Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:44, дипломная работа
Цель данной работы – проанализировать финансовое состояние и разработать комплекс мероприятий, направленных на улучшение результатов и повышение эффективности деятельности предприятия.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть теоретико-методологические основы анализа финансового состояния предприятия;
проанализировать финансовое состояние и дать оценку результатам деятельности предприятия за 2010 г.;
разработать мероприятия для повышения результативности деятельности предприятия.
Гипотеза исследования заключается в том, что обоснованная и квалифицировано реализуемая политика финансовых показателей, значительно улучшает финансовый менеджмент на предприятии и влияет на качество принимаемых управленческих решений.
Введение………………………………………………………………………….…4
1 Теоретические основы управления финансовым состоянием предприятия………….….…8
1.1 Сущность и необходимость управления финансовым состоянием предприятия ………………..….….…………..8
1.2 Методы управления финансовым состоянием предприятия……………...18
1.3 Показатели финансового состояния предприятия………….. ………….....24
2 Оценка финансово-экономического состояния ОАО «Кондитерское объединение«Сладко»……………...…37
2.1 Характеристика предприятия …………………………………………….....37
2.1 Оценка имущества предприятия и источников его формирования………40
2.2 Оценка финансовой устойчивости …………………………………………46
2.4 Оценка ликвидности и платёжеспособности …………………………........50
2.5 Оценка эффективности деятельности и деловой активности ………….....54
3 Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия……………….…68
3.1 Управление дебиторской задолженностью ………………………………..68
3.2 Автоматизация управления дебиторской задолженностью ……………....72
3.3 Расчёт экономического эффекта ……………………………………………78
Заключение………………………………………………………………………....84
Список использованных источников …………………………………………….88
Приложение 1 The shortcomings of the current enterprise financial management and Countermeasures.........................................................................................................92
Приложение 2 Бухгалтерский баланс 2008 - 2009г.г…………………………...100
QАср - средняя величина текущих активов, рассчитываемая аналогично Аср, тыс. руб.
Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле
КАL = ДС + КФВ / КО, (11)
где ДС – денежные средства;
КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
КО – краткосрочные обязательства
Коэффициент критической ликвидности рассчитывается по формуле
ККL = ДС + КФВ + ДЗ / КО, (12)
где ДС – денежные средства;
КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
ДЗ – дебиторская задолженность;
КО - краткосрочные обязательства
Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается по формуле
КТL = ДС + КФВ + ДЗ + З / КО, (13)
где ДС – денежные средства;
КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
ДЗ – дебиторская задолженность;
З – запасы;
КО - краткосрочные обязательства
Степень влияния на ускорение оборачиваемости текущих ∆tоб активов изменения объема продаж (∆tоб ∆Qпр) и величины текущих активов (∆tоб∆QА) между предыдущим и текущим периодами рассчитываем по формуле
∆tоб = Дп × ( 1 /Qпр т – (1 / Qпр пр) × QпрА +
где Дп - длительность анализируемого периода, дн.;
Qпр - выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб.;
Qоб.А - стоимость оборотных активов, тыс. руб.
Производственный цикл показывает общее время, в течение которого оборотные средства иммобилизованы в запасы и дебиторскую задолженность, рассчитывается по формуле
ПЦ = Поз + ПОдз, (15)
где ПЦ - продолжительность производственного цикла, дни;
Поб.з - период оборачиваемости запасов, дни;
Поб.дз - период оборачиваемости дебиторской задолженности, дни.
Разница между сроками платежа по своим обязательствам
ФЦ = ПЦ – ПОкз, (16)
где ФЦ - продолжительность финансового цикла, дни;
ПЦ - производственный цикл, дни;
ПОкз - период оборачиваемости кредиторской задолженности, дни.
Изменение прибыли от продаж за период (∆П) рассчитывается по формуле
∆П = Птп – Ппп, (17)
где Птп – прибыль текущих периодов;
Ппп – прибыль предыдущего периода.
Влияние на прибыль изменений цен на проданные товары (∆П1) рассчитываются по формуле
∆П1 = Sтп – S1, (18)
где Sтп - объем продаж в текущем периоде в ценах текущего периода;
S1 - объем продаж в текущем периоде в ценах предыдущего периода.
влияние на прибыль изменений объема продаж (∆П2) по формуле
∆П2 = Ппп х К1 - Ппп, (19)
где К1- коэффициент изменения себестоимости товаров по ценам предыдущего периода по формуле
К1 = С1 / Спп, (20)
где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего года;
Спп - себестоимость проданных товаров в предыдущем периоде.
Влияние на прибыль изменений в объеме продаж товаров, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆П3) рассчитаем по формулам
∆П3 = Ппп × (К2 – К1), (21)
где К2- коэффициент роста объема продаж по ценам предыдущего периода:
К2 = S1 / Sпп, (22)
где S1 - объем продаж в текущем периоде по ценам предыдущего периода;
Sпп - объем продаж в предыдущем периоде.
Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы (∆П4) рассчитаем по формуле
∆П4= С1 – Стп, (23)
где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;
Стп - фактическая себестоимость проданных товаров за текущий период.
Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆П5) рассчитываем по формуле
∆П5= Спп × К2 – С1, (24)
где Спп - себестоимость проданных товаров в предыдущем периоде;
К2- коэффициент роста объема продаж по ценам предыдущего;
С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего года.
Рассчитаем модель рентабельности по формуле
РА = Пр / Аср = S − С /Аср = (S / (С – 1) / (Аср / ОА) × (ОА / Z) ×(Z / С) =
= (S / C −1) × ОА / Аср × Z / OA × C / Z = (X – 1) × Y ×H × L, (25)
где РА - рентабельность активов;
Пр - чистая прибыль от продажи товаров;
S - объем продаж;
С - себестоимость проданных товаров;
Аср - средняя стоимость активов организации за отчетный период;
ОА - оборотные активы;
Z - запасы;
X = S / C - доля продаж, приходящаяся на 1 руб. полной себестоимости товаров;
Y = OA / A - доля запасов оборотных активов в формировании активов;
H = Z / ОA - доля запасов в формировании оборотных активов;
L = C / Z - оборачиваемость запасов.
Расчет изменения рентабельности продаж за счет роста выручки от реализации товаров (ΔВР) по формуле
ΔВР = (ВР1 – С0) / ВР1 – (ВР0 – С0) / ВР0, (26)
где ВР0 и ВР1 - выручка от реализации продукции в базисном и отчетном периодах;
С0 - себестоимость реализованной продукции в базисном периоде.
Расчет изменения рентабельности продаж за счет увеличения себестоимости проданных товаров (ΔС) по формуле
ΔС = (ВР1 – С1) / ВР1 – (ВР1 – С0) / ВР1, (27)
где С0 и С1 - себестоимость проданных товаров в базисном и отчетном периодах.
Цена отказа от скидки рассчитывается по формуле
Цоо = ПРс × 100 / (100% - ПРс) × 365 / (Дм - С), (28)
где Цоо - цена отказа от скидки, в %,
ПРс - процент скидки,
Дм - максимальная длительность отсрочки платежа, в днях,
С - период, в течение которого предоставляется скидка, в днях.
Размер дебиторской задолженности рассчитывается по формуле
РДЗ = ДЗ × Поп, (29)
где ДЗ - дебиторская задолженность по покупателям и заказчикам;
Поп - предоплата
Прибыль от предоплаты рассчитывается по формуле
Пр = РДЗ – РДЗ × СД, (30)
где РДЗ – размер дебиторской задолженности;
СД – скидка
Срок погашения дебиторской задолженности рассчитывается по формуле
СПДЗ = Кд / ОДЗ, (31)
где Кд – число дней
Исходной базой для финансового анализа служат данные бухгалтерского учета и отчетности, изучение которых помогает воспроизвести все ключевые аспекты производственной и коммерческой деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, то есть с необходимой для аналитика степенью агрегирования.
Практикой выработаны основные методы финансового анализа, среди которых В.В. Бочаров выделяет следующие:
чтение бухгалтерской отчетности;
горизонтальный анализ;
вертикальный анализ;
трендовый анализ;
сравнительный анализ;
факторный анализ;
методы финансовых коэффициентов.
Чтение бухгалтерской отчетности – это общее ознакомление с финансовым положением предприятия по данным баланса, приложений к нему и отчета о прибылях и убытках. Это необходимый этап, в ходе которого аналитик предварительно знакомится с субъектом анализа. По данным отчетности он выясняет имущественное положение предприятия, характер его деятельности, состав и структуру активов и пассивов [12,с.18].
Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с параметрами предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются: простое сравнение отчетности и изучение причин их резких изменений, и анализ изменения статей отчетности по сравнению с колебаниями других статей.
Вертикальный анализ осуществляется в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений параметров отчетности за ряд периодов от уровня базового периода. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, то есть осуществляют прогнозный анализ.
Сравнительный анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения, как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных компаний-конкурентов.
Метод финансовых коэффициентов – это расчет отношений данных бухгалтерской отчетности и определение взаимосвязей показателей.
Факторный анализ – это процесс изучения влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированы и статистических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым, собственно анализ, так и обратным, то есть синтез.
Использование приемов анализа для конкретных целей изучения состояния анализируемого хозяйствующего субъекта и составляет в совокупности методику анализа. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также от различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения [29,с.36].
Таким образом, обобщая выше сказанное можно сделать следующие выводы.
Рыночная экономика требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится финансовому анализу деятельности предприятия. Для того чтобы предприятие уверенно смотрело в будущее, необходимо вовремя выявлять тенденции изменения финансового состояния предприятия и постоянно отслеживать рыночную ситуацию [14,с.118].
Принимая экономические решения, инвесторы, кредиторы и другие заинтересованные пользователи анализируют широкий спектр экономической информации об организации как финансового, так и нефинансового характера. В этом огромном массиве информации, который создается предприятием, ключевое значение имеет публичная бухгалтерская отчетность, ядром которой является бухгалтерский баланс [17,с.246].