Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 09:22, курс лекций
В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» раскрыты основные понятия, используемые в аудиторской деятельности. Это позволяет прежде всего снизить риск искажений сущности аудиторской деятельности в подзаконных актах различных государственных органов. Кроме того, законодательное закрепление основных понятий в аудите необходимо для выработки терминологии российского аудита. Вместе с тем в ст. 1 закона дается понятие аудиторской деятельности, фактически равнозначное понятию «аудит».
Тема 1. Понятие, цели и организация аудиторской деятельности
Тема 2. Правовые основы аудиторской деятельности
Тема 3. Виды аудиторских услуг
Тема 4. Источники информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта при осуществлении аудиторской проверки
Тема 5. Методология аудита и аудиторские стандарты
Тема 6. Аттестация аудиторов. Лицензирование аудиторской деятельности
Тема 7. Планирование аудиторской проверки
Тема 8. Порядок проведения аудиторской проверки
Тема 9. Оценка аудитором результатов аудиторской проверки
Тема 10. Особенности проведения аудита и сопутствующих услуг при использовании современных информационных технологий
Аудиторская организация ответственна за:
выражение объективного и обоснованного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, представленного в письменном виде в аудиторском заключении и (или) отчете руководству проверяемого экономического субъекта;
правильность и полноту данных, отраженных в заключении и (или) отчете аудитора, о выявленных им существенных искажениях бухгалтерской отчетности;
несоблюдение конфиденциальности коммерческой информации экономического субъекта, выразившееся в разглашении сведений о выявленных искажениях бухгалтерской отчетности третьим лицам (за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством).
Персонал проверяемого экономического субъекта, в том числе его руководство, несет ответственность за:
возникновение преднамеренных и непреднамеренных искажений бухгалтерской отчетности;
непринятие мер по предупреждению возникновения подобных искажений;
неустранение или несвоевременное их устранение.
3. Какие документы должен составить аудитор на заключительной стадии проверки?
4. Каким лицам может быть передана письменная информация?
Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации должны подготовить и предоставить проверяемому экономическому субъекту письменный отчет по результатам проведения аудита. По ходу осуществления аудита аудиторские организации могут готовить и передавать в устном или письменном виде промежуточную информацию. Данные, содержащиеся в письменном отчете аудитора, необходимы руководству проверяемого экономического субъекта для того, чтобы иметь представление о тех недостатках в учетных записях, бухгалтерских регистрах и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности.
Кроме того, в письменном отчете содержатся конструктивные предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.
При инициативном аудите аудиторские организации также обязаны готовить и предоставлять экономическим субъектам письменный отчет в случаях, когда:
1) договором на осуществление инициативного аудита по итогам аудита предусматривается подготовка заключения аудитора;
2) договором на осуществление инициативного аудита предусматривается не подготовка заключения аудитора, а подготовка письменной информации аудитора.
Аудиторская организация обязана указать в письменном отчете аудитора все связанные с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта ошибки и искажения, которые оказывают или могут сказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности. Кроме того, в письменном отчете аудитора может быть приведена любая информация, касающаяся проведённого аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которую аудитор сочтет целесообразной. Письменный отчет аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках, поскольку в нём указаны лишь те, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.
Письменный отчет аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю и (или) собственнику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки. Письменный отчет — конфиденциальный Документ и может быть передан только лицу, подписавшему договор (контракт письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг; лицу, прямо указанному в качестве получателя письменного отчета аудитора в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг; любому другому лицу в случае письменного указания на то в адрес аудиторской организации лица, подписавшего договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг. Отдельные вопросы письменного отчета аудитора могут обсуждаться в устной форме или в порядке обмена письмами с сотрудниками экономического субъекта в ходе его проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности этих сотрудников.
Тема 10. Особенности проведения аудита и сопутствующих услуг при использовании современных информационных технологий
Наиболее распространены в практике аудиторской деятельности следующие услуги: ведение и восстановление бухгалтерского учета, анализ финансового состояния экономического субъекта, анализ деятельности администрации с точки зрения оптимальности принимаемых решений, консультационные услуги в области законодательства, организация бухгалтерского и налогового учета, автоматизация системы управления и т.д.
При выполнении такого рода услуг аудитор может и должен использовать средства вычислительной техники и информационные технологии.
