Политический конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 00:28, контрольная работа

Описание

Поскольку они являются природным явлением общественной жизни, изучение конфликта в общественном развитии, методов социального управления, гармонизации общественных отношений обусловило возникновение конфликтологии как самостоятельной отрасли знаний на грани социологии, политологии, политической психологии.

Цель контрольной работы – ознакомиться с понятием политического конфликта и его составляющих.

Содержание

Введение


1.Понятие политического конфликта. Объект и субъект конфликта

2.Понятие политического конфликта

3.Структура и динамика политического конфликта

4.Способы предотвращения и разрешения политического конфликта


Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 40.77 Кб (Скачать документ)

     — конфликт между властью и общественными  силами, интересы которых не представлены в структуре властных отношений;

     — конфликт внутри существующей власти, который связан с внутригрупповой борьбой за распределение властных полномочий и соответствующих позиций, с попытками обоснования нового курса в пределах существующего политического строя.

     Конфликты приобретают политическую значимость, если они касаются международных, классовых, межэтнических, межнациональных, религиозных, демографических, региональных и других отношений. В настоящее время  часто наблюдается одна из разновидностей социального конфликта — межэтнический, связанный с противоречиями, которые  возникают между нациями. Особую остроту он приобрел в странах, которые испытали крах формы государственного строя (СССР, Югославия). Понятия «конфликт» используют в политическом контексте, когда идет речь о крупномасштабных столкновениях внутри государств (революция, контрреволюция), и между государствами (войны, партизанские движения).

     Некоторые ученые (И. Прокопенко, В. Малишенко) определяют несколько уровней развития политического конфликта, связанных с генезисом властных отношений:

     1) в масштабах всего политического  пространства относительно легитимации  власти, ее признание или непризнание  (идет речь о «народной легитимации», что основана на доверии масс к власти, на поддержке политической элиты);

     2) конфликтные отношения в политической  элите относительно объема властных  полномочий, обоснования их необходимости; 

     3) борьба и противостояние политических  элит на международной арене.

     Каждый  конфликт можно изучить с помощью  базовых параметров, к которым  принадлежат уровень, масштабы, острота, сфера возникновения, динамика развития, технология урегулирования. Выделяют определенные этапы хода конфликта, то есть его динамику.

     Российский  ученый В. Смолянский предлагает выделять такие стадии: 1) потенциального конфликта (наличие конфликтной ситуации);

     2) перехода потенциального конфликта  в реальный (осознание посягательства на собственные интересы);

     3) конфликтных действий;

     4) решение конфликта.

     Конфликтная ситуация не всегда перерастает в  конфликт, но за началом конфликта  наступает его эскалация (англ, eskalation — постепенное расширение, усиление) к кульминационным точкам, а затем — спад и завершение. Конфликту присущая многомерность, поскольку завершение одного конфликта может повлечь другой, к тому же в другой сфере. Часто после завершения конфликта возникает еще один этап — постконфликтный синдром, который характеризуется напряжением в отношениях сторон, которые только что конфликтовали. В случае заострения он может положить начало новому конфликту. Эту гипотезу иллюстрируют перманентный ближневосточный конфликт, конфликты в Северной Ирландии, Испании и др. Завершение конфликта может быть классифицировано по степени решения — как полное или частичное решение, и по характеру последствий как успех, компромисс, выход из компромисса, поражение.

     Французский политолог Б. Гурней отметил, что в мире существует лишь одно место, где нет конфликтов, — кладбище. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Способы   предотвращения  и разрешения политических  конфликтов

     Современный период развития общества характеризуется  значительным усилением напряженности, ростом противоречий, возникновением многочисленных конфликтов в разных сферах жизни. Но субъекты управления не всегда понимают внутренние причины  того, что происходит, несостоятельные  адекватно реагировать на опасные  процессы. Нередко это является следствием отсутствия прикладных методик мониторинга, экспертизы и оптимизации конфликта.

