Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:31, курсовая работа
Цель написания курсовой - рассмотреть соотношение политической рекламы политических партий, включая уникальные политические предложения, познакомиться с современной стратификацией партий, составить сравнительный анализ двух партий, изучить понятия политической партии, власти, режима, системы; государства, демократии, гражданского общества, и политмаркетинга. Политика, как отмечал ещё древнегреческий мыслитель Аристотель, стала неотъемлемой частью человеческого существования, она коренится в самой природе человека, как существа, «обречённого» жить в коллективе, государстве и взаимодействовать с другими людьми, государственными институтами.
I. ВВЕДЕНИЕ - С. 3 - 5.
II. Глава 1. Теоретические основы политмаркетинга. - С. 6. - 79.
1.1. Понятие политической системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе. - С. 6 - 23.
1.1.1.Политическая система: понятие, сущность, структура и функции. - С. 6 - 14.
1.1.2. Типология политических систем.- С. 14 - 16.
1.1.3. Политический режим: понятие и форма. - С. 16 - 21.
1.1.4. Политическая система современной России. - С. 21 - 23.
1.2. Понятие власти, её функции и проблемы. - С. 23 - 32.
1.2.1. Политическая власть: понятие, происхождение, структура. - С. 23 - 26.
1.2.2. Функции политической власти. - С. 26 - 27.
1.2.3. Легальность и легитимность политической власти. - 27 - 28.
1.2.4. Проблемы осуществления политической власти в России. - С. 28 - 32.
1.3. Понятие государства и гражданского общества. - С. 32 - 40.
1.3.1. Происхождение и признаки государства. - С. 32 - 33.
1.3.2. Исторические формы и функции государства. - С. 33 - 35.
1.3.3. Гражданское общество: понятие, сущность и история развития.- С. 35 -36.
1.3.4. Взаимодействие государства и гражданского общества. С. 36 - 37.
1.3.5. Государство и гражданское общество в России. - С. 37 -40.
1.4. Демократия как форма общественной власти. - С. 40 - 58.
1.4.1. Понятие демократии. Исторические формы демократии. - С. 40 - 41.
1.4.2. Современные формы демократии: либеральная, плюралистическая, коллективистская демократия. - С. 41 - 45.
1.4.3. Предпосылки демократии. - С. 46.
1.4.4. Общие модели демократизации. С. 46 - 58.
1.5. Политические партии и общественно - политические движения. - С. 59-74.
1.5.1. Политические партии: их происхождение, сущность и функции. - С. 59.
1.5.2. Партийные системы и факторы, влияющие на их становление.- С. 59 - 62.
1.5.3. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. - С. 62 - 64.
1.5.4. Общественно - политические движения: понятие, сущность, функции. - С. 64 - 65.
1.5.5.Политические партии в современной России. - С. 65 - 74.
1.6. Маркетинг - ключевой фактор современной политической деятельности. - С. 75 - 79.
1.6.1. Определение понятия маркетинга. - С. 75.
1.6.2. Этапы развития маркетинга. - С. 76 - 77.
1.6.3. Основные принципы маркетинга. - С. 77 -78.
1.6.4. Основные функции маркетинга. - С. 78.
1.6.5. Перспективы развития маркетинга. - С. 79.
Заключение - С.80 - 81.
Список использованной литературы. - С. 82 - 84.
В-третьих, поскольку полиархия не совпадает с демократией (т.е. идеалом), то ее характеристика как демократического режима ограничивается лишь наиболее общими институциональными тре-бованиями демократии (или гарантиями, по Далю).
В-четвертых, полиархия как термин применяется для характе-ристики всей национальной системы, а не отдельных ее уровней.
Полиархическая политическая система должна характеризо-ваться высокой степенью управленческой отзывчивости к полити-ческим предпочтениям граждан, которые являются равноправны-ми. Для того чтобы система характеризовалась высоким и достаточ-но устойчивым уровнем отзывчивости, в ней должны быть обеспе-чены следующие неотъемлемые права граждан:
1) формулировать свои предпочтения,
2) передавать свои предпочтения согражданам и правительству посредством индивидуальных или коллективных действий,
3) влиять своими предпочтениями на выработку управ-ленческих решений.
Гарантиями действенности процедуры форму-лирования, передачи и влияния предпочтений выступают:
свобода формировать организации и объединяться в них;
свобода выражения предпочтений;
право голоса;
относительно неограниченное право на работу в государствен-ных органах;
право политических лидеров соревноваться за поддержку и го-лоса избирателей;
альтернативные источники информации;
свободные и справедливые выборы;
институты выработки государственной политики, которые зави-сят от избирателей и других форм выражения предпочтений.