1. Какие правила (стандарты) посвящены вопросам компьютеризации аудиторской деятельности?
Использование персональных компьютеров и современных информационных технологий в аудиторской деятельности регулируется стандартами аудита.
В составе международных стандартов аудита (МСА) шесть стандартов посвящены компьютерной тематике. В версии российских правил (стандартов) эти проблемы нашли отражение в трех стандартах, являющихся аналогами МСА. Перечень таких стандартов приведен в таблице.
Стандарты по компьютеризации аудиторской деятельности
Международные стандарты аудита | Российские правила стандарты) | |||
№п/п | Числовое обозначение | Наименование | Наименование | Год издания |
1 | 401 | Аудит в среде компьютерных информационных систем | Аудит в условиях компьютерной обработки данных | 1998 |
2 | 1009 | Методы аудита с помощью компьютеров | Проведение аудита с помощью компьютеров | 2000 |
3 | 1008 | Оценка рисков и система внутреннего контроля — характеристики КИС и связанные с ними вопросы | Оценки риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем | 2000 |
4 | 1001 | Среда ИТ — автономные персональные компьютеры | Не разработан |
|
5 | 1002 | Среда ИТ — онлайновые компьютерные системы | Не разработан |
|
6 | 1003 | Среда ИТ — системы баз данных | Не разработан |
|
Созданные российские правила (стандарты) отличаются от стандартов МСА. Во-первых, они ориентированы на более прогрессивные подходы компьютеризации, поскольку созданы значительно позже международных стандартов; во-вторых, они учитывают специфику российского бухгалтерского учета и аудита, правового обеспечения и налогообложения; в-третьих, стандарты содержат необходимые ссылки на ранее созданные правила (стандарты), что указывает на преемственность основных принципов и методов аудита, а также на то, что эти стандарты ориентированы на более эффективное достижение цели аудита и описание особенностей реализации основных принципов и методов аудита в современных условиях. Так, все российские правила (стандарты) по компьютеризации взаимосвязаны с федеральными стандартами «Планирование аудита», «Аудиторские доказательства». Первые два стандарта — с российскими правилами (стандартами) «Использование работы эксперта», а третий стандарт дополняет федеральное правило (стандарт) «Существенность в аудите» и российское правило (стандарт) «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита».
На современном этапе использование компьютеров и современных информационных технологий характерно как для аудируемых лиц, так и для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
2. Каковы признаки среды компьютерной обработки данных?
Однако само по себе наличие персональных компьютеров не является достаточным компонентом компьютерного аудита. Важно, чтобы у экономического субъекта были автоматизированы работы по внутреннему контролю, бухгалтерскому учету и другим процессам управления. В первом стандарте для этого введено понятие «Компьютерная обработка данных (КОД)».
Что касается аудиторской организации, то здесь компьютеры могут использоваться не только для автоматизации управленческих работ аудиторской организации, но и для проведения аудита у экономических субъектов. При этом понятие «использование компьютеров для проведения аудита» весьма общее и может включать следующие направления использования.
3. Дайте характеристику основных направлений использования компьютеров при аудите.
Выполнение несложных расчетов, печать типовых форм аудиторских документов, опросных листов, анкет.
Использование нормативно-правовой справочной базы в электронном виде (системы типа «Гарант», «Кодекс», «Консультант»).
Комплексная проверка всех разделов и счетов бухгалтере учета, работы персонала, проведение экономического анализа.
Проверка отдельных участков учета: расчетов по основным средствам, производственным запасам.
Все это позволяет создать комплексную систему автоматизации аудиторской деятельности.
Аудиторская деятельность включает основные три компоненты информационной системы:
информацию как предмет и продукт труда;
средства, методы и способы переработки информации;
персонал, который реализует информационный процесс.
Для создания системы автоматизации аудиторской деятельности (СААД) или отдельных процедур аудита необходимы следующие предпосылки:
• высокий уровень развития средств вычислительной техники, средств коммуникации и информационных технологий торой возможен с применением компьютера;
• математические методы экономического анализа. Существующий математический аппарат анализа финансово-хозяйственного состояния экономического субъекта позволяет разработать и реализовать автоматизированные системы анализа;
• высокоразвитые информационно-справочные системы. Компьютер позволяет получить любые необходимые справки в области законодательства, нормативных актов и использовать их содержание при обосновании аудиторских выводов и формировании аудиторской документации;
• удобные системы для работы с различными редактируемыми текстами. Применение этих систем помогает аудитору в формировании Соответствующие задачи аудиторской деятельности отражаются в функциональной структуре СААД, а ее работа, выполнение предусмотренных задач связана с наличием информационного, технического, математического, программного, технологического, организационного, правового, эргономического обеспечения.
