Политические партии и лидеры современной России (предвыборные кампании, PR, политическая реклама)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой - рассмотреть соотношение политической рекламы политических партий, включая уникальные политические предложения, познакомиться с современной стратификацией партий, составить сравнительный анализ двух партий, изучить понятия политической партии, власти, режима, системы; государства, демократии, гражданского общества, и политмаркетинга. Политика, как отмечал ещё древнегреческий мыслитель Аристотель, стала неотъемлемой частью человеческого существования, она коренится в самой природе человека, как существа, «обречённого» жить в коллективе, государстве и взаимодействовать с другими людьми, государственными институтами.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ - С. 3 - 5.
II. Глава 1. Теоретические основы политмаркетинга. - С. 6. - 79.
1.1. Понятие политической системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе. - С. 6 - 23.
1.1.1.Политическая система: понятие, сущность, структура и функции. - С. 6 - 14.
1.1.2. Типология политических систем.- С. 14 - 16.
1.1.3. Политический режим: понятие и форма. - С. 16 - 21.
1.1.4. Политическая система современной России. - С. 21 - 23.
1.2. Понятие власти, её функции и проблемы. - С. 23 - 32.
1.2.1. Политическая власть: понятие, происхождение, структура. - С. 23 - 26.
1.2.2. Функции политической власти. - С. 26 - 27.
1.2.3. Легальность и легитимность политической власти. - 27 - 28.
1.2.4. Проблемы осуществления политической власти в России. - С. 28 - 32.
1.3. Понятие государства и гражданского общества. - С. 32 - 40.
1.3.1. Происхождение и признаки государства. - С. 32 - 33.
1.3.2. Исторические формы и функции государства. - С. 33 - 35.
1.3.3. Гражданское общество: понятие, сущность и история развития.- С. 35 -36.
1.3.4. Взаимодействие государства и гражданского общества. С. 36 - 37.
1.3.5. Государство и гражданское общество в России. - С. 37 -40.
1.4. Демократия как форма общественной власти. - С. 40 - 58.
1.4.1. Понятие демократии. Исторические формы демократии. - С. 40 - 41.
1.4.2. Современные формы демократии: либеральная, плюралистическая, коллективистская демократия. - С. 41 - 45.
1.4.3. Предпосылки демократии. - С. 46.
1.4.4. Общие модели демократизации. С. 46 - 58.
1.5. Политические партии и общественно - политические движения. - С. 59-74.
1.5.1. Политические партии: их происхождение, сущность и функции. - С. 59.
1.5.2. Партийные системы и факторы, влияющие на их становление.- С. 59 - 62.
1.5.3. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. - С. 62 - 64.
1.5.4. Общественно - политические движения: понятие, сущность, функции. - С. 64 - 65.
1.5.5.Политические партии в современной России. - С. 65 - 74.
1.6. Маркетинг - ключевой фактор современной политической деятельности. - С. 75 - 79.
1.6.1. Определение понятия маркетинга. - С. 75.
1.6.2. Этапы развития маркетинга. - С. 76 - 77.
1.6.3. Основные принципы маркетинга. - С. 77 -78.
1.6.4. Основные функции маркетинга. - С. 78.
1.6.5. Перспективы развития маркетинга. - С. 79.
Заключение - С.80 - 81.
Список использованной литературы. - С. 82 - 84.

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 506.50 Кб (Скачать документ)

Многопартийные  системы подразделяются на следующие:

1) партийные  системы «поляризованного плюрализма»,  для которых характерно наличие антисистемных партий, выступающих против существующего социально-экономического строя; двусторонних оппозиций (оппозиция правительству и слева, и справа); центральное положение одной или группы партий; поляризация как результат значительного идеологического размежевания; преобладание центробежных тенденций над центростремительными и, как следствие, ослабление центра;

2) партийные  системы «умеренного плюрализма»,  где борьбу ведут от трех  до пяти партий, и ни одна  из них не может самостоятельно  находиться у власти, в результате формируются коалиционные правительства; в такой системе отсутствуют антисистемные партии и двусторонние оппозиции; идеологическое различие между партиями невелико; ведется центростремительная конкуренция; партии ориентированы на участие в правительстве.

В многопартийных системах доминирует одна партия, служащая стержнем коалиционных правительств, либо доминирующая партия отсутствует.

Тип партийной  системы зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются следующие:

- форма государственного правления. В условиях президентской формы правления партии главным образом сосредоточены на борьбе за победу на президентских выборах. Поскольку в данном случае идет речь лишь об одном победителе, то постепенно избиратели приходят к пониманию необходимости поддерживать только серьёзных участников борьбы, в связи, с чем уменьшается число конкурирующих партий. При парламентской форме правления, когда борьба идет не за единственную должность, наблюдается большее количество партий, надеющихся одержать победу на выборах;

- избирательная  система. Система пропорционального  пред-ставительства, используемая  в больших избирательных округах,  позволяет даже небольшим партиям  получить место в парламенте  и открывает возможности существования  многопартийной системы. Однако в условиях малых избирательных округов та же система приводит, как правило, к поддержке избирателями больших, хорошо организованных партий. Наличие определенного барьера, который должны преодолеть партии, претендующие на участие в выборах, также исключает из борьбы часть партий, оставляя наиболее сильные;

- наличие постоянного  раскола в обществе. Деление общества  по этническому, религиозному  или иному признаку приводит  к образованию партий, выражающих  интересы той или иной части  общества.

