Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:54, курс лекций
Платон (427 – 347 до н. э.) – сын афинского гражданина. По своему социальному положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии, был своим человеком в Сократовском кружке. В молодости был слушателем кружка учения Гераклита – Кратила.
Цели политического сообщества. - чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу.
Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. "Там, где нет законов, там нет и свободы".
Позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Отсюда заключение: каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя "обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным".
1. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту.
2. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху и кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть).
Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной!) в стране. Иные власти должны подчиняться ей.
Категорически отвергалось абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии - ограниченной, конституционной монархии.
Суверенитет народа, по Дж. Локку, в конечном счете (и это ясно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше, значительнее суверенитета созданного им государства.
18. Политико-правовые представления Вольтера.
Франсуа Вольтер (1694–1778) – французский мыслитель и писатель.
Источник социальных бедствий – это суеверия, предрассудки и невежество, насаждаемые католической церковью. Вольтер был сторонником философии деизма.
Вольтер обращается к концепции естественного права. Свобода для него – это свобода личности (свобода слова, совести, печати). Подлинная свобода возникает только тогда, когда люди не зависят друг от друга (отсутствие сословной зависимости). Вольтер признавал только зависимость от закона. Равенство – это равенство всех граждан перед законом.
Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма. Согласно взглядам философа, на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права – право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести и др.
Намеченная Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству.
Управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство (“мы все в равной степени люди”), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство.
Теоретически он отдавал предпочтение республике, но считал, что она мало применима на практике. Образцом государственной организации своего времени Вольтер называл парламентские учреждения в Англии. Политический идеал Вольтера, особенно в последних работах, приближался к идее разделения властей.
По своему объективному значению его идеи имели революционный характер: они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма. Вольтер предлагал упразднить сословность, аристократию заменить чиновно-бюрократическим аппаратом, изменить систему судопроизводства. Вольтер был сторонником просвещенной монархии. Идеальный правитель для него – это монарх-философ.
.
19. Политико-правовая программа Дидро и энциклопедистов
20. Политические и экономические представления физиократов
Физиокра́ты — французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия» ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу
Термин "физиократы" вошел в употребление лишь в XIX в., при жизни Кёнэ и его учеников они себя называли "экономистами", а свое учение - "политической экономией"
1. Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические.
2. Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства.
3. Физиократы были проповедниками крупного хозяйства: только богатые фермеры составляют силу и могущество нации, только они могут дать занятие рабочим рукам и удержать в деревне жителей.
4.Под словами «богатый фермер» не следует понимать работника, который сам пашет, а хозяина, имеющего наемных рабочих; все мелкие фермеры должны были превратиться в батраков, работающих на крупных фермеров, которые и суть «истинные земледельцы».
5. Содействовать увеличению рабочей платы физиократы вовсе не были намерены: наблюдая вокруг себя одну бедность, желая поднять национальное богатство, они обращали внимание исключительно на количество предметов, находящихся в стране, без всякого отношения к их распределению.
6. В политическом отношении физиократы стояли на точке зрения просвещённого абсолютизма. Роль абсолютной власти понималась скорее в смысле силы, которая должна устранить все, что мешает «естественному порядку», чем в смысле силы, которая должна созидать нечто новое.
21. Политическая теория Ш. Монтескье. Правовое гос-во…
Шарль Луи Монтескье (1689–1755) – видный представитель французского Просвещения, юрист, политический мыслитель. "О духе законов" (1748).
Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, – политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.
Законы Монтескье делил на естественные и человеческие. Человек, по его мнению, постоянно нарушает и естественные законы, и законы человеческие. Согласно естественным законам, когда человек жил в догосударственном состоянии, он стремился к миру и добыванию пищи. Постепенно равенство исчезает, возникают конфликты, войны, что порождает возникновение норм, регулирующих отношения:
1) между нациями (международное право);
2) между властвующими и подчиняющимися (политические законы);
3) между самими гражданами (гражданское законодательство).
Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо, таким образом, достаточно развитое состояние жизни людей в обществе, которое Монтескье называет гражданским состоянием.
Человеческий закон у Монтескье неразрывно связан с объективным пониманием справедливости. Она не создается законом. Это закон возникает как следствие наличия в обществе понятия о справедливости. Закон разумен в силу того, что создается людьми.
Монтескье выделял три формы государственного устройства: республику, монархию и деспотию. Монархию от деспотии отличает приверженность правителя к четко установленным законам. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия).
Монтескье применительно к демократии отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю.
К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением.
Основным законом деспотического правления, где, собственно, нет законов и их место занимают произвол и прихоть деспота, религия и обычаи, является наличие должности полновластного визиря.
Он различает два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству, и 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину.
Личностный аспект свободы – политическая свобода в ее отношении уже не к государственному устройству, а к отдельному гражданину – заключается в безопасности гражданина.
Основополагающим принципом законодательства является умеренность: "дух умеренности должен быть духом законодателя".
Республики Монтескье делил на два вида:
1) демократию, когда власть сосредоточена в руках народа;
2) аристократию, когда власть сосредоточена
22. Ш Монтескье – разделение властей.
Шарль Луи Монтескье (1689–1755) – видный представитель французского Просвещения, юрист, политический мыслитель.
Монтескье выступал с позиций детерминизма: в любом обществе действуют объективные факторы морального и физического характера, которые определяют формы государственного устройства и нормы права.
Монтескье выделял три формы государственного устройства: республику, монархию и деспотию.
Основная цель разделения властей – избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, подчеркивает Монтескье, "необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга".
Подобное взаимное сдерживание властей – необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах. Причем ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает, согласно Монтескье, законодательная власть.
Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству. "Если, – замечает он, – власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их.
Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем.
Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.
Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц".
24. Политическое учение Эдмонда Берка.
Английский политический деятель и публицист Эдмунд Берк (1729–1797). "Размышления о революции во Франции"
Совершенствование государственного строя всегда должно осуществляться с учетом вековых обычаев, нравов, традиций, исторически сложившихся законов страны. Задача сильных политических умов — "сохранять и одновременно реформировать"
Бёрк утверждал, что права людей — это преимущества, к которым люди стремятся. Их нельзя определить априорно и абстрактно, поскольку такие преимущества всегда зависят от конкретных условий разных стран и народов, от исторически сложившихся традиций, даже от компромиссов между добром и злом, которые должен искать и находить политический разум. К тому же реально существующие права людей включают как свободу, так и ее ограничения (для обеспечения прав других людей).
Мысль Бёрка сводилась к тому, что и права человека, и государственный строй складываются исторически, в течение долгого времени, проверяются и подтверждаются опытом, практикой, получают опору в традициях. Кроме того, Бёрк не был сторонником идеи всеобщего равенства людей.
Берк исходит из ошибочности теории общественного договора. Человек никогда не находился вне общества. Он – существо коллективное, с самого рождения связанное узами совместного бытия. Он отвергает право народа на верховную власть.
Берк полагает, что возможны только конституции, опирающиеся на традиции. Иной путь – путь порока и безнравственности. Опорой конституции служат обычаи, религия, нравы, даже предрассудки. Основой английской цивилизации Бёрк называл "дух рыцарства и религию.
Бёрк ссылается на бога — создателя мироздания, общества, государства. Сила действительной конституции — в давности, в традициях.
25. Политическое учение Жозефа де Местра.
Жозеф де Местр (1753–1821) резко критиковал Французскую революцию. Он считал, что когда-то Франция являлась образцом нравственности и религиозности. Но затем среди людей распространились вредные идеи против религии и собственности. Сам человек не может изменить общество к лучшему. На это существует воля Бога. Именно Бог дал человеку волю перестроить общество, результатом чего стали революция, хаос, террор, извращение сути закона и государства. Власть захватили тираны и злодеи. Де Местр говорит о том, что сколь бы ни была плоха монархия, революция более страшное зло.