Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:54, курс лекций
Платон (427 – 347 до н. э.) – сын афинского гражданина. По своему социальному положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии, был своим человеком в Сократовском кружке. В молодости был слушателем кружка учения Гераклита – Кратила.
А внутри государства противоборствуют два класса буржуазия и пролетариат. Обладание государственной властью открывает возможности тем или иным политическим субъектам влиять на все стороны жизни общества и тем самым утверждать своё политическое господство.
существует две фазы коммунистического общества. Низшая фаза это социализм - бесклассовое общество с распределением по труду. Высшая фаза это коммунизм с распределением по потребностям.
По Марксу, капиталист покупает не труд, а рабочую силу, т.е. способность трудиться. Ценность (стоимость) рабочей силы определяется затратами на ее воспроизводство: на питание, одежду и т.п.
Маркс вводит деление капитала на постоянный (инвестированный в средства производства) и переменный (вложенный в рабочую силу).
В марксистской теории большую роль играет закон концентрации капитала и производства, согласно которому по мере развития капитализма мелким и средним предприятиям не остается места в хозяйстве. Из этого закона выводится и неизбежность грядущей замены крупной частной собственности единой общенародной собственностью, т.е. переход к коммунизму.
30. Либерализм. Общая характеристика.
Либерализм как направление европейской политической и правовой мысли берет свое начало в творчестве выдающегося английского мыслителя Джона Лока. Термин "либерализм" появляется в начале XIX ст. и происходит от латинского "libertas", т.е. "свобода".
Основой этого направления, основополагающим стоимостью либерализма есть свобода, которая, согласно классической дефиницией Декларации прав человека и гражданина, понимается как "право делать все, что не нарушает свободы другого человека.
Концептуальную основу либерализма составляют два главных тезиса. Первая заключается в утверждении, что личная свобода и частная собственность являются наивысшими социальными ценностями. Вторая - в утверждении, что реализация этих ценностей не только обеспечивает расцвет всего творческого потенциала личности и ее благополучие, но и одновременно ведет к развитию как общества в целом, так и государства в частности.
Либерализм первой половины XIX в. выступил с разработкой идей, которые, с одной стороны, продолжали традиции предыдущих прогрессивных мыслителей в трактовке политических и гражданских свобод, представительной демократии и др. (Монтескье, Локк и др.), а с другой - провели их переоценку в соответствии с измененными общественно-политических реалий.
Основные положения классического либерализма сводятся к следующему:
1.Человек не агрессивен по своей природе. Он
нацелен на сотрудничество.
2.Война — это проблема, которую можно решить только совместными усилиями.
3. Международное сообщество должно осознать, что необходимы международные институты, способные предотвратить вооруженный конфликт.
4. Государствам необходимо реформировать свои политические системы, с тем чтобы демократическое правление внутри каждой страны способствовало установлению мира и развитию сотрудничества на планете.
На международной арене действуют не только силовые, но и другие факторы, такие как экономика и мораль.
42. Социально-политическая полемика иосифлян и нестяжателей: Нил Сорский, Иосиф Волоцкий
Куликовская битва (1380), а затем Великое противостояние на Угре (1480) стали решающими событиями в обретении статуса суверенности Московским государством. Падение Константинополя в 1453 г. под ударами Османской империи привело к тому, что Москва стала единственным оплотом православия, преемницей древнего Царьграда.
С конца XV в. острую полемику стали вызывать экономическое положение церкви и ее владельческие права. При этом активно обсуждались претензии церкви на вмешательство в политическую жизнь страны.
Направление политической мысли, выступившее с предложением реорганизации деятельности церкви и потребовавшее отторжения от нее земельных владений, а также категорически отрицавшее возможность вмешательства со стороны церкви в политическую деятельность государства, получило название "нестяжательство".
