Анализ структуры затрат на производство продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление и анализ резервов снижения производственных затрат и себестоимости работ, а также разработка новых способов и методов по совершенствованию управление затратами. На основе детального анализа себестоимости будут предложены мероприятия и резервы снижения производственных затрат и дано их экономическое обоснование.

Содержание

Введение

Глава 1. Учет затрат на производство

1.1. Состав затрат на производство

1.2. Группировки производственных затрат

1.3. Классификация производственных затрат

Глава 2. Анализ структуры затрат на производство продукции

2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2.2.Анализ динамики затрат на производство и реализацию продукции

2.3. Анализ изменения себестоимости и затрат

2.4. Влияние объема производства на себестоимость единицы продукции и
всего выпуска

2.5. Резервы уменьшения финансовых затрат

Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 258.50 Кб (Скачать документ)

факторов: объемные, нормативные, ценовые и  качественные.

      По поводу обьемных факторов роста затрат можно сказать, что с ростом

производства  полные  затраты  предприятия  в  абсолютном   выражении,   как

правило, растут хотя бы потому, что растет  их  переменная  часть.  Снижение

расходов, обратно пропорциональных объему выпуска  (четвертая  категория  из

приведенной выше классификации), не  может  перекрыть  роста  потребности  в

сырье и материалах. Следует отметить, что увеличение себестоимости и  вообще

затрат  при  росте  производства  может  происходить  как  быстрее,  так   и

медленнее выпуска.

      Рост затрат может  происходить  и  по  причине  пересмотра  нормативов

действующих в производстве продукции. Источников роста два:  первый  из  них

связан  с изменением норматива расхода  любых  комплектующих  в  производстве

продукции и легко иллюстрируется на  примере  любого  пищевого  производства

(так,  увеличение  нормы  расхода   шоколада,  фруктов  орехов  в  оформлении

кондитерской  продукции  заметно  повышает  ее   себестоимость).   Надо   ли

говорить, что в изменении  нормативов  расхода  заложен  и  мощный  источник

снижения  затрат предприятия. В некоторых  отраслях поиск возможностей  замены

некоторых  материалов,  видов  сырья  или  комплектующих  на  менее  дорогие

становится  едва ли не видом спорта - например, в  промышленном  производстве

обычной   практикой   является   замена   металлических   деталей    изделий

пластмассовыми, а натуральной кожи - искусственной, если это возможно  и  не

сильно  повлияет на качество и безопасность изделия.  Второй  путь  изменения

затрат - это изменение принципов распределения накладных расходов на  каждую

единицу  выпуска.  Например,  если  основание  распределения  управленческих

расходов  при изменении учетной политики предприятия изменилось (например,  с

численности  персонала  на  объем  потребляемых  подразделением  ресурсов  в

единицу времени), то для одних подразделений это приведет к увеличению  доли

административных  расходов в себестоимости, а для  других — к снижению.

      Даже если выпуск не увеличивается, затраты могут расти в абсолютном  и

относительном выражении. Серьезным  фактором  роста  абсолютных  и  удельных

затрат  является увеличение закупочных цен  на  сырье,  материалы  и  услуги,

требующиеся для  продолжения  производства.  Особенно  заметным  такой  рост

становится  в периоды высокой инфляции. Однако  в  рыночной  экономике  темпы

инфляции по разным группам  товаров  могут  существенно  различаться.  Более

того, в  силу  рыночной  конъюнктуры  цены  на  определенные  виды  сырья  в

отдельные (иногда  довольно  долгие)  периоды  времени  испытывают  падение.

Кроме того, цены на сырье и  материалы,  которые  являются  закупочными  для

покупателя, для поставщика являются продажными и  отражают  его  собственные

особенности  ведения  бизнеса  -  эффективно  ли  производство  и   сбыт   у

поставщика, предпочитает ли он  активную  рыночную  политику  при  невысоких

ценах большим торговым надбавкам при  медленном  торговом  обороте.  Активный

поиск  таких  рыночно-ориентированных   поставщиков   позволит   предприятию

использовать  сырье  с  наилучшим  соотношением  цена/качество   и   снизить

негативное влияние на себестоимость  ценовых  факторов.  Тогда  в  структуре

себестоимости продукции предприятия повышение  цен на отдельные  составляющие

может компенсироваться ее снижением на  другие.  Именно  такую  ситуацию  мы

наблюдали  в  примере,  когда  повышение  одних   переменных   затрат   было

компенсировано  снижением других,  что  привело  к  довольно  незначительному

увеличению  общих затрат на 1 кг готовой продукции.