1.5.3. Избирательные  системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Избирательная система - есть порядок организации  и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального  руководящего представителя (например, президента страны), закреплённый в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Бывают выборы парламентские, президентские, региональные (в субъектах федерации), муниципальные, вы-боры судей, некоторых должностных лиц (коронеров в США). В современных демократиче-ских государствах выборы, как правило, являются всеобщими, равными, прямыми с тайным голосованием. Лишь в США выборы являются косвенными (многостепенными), поскольку избиратели голосуют за выборщиков -- представителей политической партии, а последние непосредственно выбирают президента. Специфической формой электоральной активности является референдум - особый тип всенародного голосования, объектом которого выступает важный государственный вопрос или законопроект (конституция). В редких случаях объек-том референдума становится конкретный человек - кандидат на пост президента (Арабская республика Египет).

Существует два  основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернатив-ная) и пропорциональная (представительная).

При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны. Партии, собравшие меньшинство голосов никаких мандатов не получают. Мажоритарная система абсолютного большинства чаще используется на президентских выборах, где победитель должен получить больше по-ловины голосов (минимум 50 % плюс один голос). Если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кан-дидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кан-дидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума). При системе относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.) для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов.

Преимуществом мажоритарной системы является сравнительная  легкость формиро-вания правительства  и его стабильность, поскольку  парламентские мандаты распределяются в основном среди крупных партий-победителей. Мелкие партии отсеиваются. Как правило, между избирателями и депутатами, рассчитывающими на свое переизбрание, формируются устойчивые связи в конкретных округах. В то же время мажоритарная избирательная систе-ма существенно искажает картину предпочтений и волю избирателей. Партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, иногда одерживает верх над партией, получившей в це-лом по стране большинство голосов за счет победы в округах с меньшей численностью из-бирателей. Многое зависит от нарезания избирательных округов. Ограничивая доступ в де-путатский корпус небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти.

Пропорциональная  избирательная система состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями, что по-зволяет представлять интересы всех групп общества. Разнородные партии часто вынуждены вступать во временные коалиции, которые распадаются при обострении противоречий и создают правительственные кризисы. Политика правительства, сформированного на базе меж-партийной коалиции, отличается неуверенностью и непоследовательностью. Для большей стабильности партийных коалиций в ряде избирательных систем используют загради-тельные барьеры, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов ми-нимум голосов. Обычно он составляет три - пять процентов всех поданых голосов. В России с 2007 года - 7 процентов. Не преодолевшие заградительный барьер партии теряют право быть представленными в парламенте. Избиратель голосует за партийный список. Существу-ют три основных вида списков для голосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представле-ны в партийных списках; полужесткие - в этом случае обязательно мандат получает канди-дат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные - распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преферен-циями избирателей.

Существуют различные  модификации как мажоритарной, так  и особенно пропорцио-нальной систем. Многие страны, стремясь максимально  использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина - по пропорциональной системе. Подобная избирательная система исполь-зовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993, 1995, 1999, 2003 гг. В по-следние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандида-тов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5 бaллoв, за 2-е - 4, за 3-е - 3, за 4-е - 2, за 5-е - 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель.

Ориентируя субъектов  политики на определенный порядок борьбы за власть, различ-ные избирательные  системы непосредственно определяют тип партийных систем и избира-тельных кампаний. Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий определенной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют из-бирательные системы мажоритарного типа (определяя одного победителя по большин-ству полученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу поли-тических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.

 

1.5.4. Общественно  - политические движения: понятие,  сущность, функции.

Понятие и сущность: Общественно-политические движения -- это до-бровольное, самоуправляемое формирование, со-зданное по инициативе людей, объединившихся на основе общности интересов для осуществления об-щих целей. Движения, как правило, структурно не оформлены. При общности интересов в нем мо-гут быть разномыслящие люди. Цели и задачи дви-жения подвижны, часто не конкретны, постоянно видоизменяются и расширяются. В движениях на-личествует широкий, массовый и подвижный состав участников.

Высшим руководящим  органом общественного движения является съезд (конференция) или об-щее  собрание. Им подчинен выборный коллеги-альный орган, который является постоянно  дей-ствующим руководящим органом общественного движения. Если общественное движение зарегистрировано в государственных органах, то оно приобретает права юридического лица.