Первые пять гарантий обеспечивают функцию формулирования предпочтений, семь -- относятся к передаче предпочтений и ком-муникации, а все восемь обеспечивают весомость предпочтений для выработки государственных решений.
В книге «Введение в теорию демократии» Даль подробно анали-зирует условия принятия политических решений, необходимые для обеспечения демократического выражения предпочтений. При этом он ведет поиск механизма демократии, обеспечивающего га-рантии того, что высказанные на выборах предпочтения действи-тельно являются реальными и соблюдается демократическое ра-венство избирателей. Именно этот механизм и является полиархической процедурой выражения предпочтений.
Следует заметить, что речь идет не о нормативной теории демо-кратии, а о теории, построенной на основе анализа национальных государств и социальных организаций, относимых политологами к демократическим. На основании характеристики, присутствующей уже в популистской модели демократии (народный суверенитет и политическое равенство) Даль формулирует правило, гласящее, что из существующих вариантов политических курсов выбирают тот, которому отдано предпочтение большинства членов общества. Полиархическая процедура принятия решения, основанная на дан-ном правиле, регламентируется следующими условиями:
1) каждый член данной организации совершает действие, кото-рое расценивается как выражение предпочтения по отношению к имеющимся альтернативам, т.е. голосует;
2) при подведении
итогов волеизъявления (подсчете
голосов) сделанный каждым
3) победившим
объявляется вариант,
4) каждый участник
голосования, имеющий перед
5) каждый участник
голосования располагает
6) варианты (лидеры
или политические курсы), получившие
большее количество голосов,
7) распоряжения
выборных официальных лиц
8.1) либо все
принимаемые в период между
выборами решения исходили бы
из решений, принятых на
8.2) либо новые
решения, принятые в период
между выборами, определялись бы
предшествующими семью
8.3) либо соблюдалось бы и то, и другое.
Данные условия определяют выбор решения перед выборами, в процессе выборов и в период между выборами. К тому же, логика условий строится таким образом, чтобы последующие условия вы-полняли функцию коррекции недостаточности ограничивающих признаков предыдущих условий. В приложении к данному разделу работы Даль дает разъяснения относительно измерения предло-женных условий и возможную классификацию полиархий.
В дальнейшем Даль конкретизирует необходимый процедурный минимум уже для таких качеств полиархических систем, как оппо-зиционность и плюралистичность.
Экономическая модель демократии Энтони Даунса. Данная модель демократии сформировалась в политической науке и актив-но используется сегодня в сравнительной политологии. Она яви-лась результатом экспансии экономического метода (теория раци-онального выбора) на различные отрасли социального исследова-ния в 50-е гг.
Э. Даунс вошел в историю политической науки и сравнительной политологии в качестве пионера использования теории рационального выбора при концептуализации демократии. Его книга «Эконо-мическая теория демократии», опубликованная в конце 50-х гг., до сих пор является одной из самых популярных. Политологи стали ак-тивно использовать переменные его теоретической модели: электо-ральное поведение, партийное поведение, максимизация результа-та политического действия, обмен в политике, информация о выгод-ности действия, распределение общественного мнения в системе и др. В своей модели демократии он акцентировал внимание на деятельности правительства (или победившей партии) в связи с элек-торальным поведением и общественным мнением.
Цель, которую
Даунс поставил перед собой, состояла
в том, чтобы «дать правило
поведения в демократической
системе управ-ления и
Прежде всего, отметим, что экономическая модель демократии базируется на идее рациональности политического поведения: каж-дое действующее лицо (избиратель, партийный функционер, член правительства и даже организация в целом) стремится максимизи-ровать результат своей деятельности в экономическом смысле, т.е. получить больший результат при меньших затратах. Рациональное поведение является предсказуемым, включает упорядочение имею-щихся предпочтений и их взвешивание в процессе политического обмена. При таком подходе политика рассматривается в виде рынка, где происходит конкурентная борьба и взаимный обмен с целью получения наиболее выгодного результата. Две основные по-сылки экономической теории демократии в этой связи являются важными: 1) «каждое правительство пытается максимизировать политическую поддержку», 2) «каждый гражданин пытается раци-онально максимизировать полезность результата своего действия».