4. Каковы основные принципы проведения аудита с применением компьютеров?
Рассмотрим содержание основных этапов проведения аудиторской проверки и возможности применения компьютера в процессе проверки.
I этап — ознакомление с особенностями экономического субъекта,
проводимое в соответствии с российским правилом (стандартом) «Понимание деятельности экономического субъекта», может быть выполнено только путем просмотра документов, описывающих основные виды деятельности, организационную и производственную структуру, регистрационных и лицензионных документов. Если такая информация содержится в базе данных автоматизированной системы бухгалтерского учета (АСБУ) в доступной аудитору электронной форме, то последний может переносить в формируемый отчет фрагменты документации в режиме редактирования.
II этап — анализ особенностей бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с российским правилом (стандартом) «Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Объектами анализа являются: утвержденная учетная политика, рабочий план счетов, состав учитываемых хозяйственных операций и их отражение в виде проводок, состав бухгалтерских регистров, отражающих количественно-суммовой, аналитический и синтетический учет.
Анализ рабочего плана счетов и системы аналитического учета сводится к просмотру на экране или распечатанного рабочего счетов (РПС).
Организацию аналитического учета по каждому синтетическому счету, реализованную в АСБУ, можно выяснить, познакомившись с содержанием бухгалтерских регистров по счетам.
Для анализа правомерности применения синтетического или аналитического счета для учета хозяйственных операций в базе СААД необходим файл, содержащий нормативный план счетов
(НПС) со следующей структурой: синтетический счет, субсчет, аналитические счета, объект учета.
Для автоматического выявления некорректных проводок в базе данных СААД обязательно должен быть файл-список типовых бухгалтерских проводок, запись которого отражает следующие данные: счет дебетуемый, счет кредитуемый, хозяйственная операция, документ-основание, учитываемая сумма.
На основании данных ЖБП и данных файла типовых бухгалтерских проводок автоматически делается отметка о некорректности проводки, если такая корреспонденция отсутствует в файле типовых бухгалтерских проводок.
Анализ на корректность бухгалтерских проводок можно проводить как по всем, так и по отдельным счетам бухгалтерского учета.
Анализ регистров бухгалтерского учета аудитор начинает с просмотра состава предлагаемых АСБУ бухгалтерских регистров. Регистры аналитического и синтетического учета имеют форму, общую для всех используемых счетов. Регистры количественно-суммового
учета каждого отдельного участка имеют свою специфику и, как правило, содержат исчерпывающую информацию о каждом отдельном объекте учета.
III этап — анализ системы внутреннего контроля (СВК) проводится аудитором в соответствии с российскими правилами (стандартами) «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Оценка риска и внутренний контроль», «Xaрактеристика и учет среды компьютерной и информационной систем» для определения допустимого аудиторского риска. Допустимый аудиторский риск зависит от результатов оценки внутрихозяйственного риска системы бухгалтерского учета и риска СВК экономического субъекта. Аудитор оценивает СВК по следующим направлениям: деятельность персонала по обработке первичной документации и формированию журнала бухгалтерских проводок; формирование регистров бухгалтерского учета; использование и приведение в соответствие данных участков учета в сводном учете; формирование финансовых результатов и расчет налогов; формирование бухгалтерской отчетности.
Оценка контроля за деятельностью персонала по обработке первичной документации и формированию журнала бухгалтерских проводок является наиболее ответственной и трудоемкой частью знакомства с системой бухгалтерского учета. ЖБП содержит информацию обо всех хозяйственных операциях, включая формирование финансовых результатов, начисление и перечисление сумм налогов. Только после того, как аудитор получит достаточные основания считать достоверной информацию ЖБП в части отражения всех хозяйственных операций, т.е. даст высокую оценку СВК с данной точки зрения, он приступает к проверке расчета финансовых результатов, начисляемых сумм налогов и правильности заполнения отчетных форм. Если СВК не удовлетворит аудитора, то процесс анализа содержания ЖБП существенно усложнится и потребуется работа большого объема с первичными документами.