Анализ показателей производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:11, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ и диагностика производства и продажи продукции с целью выявления наиболее эффективных путей увеличения объёма выпуска продукции и улучшения её качества, изыскания неиспользованных внутренних резервов роста производства.
Проведённый в курсовой работе анализ производства и продажи продукции является актуальным и значимым для любого предприятия.
Основными задачами курсовой работы являются:
* оценка динамики по основным показателям объёма, структуры и качества продукции;
* проверка сбалансированности и оптимальности плановых показателей, их напряжённости и реальности;
* выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и продажи продукции;
* разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Содержание

Введение 4
1 Анализ выполнения плана производства продукции 6
1.1 Оценка выполнения производственной программы по объему товарной и валовой продукции 6
1.2 Анализ выполнения плана по ассортименту 12
1.3 Анализ выполнения плана по структуре продукции 15
2 Анализ выполнения договорных обязательств качества продукции и ритмичности производства 17
2.1 Анализ выполнения договорных обязательств 17
2.2 Анализ качества продукции 19
2.3 Анализ ритмичности выпуска продукции 22
3 Измерение факторов, влияющих на выполнение производственной программы 26
4 Анализ выполнения плана реализации продукции 29
4.1 Анализ выполнения плана отгрузки продукции 29
4.2 Анализ выполнения плана реализации продукции 31
Выводы и предложения 33
Список используемой литературы 35
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Крестина АФХД (2).doc

— 875.50 Кб (Скачать документ)
 

       В отчетном периоде предприятие план выпуска валовой продукции выполнило в целом на 99,07% в том числе в 1 квартале 99,06%;во 2 квартале 100,94%; в 3 квартале 92,86%; в 4 квартале 103,70%. По сравнению с прошлым годом темп роста валовой продукции составило 98,62% в том числе в 1 квартале 98,31%;во 2 квартале 97,99%;в 3 квартале 96,30%; в 4 квартале 101,82%

     Снижение  валовой продукции по сравнению с планом заслуживает отрицательной оценки, так как может привести к снижению объема продаж, выручки, прибыли.

     Снижение  валовой продукции вызвано невыполнением плана в 1 квартале на 0,94% (100 - 99,06) и в 3 квартале на 7,14% (100 - 92,86) 

 

     Рис.1.3.1.- Динамика производства валовой продукции за предыдущий год.  

     Рис.1.3.2. - Динамика производства валовой продукции по плану. 

      Рис.1.3.3. - Динамика производства валовой продукции отчетного года.

      1.2 Анализ выполнения плана по ассортименту 

      Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло  план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Номенклатура это перечень наименований изделии и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции.

      Ассортимент это перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой.

      Изучение  ассортимента продукции проводится в целях уточнения среднего числа видов продукции: расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения клиентуры с различными вкусами и потребностями и развивается в различных направлениях.

     В выполнение плана по ассортименту засчитывается  продукция в объёме, предусмотренном плановым заданием. Продукция,  выработанная сверх плана, не засчитывается в объём выполнения плана по ассортименту, хотя учитывается в общем, выпуске продукции. При невыполнении планового задания хотя бы по одному продукту, план выпуска продукции считается невыполненным.

     В процессе анализа необходимо выяснить, как хозяйствующий субъект выполняет  план по ассортименту в натуральном  и стоимостном выражении, какова динамика выпуска отдельных видов изделий.

     Выполнить задание по ассортименту означает выпустить изделия по заданной номенклатуре.

     Номенклатура - систематизированный перечень материалов, конструкций и деталей, используемых на производстве, в котором каждому наименованию материала условно присвоено постоянное цифровое, буквенное или буквенно-цифровое обозначение, так называемый номенклатурный номер.

     Оценка  выполнения плана по всему ассортименту предусматриваемой предприятием продукции  исчисляется с помощью среднего процента выполнения задания по ассортименту.  

     %об = ТП факт / ТП план * 100                                                               (1.1)

     %ас.= ТП зачетная /ТП план  * 100 ,                                                       (1.2)   

                                         

где    ТП зачетная – стоимость продукции в пределах плана.

          ТП план – стоимость продукции по плану.

          ТП факт – фактический объем  товарной продукции                              

      Невыполнение  предприятием плана выпуска продукции  по ассортименту может привести к  нарушению нормального хода выполнения плана на других предприятиях, находящихся с ним в кооперированных связях, а также недостаточному обеспечению потребностей народного хозяйства и населения в отдельных видах продукции.

      Нарушение планового ассортимента выпуска  товарной продукции оказывает влияние на такие важнейшие технико-экономические показатели работы предприятия, как производительность труда, себестоимость продукции, реализация и прибыль. В процессе дальнейшего анализа необходимо установить причины невыполнения плана по ассортименту товарной продукции. Чаще всего такими причинами являются: выпуск сверх плана менее трудоемкой продукции, недостатки в снабжении необходимыми материалами и полуфабрикатами, организационные неполадки в работе предприятия. После выявления этих причин должны быть разработаны организационно-технические мероприятия по их ликвидации. 

      Исходные  и расчетные данные для анализа  ассортимента приводятся в таблице  1.4. 
 

        Таблица 1.4. – Анализ показателей выполнения плана по ассортименту,                                                                                                                  тыс. руб.

