Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:54, курс лекций
Платон (427 – 347 до н. э.) – сын афинского гражданина. По своему социальному положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии, был своим человеком в Сократовском кружке. В молодости был слушателем кружка учения Гераклита – Кратила.
Вместе с тем Милль видит такие опасности демократии, как снижение качества власти и тирания большинства. Он активно выступал за принцип пропорционального представительства избирателей и разрабатывал его систему, которая обеспечивала бы права меньшинства, свободу инакомыслия и борьбы мнений.
34. Политические теории европейского либерализма Алексис Токвиль
Французский мыслитель, один из создателей либеральной политической теории. Он внес особенно большой вклад в разработку теории и истории демократического общества и государства.
Главная тема его творчества - зарождение, становление, сущность, функционирование, развитие и перспективы демократии, пришедшей во многих странах на смену средневековому антидемократизму.
Токвиль сформулировал теорию демократии, изложил взгляды на такие ключевые проблемы, как соотношение равенства и свободы и существования противоречия между ними. Главная идея труда - признание исторической неизбежности упадка аристократии и постоянного и неуклонного движения в направлении свободы и демократии. Однако Токвиль не противопоставляет равенство и свободу.
Токвиль показал лишь, что равенство вполне совместимо с различными типами свободы: это может быть и равенство свободных граждан, и равенство в рабстве. Из рассуждений Токвиля следует, что каждое конкретное общество неизбежно выбирает одну из двух возможных моделей демократического развития: в одних обществах равенство сольется со свободой, другим же грозит установление “нового деспотизма”.
Для Токвиля неприемлемы варианты возвращения аристократических институтов для контроля над политической ситуацией. Еще один фактор перерождения демократии в “демократическую тиранию” - административная централизация. Токвиль различает два вида централизации: правительственную и административную. Ничего не имея против сильной центральной власти, устанавливающей общие законы для всего государства, он предостерегает против чрезмерной административной централизации, которая, по его мнению, “удивительно может содействовать временному возвеличиванию одного человека, но не прочному благосостоянию народа. Токвиль предлагает набор средств, обеспечивающих постоянный контроль за государственной властью, а также сохранения индивидуальных свобод. Среди них - местное самоуправление, “демократические ассоциации” как школа политического воспитания граждан, свобода прессы, суд присяжных.
36. Политико-правовые представления И.Канта
Иммануил Кант (1724–1804 гг.) – родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права – был профессором Кенигсбергского университета. Основные работы “Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане”,“Вечный мир”, “Метафизика нравов”.
В основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания. Познание человеком окружающего мира всегда начинается с опыта, т.е. с чувственных ощущений. Но только с помощью разума можно распознать сущность предмета, определить его внутренние свойства и причины. Этот вид познания К назвал априорным.
Пол. фил.: главный источник в познании природы человека – опыт; знания и опыт могут подсказать лишь общ. правила для того чтобы приблизиться к морали.
В его доктрине просвещение впервые было осмыслено как всемирно-исторический процесс, в ходе которого человек, благодаря прогрессу культуры, преодолевает зависимость от природы и обретает свободу.
Соц доктрина К: последователь Руссо, однако считал источником нравственности и права явл практический разум или свободная воля людей. Моральной личностью чел. станет если возвыситься до понимания своей ответственности перед человечеством в целом. Поскольку же люди равны между собой как представители рода, постольку каждый индивид обладает для другого абсолютной нравственной ценностью. Опираясь на эти принципы, Кант вывел понятие нравственного закона – «Моральн. личность в своем поведении не руководствуется условными правилами,кот. зависит от обстоятельств времени и места, а руководств. категорическим императивом т.е. дает возможность самому решать как поступить. Он приводит две основные формулы категорического императива. 1. Поступай так чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом. 2. Поступай так чтобы ты относился к человечеству как к цели, но никогда как к средству.
Правовые законы – первая ступень нравственности, а моральные законы – вторая ступень. Право – совокупность условий в кот. произвол одного лица совместим с произволом второго лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Естествен. право –гипотетическое состояние, человеку свойственно одно лишь правильное право – свобода нравствен. выбора . Если право господствует над моралью, общество антагонистично.
Гос-во – соединение множества людей подчиненных праву. Признак – верховенство законов. Государство должно строиться на началах общественного договора и народного суверенитета. Власть должна принадлежать гражданам. Идеал организации государства для Канта система разделения властей. Формы правления – республиканство(все граждане принимают участие в управлении) и деспотизм (гос-во мб монархией и демократией. главное чтоб сохр республиканство). Призывы Канта признать за людьми “права всемирного гражданства” намного опережали свое время.