     Современные исследования акцентируют внимание на проблеме, связанной с регуляцией конфликтов и управлением ими, с  соотношением соперничества и сотрудничества. Актуально переход украинской конфликтологии от общетеоретических исследований и анализа фундаментальных категорий к прикладным аспектам, от объяснительных функций к конструктивным. В основе их должны быть такие понятия, как регуляция и управление социальными конфликтами, конфликтный мониторинг и конфликтный менеджмент. Исследователи В. Кремень, О. Чумиков, В. Бекешкина, В. Небоженко, Г. Пирен, Е. Степанов, К. Боулдинг и другие рассматривают конфликт как динамический тип социальных отношений, связанных с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве определенных противоречиво осознанных преимуществ интересов или ценностей, которые постоянно присутствуют и не поддаются полному устранению.

     При нынешнем социально-политическом развитии Украины актуальным является исследование конфликтов в социально-политической сфере. Необходимость этого связана  со слабым знанием закономерности возникновения, хода и урегулирования конфликтов при  таких специфических обстоятельствах, как переходный период.

     Если  переходный период, который является трансформацией социальной системы  из ригидного (жесткого) состояния в  гибкое (плюралистический), анализировать  с позиций конфликтологии, то очевидными становятся такие его особенности:

     — все самые важные сферы общественной жизни пронизывает всеохватывающий политический конфликт, а поэтому политологический анализ социальных коллизий во многих случаях приобретает решающего значение;

     — если при стабильных условиях социально-политический конфликт имеет преимущественно  горизонтальный характер (борьба в  пределах режима), то в переходный период — вертикальный (борьба за режим).

     Современные исследователи на примерах событий  в прежнем СССР, а затем в  Украине и некоторых других постсоветских  государствах исследуют в политико-конфликтологические плоскости проблемы баланса ветвей власти, доверия к власти, отечественной многопартийности, политико економические коллизии в государственном и частном секторах экономики, а также политическое основание этнических процессов. Рядом с теоретическим анализом предлагаются механизмы, которые могут обеспечить снижение негативных последствий.

     Большинство социально-политических конфликтов могут оптимизированы на любом уровне и стадии, но для этого необходимо овладеть механизмом управления ими.

     Управление  конфликтом — урегулирование, решение, подавление, а также инициация  определенных конфликтных ситуаций в интересах общества в целом  или отдельных его субъектов.

     Правильно организованное управление обеспечивает минимизацию неминуемых политических, социальных, экономических и моральных потерь, оптимизацию определенных сфер общественной жизни. Социально-политическое развитие не является следствием конфликта, как и не является следствием воображаемой бесконфликтности. Позитивное его качество обеспечивает умение влиять на конфликт в нужном направлении.

     Считают, что оптимальным вариантом действий относительно конфликта является предотвращение и отворачивание. Насколько это  возможно, однозначного ответа не существует. Ведь конфликт возникает, когда нарушается консенсус, а консенсус появляется, когда регулируется конфликт. В отношениях социальных сообществ соперничество  и сотрудничество пронизывают большинство  конфликтов, поэтому попытки окончательно отвернуть или устранить конфликт по большей части напрасны. Ведь существование консенсуса без конфликта  лишено смысла. Другое дело, когда идет речь об отворачивании большого, открытого, длительного конфликта. Некоторые  зарубежные и отечественные исследователи  подчеркивают, что управление как  такого не может произойти по форме  решение противоречий между объективными потребностями развития и общественной оболочкой, в которой он реализуется. Если такая оболочка препятствует развитию, то ее следует изменить или разрушить. Рациональное управление не может отвернуть  или заменить социальную революцию  или локальные коллизии, но оно  способно минимизировать неминуемые потери и улучшить достижение. В этом и  заключается сущность управления конфликтом.

     Для локализации конфликтогенного поля важно уметь выбрать способы и стиль поведения в конфликтной ситуации, их условно разделяют на морально-правовой, силовой, реалистический (принудительно-переговорный), идеалистический, интегративный.

     Морально-правовой (нормативный) подход. При этом подходе  возможно урегулирование конфликта  с помощью правовых и моральных  норм. Результативность зависит от того, имеется ли между сторонами согласие относительно этих норм.

