абсолютизма Щербатова
Князь Михаи́л Миха́йлович Щерба́тов — русский историк,
В разрешении вопроса о происхождении государства М. М. Щербатов придерживался основных принципов естественно-правовой теории и концепции договорного происхождения государства. Договор об образовании государства люди заключили в целях обеспечения безопасности. Таким образом, в условиях государства у людей сохранились неотчуждаемые свободы.