37. Политические идеи Гегеля.
Гегель – проф. Берлинского университета. Работы – «Наука о логике», «Феноменология духа», «Философия права».
Г. считал, что абсолютное(истинное) знание может быть достигнуто лишь в рамках филос. системы. Главный способ познания – диалектика. Основными частями гегелевской философии являются: 1 логика, 2 философия духа и 3 философия права. Каждая из них делится на учения: 2)к фил. духа относится гос-во и право, кот. освещает развитие сознания человека. 3)Философия права не занимается созданием новых законов на будущее.
«Что разумно, то действительно. что действительно, то разумно». Действительное – это то что сложилось как закономерность. Любое право(идея права по Гегелю) позитивно т.к. дано сверху, высшими силами. Идея права - всеобщая свобода диктует индивиду подчинение своих устремлений нравст. долгу. Идея права в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность. 1) выражается в свободе вещей(собственность, договор), «будь лицом и уважай других лиц». 2) более высокая ступень: чел. имеет право выбирать, что правильно, что нет. 3) Чел. обретает нарвст. свободу общаясь друг с другом. Первое сообщество, где появл. нравственность – СЕМЬЯ. второе – гражданское об-во и гос-во.
Под гражд. об-вом Гегелем понималась система материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли, и рассматривает как буржуазию.. Гражд. общ-во делится на три сословия: 1) землевладельческое сообщ-во (дворяне,крестьяне), 2)промышленное (ремесленники, фабриканты), 3) всеобщая (чиновники). Из-за различия интересов, сословий гражданское общество не способно урегулировать возникающие социальные противоречия. Для этого оно должно быть упорядочено стоящей над ним политической властью – государством. Гегель различает в гос-ве объективную и субъективную стороны. Объект. – констит. монархия, разделение властей, субъективн – гос-во является духовным сообществом, где все проникнуты духом патриотизма и сознанием национ. единства. Основанием такого гос-ва Гегель считал народный дух в форме религии. Он оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны.
38. Ранние социалистические теории.
Социалист. теории – многозначительны, основн причина появл. этих теорий – дикое социальн. неравенство. Париж – центр развития таких идей.
Социалисты критиковали капитализм и его пороки и противопоставляли идеи идеального строя. Боль- во социалистов придавало большое значение промыш. перевороту. Роеберт Оуэн (англ мыслитель) – внедрение машин в произв-во создало в Англии новое новое об-во и подготовило условия к переходу к новому строю – коммуны(ассоциации).
С 20-х гг. XIX в. появилась тенденция доктринерства - стремление научно осмыслить промыш. переворот, разработать “новую теорию соц и полит экономии” привело к различным теориям, но общим выводом в них оставалось признание неизбежности общества, свободного от эксплуатации чел. другим человеком.
Сторонники христианск. социализма (видят в социализме предписания общечеловеческой морали либо здравого смысла). Все социалисты XIX в. подчеркивали деление общества на классы, противоречия классов, борьба классов. Вся предыд. история человечества представлялась как эксплуатация одного чел. другим. Все рабочие должны стать коммунистами. Некоторые социалисты считали, что пролет. и буржуазия должны сотрудничать. Представление социалистов о будущем и настоящем: Оэун - был противником гос реформ. Сен-Симон – промышл. класс должен соединить свои усилия с королев. властью чтобы установить промышл. режим. т.е. режима, при кот. наиболее видные промышленники составят первый класс в гос-ве и получат в свои руки управление госуд. достоянием.
Социалистич. мысль 30–40-х гг. испытала сильное влияние чартизма –движения рабочего класса Англии за всеобщее избирательное право (для мужчин). Чартисты не были сторонниками социализма, но были убеждены, что раб.класс завоевав всеобщее избирательное право, станет хозяином в стране. Луи Блан(сторонник чартистов) – считал, что гос-во будет социальным гарантом. Этьен Кабе «Путешествия Икарии» (где победил коммунизм, поддеживалась демократия) – считал необход. диктатуру временного правит-ва. Идея о том, что прежде чем установ. коммунизм об-во должно пройти этап диктатуры пролеториата. Революция невозможна без насилия. В будущем об-ве не предполаг. правления и принуждения т.е. не будет гос-ва.