Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:44, дипломная работа
Цель данной работы – проанализировать финансовое состояние и разработать комплекс мероприятий, направленных на улучшение результатов и повышение эффективности деятельности предприятия.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть теоретико-методологические основы анализа финансового состояния предприятия;
проанализировать финансовое состояние и дать оценку результатам деятельности предприятия за 2010 г.;
разработать мероприятия для повышения результативности деятельности предприятия.
Гипотеза исследования заключается в том, что обоснованная и квалифицировано реализуемая политика финансовых показателей, значительно улучшает финансовый менеджмент на предприятии и влияет на качество принимаемых управленческих решений.
Введение………………………………………………………………………….…4
1 Теоретические основы управления финансовым состоянием предприятия………….….…8
1.1 Сущность и необходимость управления финансовым состоянием предприятия ………………..….….…………..8
1.2 Методы управления финансовым состоянием предприятия……………...18
1.3 Показатели финансового состояния предприятия………….. ………….....24
2 Оценка финансово-экономического состояния ОАО «Кондитерское объединение«Сладко»……………...…37
2.1 Характеристика предприятия …………………………………………….....37
2.1 Оценка имущества предприятия и источников его формирования………40
2.2 Оценка финансовой устойчивости …………………………………………46
2.4 Оценка ликвидности и платёжеспособности …………………………........50
2.5 Оценка эффективности деятельности и деловой активности ………….....54
3 Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия……………….…68
3.1 Управление дебиторской задолженностью ………………………………..68
3.2 Автоматизация управления дебиторской задолженностью ……………....72
3.3 Расчёт экономического эффекта ……………………………………………78
Заключение………………………………………………………………………....84
Список использованных источников …………………………………………….88
Приложение 1 The shortcomings of the current enterprise financial management and Countermeasures.........................................................................................................92
Приложение 2 Бухгалтерский баланс 2008 - 2009г.г…………………………...100
Таблица 15 – Коэффициенты деловой активности по ОАО «Сладко»
В тыс.руб.
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | Изменения |
1. Выручка от продаж, тыс. руб. | 3577876 | 3792343 | 214467 |
2. Среднесписочная численность работников, чел. | 1351 | 2113 | 762 |
3. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 272964 | 377048 | 104084 |
4. Средний за период итог баланса, тыс. руб. | 1127098 | 1296056 | 168958 |
5. Средняя за период кредиторская задолженность, тыс. руб. | 1020518 | 614681 | -405837 |
6. Средняя за период величина собственного капитала, тыс. руб. | 66915 | 677859 | 610944 |
7. Производительность труда | 2648,32 | 1794,77 | -853,55 |
8. Фондоотдача основных средств, тыс. руб. | 13,11 | 10,06 | -3,05 |
9. Коэффициент общей оборачиваемости капитала | 3,2 | 2,9 | -0,2 |
10. Средний срок оборота капитала, дни. | 115,0 | 124,7 | 9,8 |
11. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности | 3,5 | 6,2 | 2,7 |
12. Средний срок оборота кредиторской задолженности, дни. | 104,1 | 59,2 | -44,9 |
13. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала | 53,5 | 5,6 | -47,9 |
14. Коэффициент закрепления оборотных активов, доли единицы | 0,23 | 0,23 | - |
По результатам расчетов наблюдается сокращение производственного и финансового циклов, что оценивается позитивно для укрепления финансовой устойчивости ОАО «Сладко».
Таким образом, показатели деловой активности акционерного общества «Сладко» можно оценить как удовлетворительные, создающие возможность для стабильной производственно-коммерческой деятельности.
Главное место в системе экономических показателей занимают показатели финансовых результатов: прибыли и рентабельности. Основной целью анализа финансовых результатов является выявление факторов, вызывающих снижение этих показателей, то есть уменьшение прибыли и рентабельности.
При анализе финансовых результатов оценим динамику показателей прибыли до налогообложения и чистой прибыли за отчетный период показано в таблице 16.
Таблица 16 – Динамика показателей прибыли, тыс. руб.
В тыс.руб.
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | Темп роста, % |
1. Выручка от продажи товаров, работ, услуг | 3577876 | 3792343 | 106,0 |
2. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг | 2970824 | 2742614 | 92,3 |
3. Валовая прибыль | 607052 | 1049729 | 172,9 |
4. Коммерческие расходы | 388948 | 697901 | 179,4 |
5. Управленческие расходы | 147183 | 215975 | 146,7 |
6. Прибыль (убыток) от продаж | 70921 | 135853 | 191,6 |
7. Проценты к получению | 156 | 4547 | 2914,7 |
8. Проценты к уплате | 0 | 0 | - |
9. Доходы от участия в других организациях | 81 | 2 | 2,5 |
10. Прочие операционные доходы | 115350 | 92644 | 80,3 |
11. Прочие операционные расходы | 276384 | 242748 | 87,8 |
12. Прибыль (убыток) до налогообложения | -89876 | -9702 | 926,4 |
Из данных таблицы следует, что валовая прибыль по отношению к предыдущему периоду выросла на 72,9%, что привело к соответствующему увеличению прибыли до налогообложения.
В динамике финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения. Прибыль от продаж растет быстрее, чем выручка от реализации. Это свидетельствует о снижении затрат на производство продукции. Вместе с тем значительно выросли коммерческие
Несмотря на то, что по итогам 2009 г. предприятие получило убыток, улучшение ситуации налицо. На увеличение бухгалтерской прибыли оказало влияние и положительное сальдо прочих доходов и расходов, а также снижение себестоимости продукции.
