Анализ в управлении налоговыми платежами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание

Государство призвано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.
В странах, имеющих длительную историю развития рыноч¬ных отношений в экономике, налоговая культура формирова¬лась, вбирая в себя опыт предшествующих столетий. В странах же, где длительное время господствовала плановая экономичес¬кая система, традиции рыночного налогового права в значитель¬ной мере были утрачены.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Анализ в управлении налоговыми платежами..doc

— 405.50 Кб (Скачать документ)
  1. Теоретический базис анализа  налогов и платежей.
 

1.1 Сущность, функции, виды налогов и их классификация.

Государство призвано вносить в экономику  стабилизирующее воздействие, обеспечивая  наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно  должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

В странах, имеющих длительную историю развития рыночных отношений в экономике, налоговая культура формировалась, вбирая в себя опыт предшествующих столетий. В странах же, где длительное время господствовала плановая экономическая система, традиции рыночного налогового права в значительной мере были утрачены. Налоги с предприятий и граждан взыскивались, можно сказать, автоматически, без их непосредственного участия в этом процессе, и поэтому культура добровольной уплаты налогов не имела почвы для возникновения и развития.

С переходом  Беларуси к рыночным преобразованиям  в экономике появились новые формы собственности, новые экономические отношения и новые виды деятельности, в отношении которых поначалу сложно было даже определить подходы, да и сами объекты налогообложения. Возникла необходимость и во внедрении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством - добровольной уплаты налогов в зависимости от величины полученного дохода.

Эволюция  налогообложения насколько сложна и интересна, настолько и важна с точки зрения построения  наиболее эффективных современных налоговых систем. Изучение истории налогов позволяет понять суть и необходимость их уплаты, мощь регулирующего воздействия на общество. Сегодня налоги выступают доминирующим источником государственных доходов и важным инструментом регулирования экономики. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. Создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших проблем любого государства. Налоги служат главным источником пополнения доходов государства, одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику, важным инструментом государственного регулирования. Обычно выделяют несколько функций налогов: фискальная, распределительная и стимулирующая. Первая вытекает из самой сущности налога, который представляет собой обязательный и безвозвратный платеж. Распределительная функция связанна с последующим распределением государством полученных от налогоплательщиков средств. Стимулирующая роль выступает в виде льгот, освобождений и пониженных ставок налогов, предусмотренных с целью снижения налогового бремени для определенных приоритетных сфер экономики.

С помощью  налогов можно стимулировать  либо сдерживать развитие отдельных секторов экономики или видов деятельности, воздействовать на социальную сферу и т.д.

В зависимости  от каналов поступления различают  общегосударственные (республиканские) и местные налоги; виды плательщиков представляют собой обычно две укрупненные группы: юридические лица и граждане (физические лица); по объекту обложения налоги делятся на:  прямые и косвенные.

Прямые  налоги — это платежи в бюджет, которые уменьшают суммы полученных доходов. Прямые налоги направлены на имущественные объекты либо доходы (прибыль) юридических и физических лиц. К прямым налогам относятся: налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, подоходный налог с доходов физических лиц.

В свою очередь прямые налоги делятся на:  реальные и личные.

  • Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения.
  • Личные налоги в мировой практике представлены следующими видами налогов: налог на наследство и дарения, подушный налог, налог на прирост капитала и т.д.

Косвенные налоги - это обязательные платежи, включаемые в цену товара и увеличивающие ее размер. Их называют еще налогами на потребление. Действительно, косвенные налоги выступают в форме надбавки к цене и оплачиваются потребителями при покупке товаров и услуг, и потому не зависят от прибыльности предприятий. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость и др.

Соотношение в доходной части бюджета прямых и косвенных налогов напрямую зависит от уровня развития экономики. В структуре доходов бюджета нашей республике существенно занимают косвенные налоги, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой основным источником поступлений в бюджет являются прямые налоги. Прямые налоги доминируют тогда, когда предприятия и граждане стабильно получают высокие доходы, которые могут стать прочной базой для выполнения фискальных задач.

В Республике Беларусь доля косвенных налогов  занимает около 60%. Однако, с позиции фискального значения косвенные налоги являются стабильным и гарантированным источником поступления в бюджет. Элементы налога — это родовые признаки, отражающие социально-экономическую сущность налога. Характеристика элементов налога отражается в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия организации, порядок исчисления и взимания налогов.

В зависимости  от характера использования   налоги делятся на общие и специальные.

  • Общие налоги направляются в казну и используются для финансирования расходов бюджета без закрепления за  каким-либо определенным  видом расходования.
  • Специальные имеют целевое назначение и закреплены за  каким-либо определенным  видом расходования.

В зависимости  от органа власти, в распоряжение которого поступают налоги, различают:  общегосударственные и местные налоги.

Общегосударственные налоги и сборы имеют фискальное назначение, взимаются правительством и поступают в государственный  бюджет.

Совокупность  налогов и сборов,  взимаемых  в бюджет определена законом  «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год ».

Согласно  вышеназванному закону областным, районным, городским и иным местным властям  дано право устанавливать и взимать  местные налоги и сборы, которые  полностью зачисляются в местные  бюджеты.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что в сфере научных знаний о закономерностях общественного  развития трудно назвать более неоднозначную  и противоречивую систему отношений, чем система налогообложения. 

 

      

    1.2 Роль и задачи анализа в формировании налоговой политики предприятия.