 
  Изделия
 
   План
                             Отчет
   всего в % плану в пределах плана
А 804 814 101,24 804
Б 1206 1010 83,75 1010
В 230 136 59,13 136
Итого 2240 1960 87,50 1960

          

     Из  приведенных данных видно, что предприятие выполнило план выпуска товарной продукции в целом на 87,50%, а по ассортименту на 87,50% (1960/2240*100). Предприятие допустило нарушение ассортимента выпущенной продукции, так как недовыпустило таких изделий как Б на 196 тыс. руб. (1206 – 1010). Невыполнение предприятием плана выпуска продукции по ассортименту заслуживает отрицательной оценки, так как может привести к нарушению нормального хода выполнения плана, недостаточному обеспечению потребителям народного и хозяйства и населения в изделии Б, а так же к снижению выручки, прибыли.

     

    Рис.1.4. - Показатели выполнения плана по ассортименту 
 

    1.3 Анализ выполнения плана по структуре продукции 

      Выполнение  плана по структуре продукции означает сохранение установленных планом соотношений между отдельными ее видами,                                 т. е. равномерное его выполнение. Структурные сдвиги в производстве продукции оказывают существенное влияние на ряд экономических показателей работы предприятия: использование рабочей силы и фонда оплаты труда, себестоимость продукции, рентабельность и другие.

      Себестоимость продукции - стоимостная цена используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, мате риалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

      Рентабельность - показатель экономической эффективности производства на предприятиях, в отраслях и народном хозяйстве в целом. Рассчитывается как отношение прибыли к сумме производственных основных фондов и оборотных средств либо к себестоимости продукции.

      Для исчисления обобщающего показателя, характеризующего выполнение плана по структуре, необходимо плановый выпуск продукции по отдельным изделиям пересчитать (умножить) на общий процент выполнения плана выпуска продукции. Полученные таким путем показатели сопоставляют с отчетными данными. При этом учитывают только фактический выпуск продукции в размере, не превышающем пересчитанные плановые показатели.     Уровень выполнения плана по структуре определяют сравнением суммы продукции, засчитываемой в выполнение плана по структуре, с фактическим выпуском товарной продукции.

      Расчет  степени выполнения плана по структуре  товарной продукции оформляется в таблице 1.5. 
 

        Таблица 1.5. – Показатели выполнения плана по структуре товарной продукции, тыс. руб.

Изделие План Отчет Выполнение  плана в % Выпуск продукции при плановой структуре Засчитывают в  выполнении плана по структуре
А 804 814 101,24 703,5 703,5
Б 1206 1010 83,75 1055,25 1010
В 230 136 59,13 201,25 136
Итого 2240 1960 87,50 1960 1849,5
 

     Из  приведенных данных видно, что предприятие  выполнило план выпуска товарной продукции в целом на 87,50%. Предприятие допустило нарушение ассортимента выпущенной продукции, так как недовыпустило таких изделий как Б на 196 тыс. руб. (1206 – 1010). Коэффициент структуры товарной продукции составил 94,36% (1849,5/1960*100). Невыполнение предприятием плана выпуска продукции по ассортименту заслуживает отрицательной оценки, так как может привести к нарушению нормального хода выполнения плана, недостаточному обеспечению потребителям народного и хозяйства и населения в изделии Б, а так же к снижению выручки, прибыли.

Рис. 1.5. - Показатели выполнения плана по структуре товарной продукции. 

    2 Анализ  выполнения договорных обязательств, качества  продукции и ритмичности производства 

    2.1 Анализ выполнения  договорных обязательств

 

      В условиях рыночных отношений  для  предприятия очень важно соблюдение договорных обязательств. Выполнение договорных обязательств важно не только с точки зрения сиюминутной финансовой выгоды, но также и для поддержания репутации. Партнер с высокой репутацией имеет более прочное положение на рынке.

      При анализе выполнения договорных обязательств рассматриваются только те изделия и соответственно объемы производства, по которым были заключены договоры. Объем производства (в стоимостном выражении) каждого изделия сравнивается с фактически достигнутыми показателями.

Объем производства - результат деятельности предприятия по производству какой-либо продукции и представленных производственных услуг.

 В  случае превышения объема поставок  изделий по сравнению с предусмотренными договорами, в расчет принимается только обусловленная контрактом сумма (т. е. величина превышения не учитывается).

      В задании предполагается, что объем  поставок по договорам соответствует плановым значениям, тогда процент выполнения договорных обязательств (Пд) определяется по следующей формуле: 

             Пд = ТП расч / ТП план * 100  ,                                                          (2.1) 

        где Т.П. расч. – товарная продукция, принимаемая в расчет выполнения    договорных обязательств.

   Результаты анализа оформляются в таблице 2.1. 
 
 

Таблица 2.1. – Анализ выполнения договорных обязательств. 

Изделия Товарный  выпуск продукции, шт. Цена 1 шт., руб. Товарный  выпуск продукции, руб. Принимается в расчет выполнение договорных обязательств
план факт план факт
А 134 126 230 30820 28980 28980
Б 408 506 140 57120 70840 57120
В 218 320 440 95920 140800 95920
Прочая  продукция 98 74 110 10780 8140 8140
Итого х х х 194640 248760 190160

Информация о работе Анализ показателей производства и реализации продукции