Факторный анализ прибыли предприятия проводят исходя из порядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в том числе роста (снижения) производства продукции, роста (снижения) объемов продаж, повышения качества и расширения ассортимента продукции, повышения рентабельности и других, показано в таблице 17.
Таблица 17 – Исходные данные для анализа прибыли от продаж
В тыс. руб.
Составляющая прибыли | 2008 г. | По ценам предыдущего периода при объеме продаж текущего периода | 2009 г. |
1. Выручка от продажи товаров, работ, услуг | 3577876 | 3724352 | 3792343 |
2. Полная себестоимость проданных товаров, работ, услуг | 3506955 | 3627821 | 3656490 |
3. Прибыль от продаж | 70921 | 96531 | 135853 |
Рассчитаем изменение прибыли от продаж за период по формуле (17):
=135853 – 70921 = 64932 тыс. руб.
Определим влияние на прибыль изменений цен на проданные товары () по формуле (18):
∆П1 = 3792343 – 3724352 = 67991 тыс. руб.
Определим влияние на прибыль изменений объема продаж (∆П2) по формуле (19,22):
К1 = 3627821 / 3506955 = 1,0345;
∆П2= 70921(1,0345 – 1) = 2444 тыс. руб.
Определим влияние на прибыль изменений в объеме продаж товаров, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆П3).
Рассчитаем изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы по формуле (21):
К2 = 3724352 / 3577876 = 1,0409;
∆П3 = 70921(1,0345 − 1,0409) = 459 тыс. руб.
Определим изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы (∆П4) по формуле
Рассчитаем изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы по формуле (23):
∆П4 = 3627821 – 3656490 = - 28669 тыс.руб.
Определим влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆П5).
Рассчитаем влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции по формуле (24):
∆П5 = 35069551,0409 – 367821 = 22707 тыс. руб.
Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли от продажи товаров (∆П) составило:
∆П = 67991+2444+459+(128669)+22707=
Из данных, приведенных в таблице видно, что в увеличении прибыли главная роль принадлежит увеличению цен на продукцию, а также изменению себестоимости за счет изменения структуры продаж. Негативное влияние на рост прибыли оказало изменение себестоимости за счет цен на потребляемые ресурсы, что подтверждает данные по темпу роста коммерческих и управленческих расходов.
Полученные результаты представлены в обобщенном виде в таблице 18.
Таблица 18 – Результаты факторного анализа прибыли от продаж
В тыс. руб.
Факторы, вызвавшие изменение прибыли в текущем периоде | Сумма, тыс. руб. | Структура, % |
1. Изменение цен | 67991 | 104,71 |
2. Объем продаж | 2443 | 3,76 |
3. Изменение структуры продаж | 458 | 0,71 |
4. Изменение себестоимости за счет цен на потребляемые ресурсы | -28669 | -44,15 |
5. Изменение себестоимости продаж за счет изменения структуры продаж | 22707 | 34,97 |
ИТОГО | 64930 | 100 |
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Для анализа рентабельности активов используем мультипликативную модель, широко известную в экономической литературе как модель «Дюпон», в соответствии с которой коэффициент рентабельности используемых активов представляет собой произведение коэффициента рентабельности продаж и коэффициента оборачиваемости используемых активов [20,с.431].
Для оценки влияния каждого из факторов на конечный результат проведем факторный анализ данной модели методом цепных подстановок с использованием абсолютных разниц. Результаты анализа представим в виде таблицы.
Результаты вычислений в таблице позволяют сделать вывод о том, что выручка на 1 руб. себестоимости возросла, а также снизилась доля оборотных активов в формировании активов.
Динамика показателя доли запасов в формировании оборотных активов свидетельствует о том, что происходит снижение этой доли, то есть происходит снижение оборотного капитала в запасах, что можно расценивать как положительную тенденцию в управлении структурой оборотного капитала. О повышении эффективности использования оборотного капитала свидетельствует и показатель оборачиваемости запасов таблице 19.
Таблица 19 – Анализ и оценка рентабельности активов предприятия
Показатель | 2008 г. | 2009 г. |
Исходные данные | ||
1. Прибыль от продаж, тыс. руб. | 70921 | 135853 |
2. Объем продаж, тыс. руб. | 3577876 | 3792343 |
3. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 3506955 | 3656490 |
4. Средние остатки запасов, включая НДС, тыс. руб. | 293388 | 254410 |
5. Средние остатки оборотных активов, тыс. руб. | 819569 | 878806 |
6. Средние остатки активов, тыс. руб. | 127098 | 1296056 |
Расчетные данные - факторы | ||
7. Выручка на 1 руб. себестоимости | 1,0202 | 1,0372 |
8. Доля оборотных активов в формировании активов | 0,7271 | 0,6781 |
9. Доля запасов в формировании оборотных активов | 0,3580 | 0,2895 |
10. Оборачиваемость запасов в оборотах | 11,9533 | 14,3724 |
11. Рентабельность активов | -0,1149 | -0,0396 |
12. Изменение рентабельности активов текущего года к предыдущему | - | 0,0419 |
Оценка влияния факторов на изменение рентабельности активов | ||
13. Выручка на 1 руб. себестоимости | - | 0,0527 |
14. Доля оборотных активов в формировании активов | - | -0,0078 |
15. Доля запасов в формировании оборотных активов | - | -0,0206 |
16. Оборачиваемость запасов в оборотах | - | 0,0176 |
17. Совокупное влияние всех факторов | - | 0,0419 |