Эти посылки определяют понимание особенностей демократи-ческой системы, в которой и те, кто правит, и те, кем правят, дей-ствуют, руководствуясь не идеалами, а реальными собственными интересами. Попытки любого правительства (соответственно, любой политической силы в виде партии) максимизировать под-держку преследуют прагматическую цель: сохранить свое господство или завоевать господствующие позиции. Идеологии, социаль-ное благосостояние, предпочтения населения не являются непосредственными и основными мотивами поведения. Хотя эти факто-ры и включены в процесс поведения, но косвенным образом. Если партии и правительства считают идеологию или программу важнее электорального успеха, они действуют не столько рационально, сколько иррационально. Аксиома собственной заинтересованности предполагает, что этические проблемы в политике выступают «просто как фактуальные параметры, а не нормативные».
Это относится к поведению избирателя на выборах. Он руковод-ствуется ожиданиями, что избранные им политики удовлетворят его интересы лучше, чем другие, т.е. правительство будет эффектив-ным. По мнению Даунса, полезность, которой руководствуется гражданин, не является эгоистической в узком смысле слова. В этом отношении гражданин может действовать альтруистически, задача состоит лишь в том, чтобы понять, в чем индивидуальная вы-года альтруистического поведения. Даунс пишет: «... Самоограни-чивающаяся благотворительность является часто великим источником собственной выгоды. Таким образом, наша модель допускает альтруизм, несмотря на базисную установку личной заинтересован-ности». Необходимо также сказать, что так или иначе избиратель ориентируется на то, как будут голосовать другие.
Рациональный выбор осуществляется на основе информирован-ности действующего лица относительно стратегий и предпочтений других людей. В этой связи Даунс говорит о двух возможных моде-лях политического поведения: основанной на определенной и пол-ной информации и основанной на неточной, неполной информации. Правительство руководствуется в своей деятельности информа-цией относительно стратегии оппозиции, ожидаемого поведения избирателей (соотношение решения и пользы его для избирателей), числа поддерживающих голосов. Избиратель ориентируется на ин-формацию о возможной индивидуальной полезности и о стратегии других избирателей. Модель поведения меняется в зависимости от ясности и полноты информации.
Итак, демократический процесс управления предполагает:
1) периодические выборы;
2) соперничество между двумя или более партиями (электоральными коалициями);
3) борьбу партий за голоса избирателей;
4) что победившая
на выборах партия управляет
правительством без посредства
парламента до следующих
5) невмешательство в право оппозиции выражать себя и организовывать кампании и запрет на изменение периодичности выборов.
Работа Даунса оказала большое влияние на развитие сравни-тельной политологии. Исследователи находят в ней противоречия, но никто не отрицет ее пионерский характер, связанный с примене-нием теории рационального выбора в политической науке.
Демократическая модель «прав человека». Начиная с 70-х гг. так называемые электоральные модели демократии подвер-гаются все большей критике за электоральный редукционизм, за акцент на институциональных условиях демократии, за минимализм в отношении идеи прав человека. Возникает значительный интерес к правам человека как основной переменной сравнительного изуче-ния демократий и в целом политических систем. Вначале речь идет о необходимости привлечения внимания к теме и выборе демокра-тических концептов, отражающих место прав человека в современ-ных демократиях. Постепенно формируется самостоятельная от-расль сравнительной политологии с базовой концепцией демокра-тии, основанной на идее прав человека. Наиболее полно эта кон-цептуальная установка выражена у Л. Дайамонда в его работах «Политическая культура и демократия в развивающихся странах» (1993) и «Экономическое развитие и пересмотр демократической теории»(1992).
Дайамонд настаивает на том, что недоучет прав человека не только обедняет концепцию демократии, но и позволяет неточно интерпретировать результаты сравнительного анализа политичес-ких систем, когда фактически в ряде случаев следует говорить (если использовать критерий прав человека) о псевдодемократиях, а не о настоящих демократических политиях.
Модель либеральной
демократии, основанная на правах челове-ка,
обогащает демократическую
Согласно демократической модели «прав человека»:
-- реальная власть принадлежит -- фактически и по конститу-ции -- избранным должностным лицам и лицам, ими назначенным, а не неответственным силам внутри страны (т.е. военным) или за-рубежным силам;
-- исполнительная
власть конституционно
-- результаты
выборов не предопределены, значительная
оппо-зиция со временем может
сформировать правительство,
-- культурные, этнические,
религиозные и иные
-- граждане имеют
множество постоянных каналов
и средств выражения и
-- граждане имеют
свободный доступ к
-- индивиды обладают основными свободами: веры, мнения, дискуссии, речи, публикаций, собраний, демонстраций и петиций;
-- граждане политически
равны перед законом (даже