Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:22, курс лекций
В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» раскрыты основные понятия, используемые в аудиторской деятельности. Это позволяет прежде всего снизить риск искажений сущности аудиторской деятельности в подзаконных актах различных государственных органов. Кроме того, законодательное закрепление основных понятий в аудите необходимо для выработки терминологии российского аудита. Вместе с тем в ст. 1 закона дается понятие аудиторской деятельности, фактически равнозначное понятию «аудит».
Тема 1. Понятие, цели и организация аудиторской деятельности
Тема 2. Правовые основы аудиторской деятельности
Тема 3. Виды аудиторских услуг
Тема 4. Источники информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта при осуществлении аудиторской проверки
Тема 5. Методология аудита и аудиторские стандарты
Тема 6. Аттестация аудиторов. Лицензирование аудиторской деятельности
Тема 7. Планирование аудиторской проверки
Тема 8. Порядок проведения аудиторской проверки
Тема 9. Оценка аудитором результатов аудиторской проверки
Тема 10. Особенности проведения аудита и сопутствующих услуг при использовании современных информационных технологий
1.1. Фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя.
1.2. Наименования, организационно-правовой формы и места нахождения — для юридического лица.
2. Копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика.
3. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии.
4. Копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
5. Копию учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица.
6. Копию всех имеющихся у соискателя лицензии квалификационных аттестатов аудитора.
7. Сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей организации, их заместителей и состоящих в штате организации аттестованных аудиторов — при наличии в штате организации только постоянно проживающих на территории РФ граждан РФ.
8. Сведения о фамилии, имени, отчестве, занимаемой должности, гражданстве и стране постоянного проживания руководителей организации, их заместителей, аттестованных аудиторов и иных штатных работников организации — при наличии в штате организации иностранных граждан и (или) не проживающих постоянно на территории РФ граждан РФ.
Если копии указанных в настоящем пункте документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.
С целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий лицензирующий орган проводит проверки их деятельности.
5. Кто, на Ваш взгляд, имеет право лишить аудиторскую организацию или индивидуального аудитора лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью?
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» предусмотрена ответственность индивидуальных аудиторов или аудиторских организаций в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности в следующих случаях.
1. За составление заведомо ложного аудиторского заключения (ст. 11). Для лица, подписавшего такое заключение, предусмотрена также ответственность в виде аннулирования квалификационного аттестата аудитора и привлечения его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
2. За уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации (ст. 14 п. 3).
3. За систематическое нарушение требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (статья 14 п. 4).
Согласно ст. 20 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право ходатайствовать перед Уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов.
При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора, данная аудиторская организация или индивидуальный аудитор исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами которых они состоят, без права повторного вступления как в эти аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный Уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или данного индивидуального аудитора.
Тема 7. Планирование аудиторской проверки
Планирование аудита должно обеспечивать получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета, отчетности и эффективности внутреннего контроля; определение содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.
Планирование включает разработку графиков; определение сроков и обсуждение их с клиентом; проведение инструктажа с аудиторами; организацию связей с подразделениями клиента; обсуждение стратегии и подготовки к аудиту с клиентом.
Планирование аудита должно проводиться в соответствии не только с общими принципами аудита, но и с частными:
комплексности;
непрерывности;
оптимальности.
Во время проведения аудита план может быть пересмотрен. Поэтому при планировании аудита аудиторской фирме следует выделить следующие основные этапы:
предварительное планирование аудита;
подготовка и составление общего плана аудита;
подготовка и составление программы аудита.
1. Раскройте сущность принципа оптимальности планирования.
Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №696). Положения стандарта применяются в первую очередь к проверкам, которые аудиторская организация проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него другие вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).
Планирование, будучи начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке; аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита; аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Планируя порядок проведения аудита аудиторская организация должна руководствоваться как общими, так и частными принципами проведения аудита, а именно: комплексности; непрерывности; оптимальности.
Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита. Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта" аудиторской организации в течение года следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.
Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
При планировании аудита аудиторской организации следует выделять основные era этапы: предварительный; подготовка и состав-пение общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита.
2. В чем, на Ваш взгляд, состоит суть предварительного планирования аудита?
На этапе предварительного планирования аудитор должен получить информацию о:
внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями;
организационно-управленческой структуре экономического субъекта;
видах деятельности;
структуре капитала и курсе акций;
технологических особенностях;
уровне рентабельности;
основных контрагентах экономического субъекта;
порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта;
существовании дочерних и зависимых организаций;
системе внутреннего контроля;
принципах формирования оплаты труда персонала.
Основными источниками информации об экономическом субъекте служат:
устав экономического субъекта;
документы о регистрации экономического субъекта;
протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
документы, регламентирующие учетную политику;
бухгалтерская и статистическая отчетность;
документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
отчеты аудиторов, консультантов;
внутрифирменные инструкции;
материалы налоговых проверок;
материалы судебных и арбитражных исков;
документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.
На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.
Считая проведение аудита возможным, аудиторская организация готовит письмо-обязательство о согласии на проведение аудита) и отсылает его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и с экономическим субъектом заключается договор.
Когда аудиторская организация не считает возможным проведение аудита, в адрес экономического субъекта посылается отказ его проведения.
3. Раскройте сущность подготовки и составления общего плана аудита.
Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.
Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку самой системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля эффективна, если своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет ее. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.
При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С учетом установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.
Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур.
Аудиторская организация, если сочтет целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана. При этом она независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом.
Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, поскольку они служат основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.