Основы аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:22, курс лекций

Описание

В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» раскрыты основные понятия, используемые в аудиторской деятельности. Это позволяет прежде всего снизить риск искажений сущности аудиторской деятельности в подзаконных актах различных государственных органов. Кроме того, законодательное закрепление основных понятий в аудите необходимо для выработки терминологии российского аудита. Вместе с тем в ст. 1 закона дается понятие аудиторской деятельности, фактически равнозначное понятию «аудит».

Содержание

Тема 1. Понятие, цели и организация аудиторской деятельности
Тема 2. Правовые основы аудиторской деятельности
Тема 3. Виды аудиторских услуг
Тема 4. Источники информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта при осуществлении аудиторской проверки
Тема 5. Методология аудита и аудиторские стандарты
Тема 6. Аттестация аудиторов. Лицензирование аудиторской деятельности
Тема 7. Планирование аудиторской проверки
Тема 8. Порядок проведения аудиторской проверки
Тема 9. Оценка аудитором результатов аудиторской проверки
Тема 10. Особенности проведения аудита и сопутствующих услуг при использовании современных информационных технологий

Работа состоит из  1 файл

Основы аудита.doc

— 357.50 Кб (Скачать документ)

1.1.       Фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя.

1.2.       Наименования, организационно-правовой формы и места нахождения — для юридического лица.

2.       Копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика.

3.       Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рас­смотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии.

4.       Копию свидетельства о государственной регистрации гражда­нина в качестве индивидуального предпринимателя.

5.       Копию учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юри­дического лица.

6.       Копию всех имеющихся у соискателя лицензии квалификаци­онных аттестатов аудитора.

7.       Сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей органи­зации, их заместителей и состоящих в штате организации аттесто­ванных аудиторов — при наличии в штате организации только по­стоянно проживающих на территории РФ граждан РФ.

8.       Сведения о фамилии, имени, отчестве, занимаемой должности, гражданстве и стране постоянного проживания руководителей орга­низации, их заместителей, аттестованных аудиторов и иных штатных работников организации — при наличии в штате организации ино­странных граждан и (или) не проживающих постоянно на террито­рии РФ граждан РФ.

Если копии указанных в настоящем пункте документов не заве­рены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об от­казе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.

С целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий лицензирующий орган проводит проверки их деятельности.

5. Кто, на Ваш взгляд, имеет право лишить аудиторскую организацию или индивидуального аудитора лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью?

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской дея­тельности» предусмотрена ответственность индивидуальных аудито­ров или аудиторских организаций в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности в следующих случаях.

1.       За составление заведомо ложного аудиторского заключения (ст. 11). Для лица, подписавшего такое заключение, предусмотрена также ответственность в виде аннулирования квалификационного аттестата аудитора и привлечения его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

2.       За уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации (ст. 14 п. 3).

3.       За систематическое нарушение требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской дея­тельности (статья 14 п. 4).

Согласно ст. 20 Федерального закона «Об аудиторской деятель­ности» аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право ходатайствовать перед Уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов.

При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора, данная аудиторская организация или индивидуальный аудитор исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудитор­ских объединений, членами которых они состоят, без права повтор­ного вступления как в эти аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный Уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской  организации или данного индивидуального аудитора.

Тема 7. Планирование аудиторской проверки

Планирование аудита должно обеспечивать получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета, отчетности и эффективности внутреннего контроля; определение содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.

Планирование включает разработку графиков; определение сроков и обсуждение их с клиентом; проведение инструктажа с аудиторами; организацию связей с подразделениями клиента; обсуждение стратегии и подготовки к аудиту с клиентом.

Планирование аудита должно проводиться в соответствии не только с общими принципами аудита, но и с частными:

комплексности;

непрерывности;

оптимальности.

Во время проведения аудита план может быть пересмотрен. Поэтому при планировании аудита аудиторской фирме следует выделить следующие основные этапы:

предварительное планирование аудита;

подготовка и составление общего плана аудита;

подготовка и составление программы аудита.

1. Раскройте сущность принципа оптимальности планирования.

Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита» (утверждено По­становлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №696). По­ложения стандарта применяются в первую очередь к проверкам, которые аудиторская организация проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской про­верки в течение первого года аудитору требуется расширить про­цесс планирования, включив в него другие вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).

Планирование, будучи начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке; аудиторской организацией общего плана ау­дита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведе­ния аудита; аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Планируя порядок проведения аудита аудиторская организация должна руководствоваться как общими, так и частными принципа­ми проведения аудита, а именно: комплексности; непрерывности; оптимальности.

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита. Принцип непрерывности выра­жается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на от­дельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним органи­зациям). При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта" аудиторской организации в течение года следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вари­антность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

При планировании аудита аудиторской организации следует выделять основные era этапы: предварительный; подготовка и состав-пение общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита.

2. В чем, на Ваш взгляд, состоит суть предварительного планирования аудита?

На этапе предварительного планирования аудитор должен полу­чить информацию о:

       внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;

       внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятель­ность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями;

       организационно-управленческой структуре  экономического субъекта;

       видах деятельности;

       структуре капитала и курсе акций;

       технологических особенностях;

       уровне рентабельности;

       основных контрагентах экономического субъекта;

       порядке распределения прибыли, остающейся в распоряже­нии экономического субъекта;

       существовании дочерних и зависимых организаций;

       системе внутреннего контроля;

       принципах формирования оплаты труда персонала.

Основными источниками информации об экономическом субъ­екте служат:

       устав экономического субъекта;

       документы о регистрации экономического субъекта;

       протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собра­ний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;

       документы, регламентирующие учетную политику;

       бухгалтерская и статистическая отчетность;

       документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);

       контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;

       отчеты аудиторов, консультантов;

       внутрифирменные инструкции;

       материалы налоговых проверок;

       материалы судебных и арбитражных исков;

       документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;

       сведения, полученные из бесед с руководством и исполни­тельным персоналом экономического субъекта;

       информация, полученная при осмотре экономического субъ­екта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская органи­зация оценивает возможность проведения аудита.

Считая проведение аудита возможным, аудиторская организа­ция готовит письмо-обязательство о согласии на проведение аудита) и отсылает его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и с эко­номическим субъектом заключается договор.

Когда аудиторская организация не считает возможным проведе­ние аудита, в адрес экономического субъекта посылается отказ его проведения.

3. Раскройте сущность подготовки и составления общего плана аудита.

Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организа­ции следует варьировать в зависимости от объема и сложности дан­ных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутрен­него контроля, действующей у экономического субъекта, и произ­водит оценку самой системы внутреннего контроля. Система внут­реннего контроля эффективна, если своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет ее. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудитор­ская организация должна собрать достаточное количество аудитор­ских доказательств. Если аудиторская организация решает поло­житься на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достовер­ности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим об­разом скорректировать объем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень суще­ственности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтер­скую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, ауди­торская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгал­терской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчет­ности независимо от аудита экономического субъекта. С учетом установленных рисков и уровня существенности аудиторская орга­низация выявляет значимые для аудита области и планирует необ­ходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возник­нуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учет­ной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Аудиторская организация, если сочтет целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана. При этом она независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соот­ветствии с данным общим планом.

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально доку­ментировать, поскольку они служат основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

Информация о работе Основы аудита