     Силовой подход. Используется, когда более  сильная сторона пытается придушить  слабую, навязать ей свою волю. Но его  использование по большей части  не устраняет причины, сохраняет  угрозу нового заострения. Кроме того, слабая сторона может не покориться, оказывать пассивное сопротивление, что может провоцировать «двойной», «заблокированный конфликт». Победа с  использованием силы является переходной, а при определенных условиях победитель может стать побежденным. Такими средствами пользовался тоталитаризм, пытаясь устранить конфликты. Этот подход вызывает углубление, осложнение конфликтов, вызывает активное сопротивление  и моральное осуждение в массовом сознании и поведении.

     Однако  это не означает, что силовая модель не может использоваться вообще. Любое  государство владеет первичной  функцией применения насилия в случае нарушения законов, защиты чести  и достоинства отдельных граждан, общества в целом. При таких обстоятельствах, если для власти (как и для любой  господствующей структуры) сила становится средством достижения цели, она, в  конце концов, превращается в инструмент, с помощью которого оппозиция  сбрасывает эту власть. Поэтому в  современном мире политической становится тенденция к ненасильственным формам решения конфликтов.

     Реалистический  подход. Его называют еще методом  торга, или принудительно-переговорным. При таком подходе суть конфликта  рассматривается как урожденное стремление человека к господству. Поскольку все главенствовать не могут, происходит принуждение со стороны  тех, кто главенствует. Поклонники данного  подхода понимают, что мира не может  быть никогда, возможно только перемирие, которое долговременной стабильности не приносит, ибо происходит не решение, а временное урегулирование проблемы. Этот подход является актуальным учитывая противоречивые коллизии становления новых экономических отношений в Украине.

     Идеалистический подход. Эффективен, когда между заинтересованными сторонами, независимо от состояния и статуса, устанавливаются отношения, которые вполне отвечают индивидуальным взглядам каждой. В основу положено признание того, что на данное время все стороны испытывают нежелательные потери, но в то же время и все выигрывают. Удовлетворение интересов происходит без явного или скрытого принуждения, что обеспечивает «самоподдержку» достигнутой ситуации. Много отечественных политиков конца 80-х — начала 90-х годов XX ст. считали такой подход компромиссом, наилучшим способом решения конфликтов.

     Интегративний подход. Предусматривает, когда каждая из сторон, отказавшись от своих предыдущих целей и ценностей, находит новые, взаимоприемлемые. А поскольку выбор целей и средств их достижения теоретически безграничен, то обязательно найдется выбор неконфликтного характера.

     Относительно  поведения в конфликтной ситуации выделяют такие ее типы: прямое противоборство или конкуренция; уклонение; приспособленчество; уступки, сотрудничество.

     Важную  роль в урегулировании конфликта  играет изучение принципов и стадий управления конфликтным процессом. Некоторые ученые среди стадий называют такие: институционализация, интернационализация, рационализация.

     В политологии существует деление  управления конфликтным процессом  на этапы:

     1. Институционализация — установление  четкой процедуры урегулирования конфликта. Первобытный конфликтный анализ должен получить последующее развитие в решениях государственных органов и в нормативных актах.

     2. Легитимизация конфликта. На этом этапе следует проанализировать нормы и правила в форме законов, указов, протоколов, меморандумов.

     3. Управление конфликтом — структуризация  конфликтующих групп. На этом  этапе важно не противодействовать, а помогать оформлению новых  партий, движений и подобных организаций.  Конечно, они станут конфликтной  силой относительно к группам, которые представляют другие интересы, но в то же время — и посредническими структурами, которые объединят индивидов в содружества. Неорганизованные индивиды потенциально являются небезопаснее для конфликта, чем те, которые принадлежат к организованным группам.

     4. Последовательное ослабление конфликта  благодаря переводу его на  другой уровень. Для реализации данной процедуры используют шкалу, которая охватывает возможные уровни напряженности конфликтов в таких вариантах: «друг — союзник — партнер — сотрудник — соперник — противник» и т. д. Французский исследователь Ж. Фове выделяет такие: «отношения сотрудничества — отношения противодействия — отношения противоречий — непримиримые отношения». Американский политолог М. Амстутц включает в пространство конфликта такие этапы: напряженность — несогласие — соперничество — спор — вражда — агрессивность — война. Это необходимо для понимания, насколько реальной является редукция конфликта, а также для того, чтобы разместить на определенной шкале имеющийся спектр личностей или организаций и определить перспективу конфликтных отношений с ними.

Информация о работе Политический конфликт