      Однако, помимо ценовых факторов, на затраты может повлиять и  качество

закупаемых сырья и материалов. Например,  существенной  статьей  затрат  зля

предприятий  бытового  обслуживания  (например,  химчисток  или   прачечных)

являются  моющие средства. Но даже  при  равной  цене  порошки  разных  марок

обладают  неодинаковыми моющими качествами. Попытка же сэкономить на  покупке

более   дешевых   моющих   средств   может   обернуться   для    предприятия

необходимостью  их  сверхнормативного  расхода  для   поддержания   качества

оказываемых  самим  предприятием   услуг.   Для   транспортных   предприятий

использование низкокачественного  бензина  может  привести  к  необходимости

дорогостоящих ремонтов транспортных средств, что  тоже  вместе  со  снижением

переменных  расходов повлечет за  собой  увеличение  расходов  постоянных.  В

отдельных случаях речь может идти даже не о том, что  качество  низкое,  оно

может быть  и  достаточно  высоким,  но  не  соответствующим  тому,  которое

предусмотрено нормативами, по которым рассчитывается  себестоимость.  Именно

такая ситуация имела место в примере: закупочная цена на  яйцо  определяется

по  количеству  (за  десяток  или  коробку),   а   нормы   использования   в

технологическом процессе кондитерского производства предусматривают  весовое

измерение.   Поставки   более   мелких   яиц   привели    к    необходимости

сверхнормативных  затрат.

      Разумеется, при проведении анализа следует  помнить  и  о  соотношении

затрат  на проведение самих аналитических  процедур  и  выгод,  которые  будут

получены  в результате такого анализа.  В  отличие  от  постатейного  анализа

затрат,  который  может  быть  сделан  на  основе  лишь  данных   российской

бухгалтерской  отчетности,  выделение  групп  затрат  по  отношению   к   их

зависимости от объема произведенной продукции - процедура, которая не  может

быть  проведена в рамках лишь бухгалтерских  процедур, поскольку  она  требует

данных  и управленческого учета. 
 

2.4. Влияние  объема производства на себестоимость  единицы продукции и  всего  выпуска 
 

      Суммарные затраты предприятия включают как  переменные  (зависящие  от

объема  производимой  продукции),  так  и  постоянные  (накладные)  затраты.

Алгебраически это можно представить в виде: 

                                TC = zQ + FC 

       где ТС - полные затраты предприятия за определенный период;

       Q -  объем выпущенной  продукции в штуках  или иных  натуральных

  единицах;

      z - переменные затраты на единицу продукции;

      FС - постоянные  затраты предприятия за  данный  период.  При росте

выпуска  и  неизменных  постоянных  затратах  полные  затраты   тоже   будут

увеличиваться. Величина производной покажет нам  скорость этого роста: 

                                dTC / dQ = z 

      т.е. с увеличением выпуска на 1 единицу полные затраты вырастут  на  z

-величину  удельных переменных затрат.

      Однако в реальной  жизни  возможности  расширения  производства  таким

простым путем достаточно ограничены. Если  предприятие  производит  800  или

1000 единиц  продукции в день, то рост выпуска  на 10-20, а то  и  100  единиц

вполне  возможен при тех  же  постоянных  затратах.  А  вот  для  того  чтобы

увеличить выпуск на  40-50%,  уже  придется  привлекать  новых  сотрудников,

проводить расширение  парка  оборудования  или  модернизацию  уже  имеющихся

станков и машин.  То  есть  для  заметного  увеличения  выпуска  потребуется

качественно новый уровень постоянных затрат. При дальнейших  потребностях  в

увеличении  выпуска предприятию  придется,  возможно,  открывать  новый  цех,

производство  или филиал, что потребует существенно  более  высоких  затрат  -

на  качественно  новом   уровне   выпуска   постоянные   затраты   возрастут

непропорционально сильно.

      Понятно, что зависимость между  полными  удельными  затратами  Z.  (на

единицу  продукции)  от  объема  выпуска  Q,  будет  прямо  противоположная.

Величина  удельных переменных затрат Z от объема производства не  зависит,  а

вот доля  постоянных,  приходящихся  на  единицу  выпуска,  с  ростом  этого

выпуска  будет  падать,  причем  в  обратно  пропорциональной   зависимости.

Поскольку полные затраты исчисляются как сумма постоянных  и переменных

затрат, они тоже будут изменяться обратно  пропорционально выпуску. 

                   Z = TC / Q = (zQ + FC) / Q = z + FC /Q 

      Таким образом, при увеличении выпуска  полная  удельная  себестоимость

должна  быстро падать. Однако поскольку, как  мы уже отмечали  выше,  ни  одно

предприятие не может безгранично увеличивать  выпуск в  силу  технологических

ограничений,  при   расширении   производства   кривые   удельных   расходов

(постоянных и полных) выходят на новый уровень.

      Вообще говоря, изменения в структуре и  величине  себестоимости  могут

иметь самое  разное  происхождение.  В  частности,  механизмами  влияния  на

формирование  себестоимости  могут  быть   особенности   учетной   политики,

договорная  практика предприятия в отношениях с поставщиками и  потребителями

Информация о работе Анализ структуры затрат на производство продукции