Анализ финансового состояния и разработка комплекса мероприятий на повышение эффективности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:44, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – проанализировать финансовое состояние и разработать комплекс мероприятий, направленных на улучшение результатов и повышение эффективности деятельности предприятия.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
 рассмотреть теоретико-методологические основы анализа финансового состояния предприятия;
 проанализировать финансовое состояние и дать оценку результатам деятельности предприятия за 2010 г.;
 разработать мероприятия для повышения результативности деятельности предприятия.
Гипотеза исследования заключается в том, что обоснованная и квалифицировано реализуемая политика финансовых показателей, значительно улучшает финансовый менеджмент на предприятии и влияет на качество принимаемых управленческих решений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…4
1 Теоретические основы управления финансовым состоянием предприятия………….….…8
1.1 Сущность и необходимость управления финансовым состоянием предприятия ………………..….….…………..8
1.2 Методы управления финансовым состоянием предприятия……………...18
1.3 Показатели финансового состояния предприятия………….. ………….....24
2 Оценка финансово-экономического состояния ОАО «Кондитерское объединение«Сладко»……………...…37
2.1 Характеристика предприятия …………………………………………….....37
2.1 Оценка имущества предприятия и источников его формирования………40
2.2 Оценка финансовой устойчивости …………………………………………46
2.4 Оценка ликвидности и платёжеспособности …………………………........50
2.5 Оценка эффективности деятельности и деловой активности ………….....54
3 Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия……………….…68
3.1 Управление дебиторской задолженностью ………………………………..68
3.2 Автоматизация управления дебиторской задолженностью ……………....72
3.3 Расчёт экономического эффекта ……………………………………………78
Заключение………………………………………………………………………....84
Список использованных источников …………………………………………….88
Приложение 1 The shortcomings of the current enterprise financial management and Countermeasures.........................................................................................................92
Приложение 2 Бухгалтерский баланс 2008 - 2009г.г…………………………...100

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 899.00 Кб (Скачать документ)

 

Основным фактором, который повлиял на повышение рентабельности активов, был ценовой фактор – доля выручки на 1 руб. себестоимости,                   а также оборачиваемость запасов, в результате чего рентабельность активов увеличилась на 5,27% и 1,76% соответственно

Важным аспектом анализа рентабельности является оценка доходности объема продаж и расчет факторов, влияющих на ее состояние.  Аналитические данные представлены в таблице 20.

Расчет влияния изменения цены и себестоимости продукции определим методом цепных подстановок.

Таблица 20 – Расчет рентабельности объема продаж

              В тыс. руб.

Показатели

На начало периода

На конец периода

Отклонения (+ или -)

1. Выручка от реализации товаров, тыс. руб.

3577876

3792343

214467

2. Полная себестоимость реализованных товаров, тыс. руб.

3506955

3656490

149535

3. Прибыль от реализации товаров, тыс. руб.

70921

135853

64932

4. Рентабельность объема продаж

0,020

0,036

0,016

 

Расчет изменения рентабельности продаж за счет роста выручки от реализации товаров (ΔВР) по формуле (26):

ΔВР = (3792343 – 3506955) / 3792343 – (3577876 – 3506955) / 3577876 =       = 0,075 − 0,019 = 0,056  (5,6%)

Расчет изменения рентабельности продаж за счет увеличения себестоимости  проданных товаров (ΔС) по формуле (27):

              ΔС = (3792343 – 3656490) / 3792343 – (3792343 – 3506955) / 3792343 =        = 0,035 − 0,075 = − 0,04 (− 4%)

Таким образом, на изменение показателя рентабельности продаж повлиял рост выручки от реализации [12,с.193].

Для получения более точной картины эффективности деятельности предприятия необходимо рассчитать еще некоторые показатели рентабельности, которые показаны в таблице 21.

Из данных, представленных в таблице следует, что показатели рентабельности по итогам отчетного года значительно выросли, что подтверждает улучшение результативности деятельности акционерного общества. В результате проведенного ранее анализа можно сказать, что                на увеличение показателя рентабельности  продукции повлиял рост цен.

Таблица 21 – Расчет показателей рентабельности

 

Показатели

На начало периода

На конец периода

Отклонения

1. Рентабельность активов

-0,115

-0,040

0,075

2. Эффективность внеоборотного капитала

12,024

7,063

-4,962

3. Рентабельность оборотного капитала

-0,171

-0,058

0,113

4. Рентабельность продаж

0,020

0,036

0,016

5. Коэффициент рентабельности основной деятельности

0,021

0,037

0,016

6. Рентабельность перманентного капитала

1,290

0,104

-1,186

 

На снижение показателей эффективности внеоборотного                                и перманентного капитала оказало влияние присоединение к акционерному обществу «Сладко» фабрики «Волжанка» и соответственно передачи                     на баланс Общества ее имущества. Коэффициент рентабельности основной деятельности в большой степени дублирует показатель рентабельности продаж и свидетельствует о снижении затрат на производство продукции,    на его незначительный рост оказало влияние увеличение коммерческих и управленческих расходов. Таким образом, результаты анализа говорят               о положительных тенденциях в деятельности Компании, о повышении эффективности и доходности предприятия в целом.