Посредством налогового учета реализуются государственные  задачи наполняемости бюджета. Многие положения актов о взимании налоговых платежей устанавливают такой режим, что получение необходимой информации для расчета требует определенных вычислений, напрямую не вытекающих из конечных данных бухгалтерского учета, построенного на его принципах. Со страниц  печати не сходят дискуссии по налоговому планированию и оптимизации налогообложения, как с теоретической точки зрения, так и применительно к конкретной отрасли и предприятию. Для эффективного планирования и принятия корректных решений руководством Налоговое планирование необходимо руководителю компании (менеджеру или собственнику) для принятия своевременных управленческих решений. Весьма распространенной является ситуация, когда руководитель узнает о сумме налоговых обязательств своей компании лишь к двадцатому числу месяца, следующего за отчетным, т.е. к сроку сдачи налоговой отчетности. При этом повлиять на размер исчисленных налогов законным способом уже не представляется возможным. Нередко возникает ситуация, когда из-за отсутствия должной информации, необходимой для принятия управленческих  решений, оборотными средствами предприятия финансируется бюджет, налоги переплачиваются, «вымываются» оборотные средства предприятия. Чтобы правильно сформировать  налоговую политику на предприятии необходимо проанализировать  результаты деятельности за прошлые периоды и организовать их рациональную уплату в будущем исходя из результатов проведенного анализа. Именно  является основной задачей анализа налогов.

    Задачами  анализа налогового учета являются:

1. Оценить и сформировать полную и достоверную информацию о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской и налоговой отчетности. Анализ налогового учета позволяет сохранить основные принципы бухгалтерского учета, обеспечить выполнение его основных задач, прекратить искажение данных о реальном финансовом состоянии предприятия в угоду фискальной политике государства.

  1. Контроль за налоговым учетом. Так, предприятие должно относить на себестоимость продукции все расходы и затраты, связанные с ее производством и реализацией. Данные о себестоимости продукции формируются через ведение бухгалтерского учета. Однако государство, исходя из своих фискальных интересов и налоговой политики в определенные периоды, через налоговый учет может ограничивать предельные размеры тех или иных расходов, включаемых в себестоимость для целей налогообложения, либо переносить их в следующие налоговые периоды.

Современное налогообложение представляет собой  достаточно сложный процесс расчета соответствующих налоговых показателей, таких как объект налогообложения, налогооблагаемая база, льготы и т.д.

При помощи анализа можно выявить наиболее эффективный метод налогообложения, при котором прибыль от деятельности будет наибольшей.

3. Задача по информационному обеспечению налогоисчислительного процесса. Информация  об объекте  налогообложения и элементах налогового учета подлежит систематизации и накоплению в расчетных регистрах и разрезе каждого налога. Посредством ведения расчетных корректировок данных бухгалтерского  учета и получении иной информации об объекте налогообложения  определяется  размер налоговой базы и налогового бремени предприятия.

4.Непрерывность  отражения  в хронологическом  порядке объектов учета для  целей анализа налогообложения   и формирование определенных выводов на основе накопленных данных.[27,с.10-14]

Таким образом,   анализ налогов помогает сформировать полную и достоверную  информацию  о фактическом состоянии  и движении капитала предприятия, его  финансовом состоянии и производственном потенциале. 

1.3 Методический инструментарий анализа налоговых платежей.

Актуальным  вопросом анализа хозяйственной  деятельности является изучение и оценка системы налогообложения предприятия. Предпосылкой выделения анализа  налогообложения в отдельный  блок финансового анализа явилось выделение   в учетной работе предприятий бухгалтерского учета для целей налогообложения.

Анализ  налогообложения  - это процесс  комплексного  изучения и оценки системы налогообложения  субъектов  предпринимательства с целью  выявления возможностей оптимизации налогового бремени.

Исходя  из этого, анализ налогообложения субъекта хозяйствования  является система  обязательных  платежей, уплачиваемых предприятием.

Анализ  налогообложения позволяет: с одной  стороны,  изучить систему налогообложения  субъектов  предпринимательства, с другой  стороны, измерить влияние  налогообложения на результаты хозяйственной деятельности  предприятия.

Анализ  налогообложения целесообразно  начинать с  изучения  информационно-пространственного  поля. Информационно – пространственное  налоговое поле  образуется совокупностью отношений в сфере исчисления, уплаты, сбора и распределения   обязательных платежей. Исходя из этого  на данном этапе анализа важно:

1.Правильно  определить объект налогообложения;

2.Правиль  определить налогооблагаемую базу и ее составляющие элементы;

3.Установиь  случаи и причины занижения  объектов налогообложения;

4.Определить  экономические санкции, потери  и убытки для предприятия за  счет этого;

5.Установить  виновных лиц, допустивших искажения  налогооблагаемых баз;

6.Правильно  установить источники уплаты  обязательных платежей;

7.Правильно  отразить налоги и другие  обязательные  платежи в бухгалтерском и  налоговом учете;

8.Изучить  срок и порядок уплаты обязательных  платежей;

9.Установить  случаи, причины, виновников, допустивших несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет;

10.Определить  финансовые санкции за несвоевременность  расчетов с бюджетом;

11.Разработать  меры по улучшению расчетно-платежной  дисциплины, другой экономической работы по налогам и другим обязательным платежам. 

Информация о работе Анализ в управлении налоговыми платежами