Общественное  движение является общественно - политическим, если в своей деятельности оно  направляет усилия на интеграцию интересов своих членов в плане их обращения к институтам государственной власти, участия в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, участия в митингах, демонстрациях, шествиях и других формах политического участия граждан, в избирательных кампаниях, выступлений с инициативами по вопросам политической жизни, внесения предложений в органы государственной власти. Политическая часть вопросов подобной деятельности может заключаться и в сфере их взаимоотношений с политическими партиями.

Общественно - политические движения выполняют функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям.

1.5.5.Политические  партии в современной России.

В России партии действуют в неструктурированной  со-циальной среде с разрушенными старыми и не сформировавшими-ся новыми связями, с крайне низким уровнем  гражданского само-сознания и социального  участия, потому выполнение функции  агре-гирования интересов можно приписать им с очень большой долей условности. У многих членов общества нет четко выраженных и осознанных экономических интересов, поэтому структурирующую функцию частично берут на себя этническая, региональная, профес-сиональная и другие идентичности. Сами политические партии пред-ставляют собой, по преимуществу, узкие элитарные группы, действу-ющие в эпоху массовой политики и всеобщего избирательного пра-ва, потому они отчуждены от общества и вытеснены на периферию общественного сознания россиян.

В результате политические интересы массовых категорий граж-дан не находят политического выражения и представления. Если отдельные граждане и общественные группы не интегрированы в процесс принятия решений, если политика не имеет поддержки, ко-операции и солидарности с основными группами социума, то нельзя говорить, что данная система является по своей природе и структу-ре открытой и устойчивой к кризисам. Современная политическая наука давно сформулировала почти аксиоматическое положение: когда агенты политического пространства не имеют голоса в систе-ме и не могут удовлетворить свои насущные интересы, то они пред-почитают выход из системы (т.е. прибегают к антисистемным дей-ствиям). Это особенно хорошо известно специалистам по полити-ческим переходам -- транзитологам. В частности, они подчеркивают важную роль партий в решении данной проблемы. В переходный период именно политические партии выдвигаются на ведущие роли, когда созыв и проведение выборов «высвечивают» их способность синтезировать предпочтения тех или иных политических акторов в различных территориальных округах. К сожалению, в России партии пока выполняют эту функцию не слишком эффективно.

Современная демократия -- это представительная демократия. Требование создания многопартийной системы  вытекает из стрем-ления привести партийную структуру в соответствие с плюралис-тической общественной структурой, поэтому без признания партий-ного плюрализма и оппозиции любая политическая система не мо-жет быть названа ни демократической, ни представительной.

Внешне в современной России с этим более чем благополучно, на федеральном уровне зарегистрировано свыше ста политических партий. Значительная часть из них участвует в парламентских вы-борах, которые проводились на общефедеральном уровне уже четы-ре раза, четыре партии и политических движения представлены в нынешнем созыве Государственной Думы. Практически везде заре-гистрированы региональные отделения общефедеральных партий и движений, есть даже данные об их численности, лидерах, формах уча-стия в региональной политике и т.п. (правда, данные не слишком достоверны, что вызвано состоянием самого исследуемого объекта).

Однако более  ста партий это слишком много  даже для России, поскольку стабилизирующее  воздействие на политическую систему  в целом оказывают партийные системы с низким уровнем фраг-ментации. Российский же политический спектр «размыт», сориен-тироваться в таком политическом пространстве трудно даже специ-алисту (отсюда такое разнообразие типологий российских партий). В то же время обилие партий не свидетельствует о растущей соци-альной дифференциации общества, которое по-прежнему атомизировано и фрагментировано, -- оно, прежде всего, отражает политичес-кую институализацию конкурирующих групп правящей элиты. Един-ственная партия России, которую можно было бы с определенной натяжкой назвать массовой и народной, -- КПРФ. Однако и она не дотягивает до статуса партии оппозиционной, поскольку не стала реальной альтернативой организованным группам правящей элиты, конкурирующим между собой в процессе принятия значимых реше-ний.

Показательно, что  из более чем 180 политических партий, заре-гистрированных Минюстом России до 1999 г., лишь три принимали участие  в выборах почти во всех регионах России: КПРФ, «Яблоко» и ЛДПР. При  этом коммунисты опережали конкурентов  с большим отрывом.

Важнейшей характеристикой  демократического процесса при-нято считать  наличие альтернатив и возможности  выбора между ними. Трансформируя  требования и чувства социальной неудов-летворенности в позитивные политические цели, партии направля-ют стихийную энергию социального протеста в русло конституци-онной борьбы за их достижение через участие в государственном управлении. Сравнительные исследования показывают, что роль систем ценностей, каковыми и являются идеологии, возрастает, как правило, в условиях фрагментированной многопартийности, сочета-ющейся с интенсивными политическими конфликтами. В такой ситуации идеология становится средством, позволяющим упростить сложный политический выбор избирателя между правительством и оппозицией.

Информация о работе Политические партии и лидеры современной России (предвыборные кампании, PR, политическая реклама)