Обобщая результаты анализа, можно оценить финансово-экономическое состояние ОАО «Кондитерское объединение «Сладко» как удовлетворительное.  В результате присоединения к Компании «Сладко» кондитерской фабрики «Волжанка» общая стоимость имущества предприятия увеличилась на 25%, значительно возросла сумма собственного капитала, а также объем чистого оборотного капитала, снизилась сумма привлеченных средств.

По итогам 2009 г. Акционерное общество обладает абсолютной финансовой устойчивостью, что подтверждается как абсолютными, так               и относительными показателями. Проведенный анализ коэффициентов ликвидности подтверждает, что акционерное общество находится                          в устойчивом финансовом положении. Анализ показателей деловой активности акционерного общества «Сладко» показывает на возможность ведения стабильной производственно-коммерческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1 Управление дебиторской задолженностью

 

В предыдущей главе, рассчитав объём оборотных активов, мы пришли к выводу о недостаточном управлении дебиторской задолженностью.

В современном этапе экономического развития страны можно охарактеризовать значительное  замедление платежного оборота, вызывающее рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременного возврата  долга [15,с.56].

Дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:

        дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил;

        дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок;

        дебиторская задолженность по векселям полученным;

        дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

        прочие виды дебиторской задолженности.

Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию. В общей сумме дебиторской задолженности на расчете с покупателями приходится 80-90%. Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии связанно в первую очередь с оптимизацией размера  и  обеспечения  возврата задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию [26,с.312].

В целях эффективного управления дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика по управлению дебиторской задолженностью или его кредитная политика по отношению к покупателям продукции.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременного её возврата [28,с.105].

Дебиторская задолженность является неотъемлемой частью сбытовой деятельности любого предприятия. Слишком высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Разумное же использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании [19,с.174].

Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности [33,с.254].

Для сокращения отсрочек платежей полезен метод спонтанного финансирования, который давно был найден и успешно применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Суть метода заключается в определении скидок покупателям за сокращение сроков расчета и предоставляет собой относительно дешевый способ получения средств [24,с.97].

Предоставляя покупателю отсрочку платежа за продукцию, предприятие - продавец, по существу, предоставляет ему кредит и идет на упущенную выгоду (убыток) по крайней мере в сумме банковского процента, который мог бы увеличиться на эту сумму, если бы предприятие получило ее немедленно. Кроме того, если рентабельность превышает средне банковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная, в оборот могла бы принести еще больше приращение.

Если покупатель оплатит за выполненные работы до истечения определенного срока, то сможет воспользоваться солидной скидкой с цены. После этого срока он платит сполна, укладываясь в договорный срок платежа.

Определим, что же выгоднее покупателю: оплатить до определённой даты, оговоренной в договоре, даже если придется воспользоваться для этого банковским кредитом, или с опозданием оплатить и потерять скидку?

Для решения этого вопроса необходимо сопоставить «цену отказа от скидки» со стоимостью банковского кредита и взвесить издержки альтернативных возможностей.

Введем на ОАО Кондитерское объединение «Сладко» 3% скидку при платеже в 15 - дневный срок при максимальной длительности отсрочки 45 дней. Уровень банковского процента 22,0 % годовых, рассчитаем по формуле (19):

Цоо = 3% / (100% − 3%) ×100 × 365 дней / (45дней − 15 дней) = 37,6%

Поскольку 37,6% > 22,0 %, то есть смысл воспользоваться предложением: отказ от скидки обойдется на  15,6 процентных пункта дороже банковского кредита. То есть коммерческий кредит выгоден.

Целесообразно ввести предоплату. Если покупатель внесет 50% предоплаты, ему предоставляется скидка 5%. Рассмотрим предлагаемую систему на данных дебиторской задолженности 2009 год (в 2009 году величина дебиторской задолженности по покупателям и заказчикам составляет 286003 тыс. руб.).

При введении предоплаты в 50% - размер дебиторской задолженности снизится на: 143001,5 тыс. руб.

За предоплату товара скидка 5%. Таким образом, дополнительная прибыль составит: 135851,5 тыс. руб.

 

 

Следовательно, возможно пустить высвобожденную сумму в оборот, что приведет в свою очередь к увеличению оборачиваемости дебиторской задолженности. Произведем расчет, используя формулу (19):

Оборачиваемость дебиторской задолженности составит:

ОДЗ = 3792343  / [0,5 × (451327 + 308325,5)] = 9,9 оборота

Средний срок погашения дебиторской задолженности составит, по формуле (31):

СПДЗ = 365 / 9,9 = 37 дней

Таким образом, оборачиваемость увеличиться на 1,5 оборота и составит 9,77 оборота, а срок погашения снизится на 6 дней и составит 37 дней.

Информация о работе Анализ финансового состояния и разработка комплекса мероприятий на повышение эффективности деятельности предприятия