Основателем доктрины нестяжания принято считать старца Нила Сорского (1433–1508). Концепция Нила Сорского во многом совпадает с положениями школы естественного права. Он рассматривает человека как неизменную величину с присущими ей "от века" страстями, самой пагубной из которых является сребролюбие, которое по своей природе несвойственно человеку и возникло под воздействием внешней среды ("отвне естества"); задача православного христианина состоит в его преодолении.
Приверженцы сохранения существующих форм церковной организации и ее экономического статуса стали называться стяжателями. Стяжательская (или иосифлянская) позиция представлена основателем этого направления мысли Иосифом Волоцким (1439–1515).
Центральным в политической теории Иосифа Волоцкого является учение о власти. Он придерживается традиционных взглядов в определении сущности власти, но предлагает отделить представление о власти как о божественном установлении от факта ее реализации определенным лицом – главой государства. Властитель выполняет божественное предназначение, оставаясь при этом простым человеком, допускающим, как и все люди на земле, ошибки, Власть неоспорима только в том случае, если ее носитель может личные страсти подчинить основной задаче употребления власти – обеспечению блага подданных.
43. Политическая теория Филофея «Москва- Третий Рим»
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием "Москва – третий Рим", был иосифлянином по своей идеологической направленности.
Наиболее подробно у Филофея разработан вопрос о значении законной царской власти для всей русской земли.
Много внимания он уделял теме о божественном происхождении царской власти. Царь "поставлен от Бога". Ему поручено в силу божественного промысла "осуществлять наказание всем людям содеювающим неправду". На нем лежит обязанность заботиться о своих подданных, а для этого необходимо содержать свое "царствие со страхом Божиим.
В обязанности государя вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях. Духовная власть подчиняется светской.
Только верное православию государство может быть объектом промысла божия, и в данный момент, считал Филофей, есть все доказательства, что им стала Россия: ныне. И произошло это в осуществление древних пророчеств: "два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".
Сохранившая верность православию, Россия непобедима. Величие и славу России Филофей сравнивает с величием и славой Рима, и особенно Византии, которая в глазах всех русских считалась великим государством.
Православие представлялось мыслителю единственной истинной верой, обеспечивающей человеку путь к спасению, а государству – к процветанию. Именно поэтому он прочно связывает с ним судьбу России, чем и объясняется призыв ко всем христианам видеть в лице Москвы оплот православия, а следовательно, защиту и поддержку для каждого из них лично. Но в доктрине отсутствуют призывы к захвату других стран с целью их присоединения к Московскому государству.
Большое внимание уделялось Филофеем и формам идеологического воздействия на население со стороны государственной власти. Резко и категорически он выступил против свободы суждений и особенно против научных исследований. Наука – запретный плод не только для простецов, но и для царей. Всю дохристианскую культуру автор Посланий отрицает.
44. Программа социально-политических реформ Ивана Пересветова
Широкую программу политико-юридических преобразований предложил в середине XVI в. служилый дворянин Иван Семенович Пересветов. Свои реформаторские идеи и предложения он изложил в контексте анализа причин поражения Византии – некогда могущественного и блистательного государства.
В системе взглядов Пересветова значительное внимание уделено определению наилучшего варианта организации государственной власти. Единодержавие как наилучшая форма государственной власти и государственного устройства не подвергалась сомнению. И. С. Пересветов также пользовался термином "самодержец" для выражения представления о суверенном верховном властителе всей русской земли.
Самовластие бояр довольно широко подвергалось осуждению в различных политических произведениях эпохи. Пересветов отмечал неправедные пути обогащения вельмож, ведущие к оскудению страны; взаимные свары между ними
Искоренения недостатков он ожидал от сильной центральной власти, при этом наличие Совета мыслитель считал необходимым атрибутом всякой власти, опирающейся на законные основания.
В системе государственных преобразований И. С. Пересветова центральное место занимает военная тема. Он обосновывает необходимость создания общегосударственной казны, полную ликвидацию наместничества. При наличии денег в государстве можно создать единое, постоянное войско, находящееся всегда в боевой готовности Награждать воинов следует по заслугам.
Предлагал он также и ликвидацию всех форм кабальной зависимости, и особенно самой тяжелой из них – холопства, он осуждает сам принцип порабощения как несовместимый с христианской моралью.
Анализируя внешнеполитический курс русского государства, Пересветов одну из насущных его задач усматривал во взятии Казани. Эта акция представлялась ему необходимой для подведения итогов территориального объединения государства.
Пересветов последовательно проводит идею реализации законности во всех формах общественной и государственной деятельности.
Наибольшее внимание уделено им критике беззакония. Он критикует такие проявления "неправедности" в деятельности суда, как лжесвидетельство, ложная присяга, рассмотрение заведомо ложных, сфабрикованных дел и т.д.
Судебная реформа у Пересветова, равно как финансовая и военная, прежде всего имеет своей целью уничтожение наместничества. Судят судьи по Судебным книгам. Из общей судебной системы И. С. Пересветов выделяет воинский суд - Суд свершается на месте. Среди видов преступлений Пересветов упоминает разбой, татьбу (кражу), обман при торговле и т.д.
В принцип праведного правления он включает законную деятельность всего государственного механизма с возглавляющей его центральной властью.
45. Представления о верховной власти ее правах и полномочиях Ивана Грозного
Иван IV (1530—1584) известен прежде всего как Московский государь, взошедший на престол после смерти Василия III в 1533 г. и правивший Московией вплоть до своей кончины в 1584 г.
Слава об Иване IV как о талантливом писателе и глубоком мыслителе упрочилась в течение XVII в., когда его послания стали переписываться и широко распространяться.
теорией "православного христианского самодержавия". Именно так Иван Грозный определил существо своей царской власти.
С точки зрения Ивана Грозного православное христианское самодержавие — это прежде всего династийная власть, т.е. власть, передающаяся в течение многих веков в рамках одной династии государей.
По мнению Ивана Грозного, многовековая династийность монархической власти является признаком величия государства.
В понимании Ивана Грозного православное христианское самодержавие являлось также властью, действующей в соответствии с традициями предков.
Таким образом, Иван Грозный представлял свою царскую власть не просто от Бога данной, а отданной — в единоличное его обладание. Православное христианское самодержавие является в его трактовке властью всецело единоличной, независимой от боярства, духовенства — вообще от какой бы то ни было общественной силы.
По мнению Ивана Грозного, царь должен сосредоточивать в своих руках абсолютно все дела управления. Он полагал вполне допустимым для себя вмешиваться в жизнь даже монастырей.
Иван Грозный отвергал какую бы то ни было возможность установления договорных отношений между ним и его подданными. Он проводил предельно четкое различие между своим "православным христианским самодержавием" и монархией в других европейских странах.
В представлении Ивана Грозного отношения царя со своими подданными должны быть отношениями не равных людей, а господина и рабов.
Иван Грозный имел в виду свободу царской власти от какого-либо контроля со стороны подданных, но при этом не подразумевал возможности для царя творить полный произвол. Царь должен властвовать в соответствии с Божьими заповедями, считал Иван Грозный. Поэтому, настаивая на беспрекословном повиновении подданных своей царской воле, он допускал все же одно исключение. По его словам, дети не должны противиться родителям, а рабы господам ни в чем, кроме — веры!
Провозглашая необходимость для царя во всем следовать божьим заповедям, Иван Грозный тем не менее проводил достаточно резкое различие между "царством" и "святительством". Он считал, что царю, в отличие от священников, не подобает, если его бьют по одной щеке, подставлять другую.
В наказании "злодеев" Иван Грозный видел одну из самых главных функций царской власти: воздаяние за грехи — божье наказание. Иван Грозный представлял себя в данном случае в качестве орудия всемогущего бога, карающего "злодеев". Иначе говоря, опричнина не была в его разумении обыкновенным террором. Вот почему, проводя опричнину, он вполне искренне осуждал кровавую "Варфоломеевскую ночь" во Франции.