Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:26, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является раскрытие основных аспектов анализа оборотных активов на предприятии и разработка рекомендаций по повышению эффективности управления ими.
Основные задачи работы:
- рассмотреть теоретические аспекты оценки использования оборотных активов, в частности, сущность, состав, законодательная база и методика анализа эффективности использования оборотных активов предприятия;
- дать общую характеристику ООО «Пермдизельаппаратура»;
- проанализировать состав и структуру средств предприятия и источников их формирования;
- рассчитать и проанализировать показатели ликвидности и финансовой устойчивости;
- провести детальный анализ использования оборотных активов предприятия на основе данных бухгалтерской отчетности ООО «Пермдизельаппаратура» за 2009 – 2011 гг.;
- разработать мероприятия, направленные на совершенствование управления оборотными активами предприятия.
Кроме прочих мер достижение оптимальных экономических показателей может быть достигнуто за счёт:
- снижения затрат, связанных с созданием и хранением запасов;
- сокращения времени поставок;
- более четкого соблюдения сроков поставки;
- увеличения гибкости производства, его приспособленности к условиям рынка;
- повышения качества материалов;
- увеличения производительности труда.
Несмотря на значительные, порой непредсказуемые колебания факторов внешней среды необходимо иметь проработанную систему управления запасами если не по всем, то хотя бы по основным номенклатурным позициям материалов и комплектующих.
В ООО «Пермдизельаппаратура» предлагается нормировать и управлять не только материальными, но и нематериальными (ненормируемыми) оборотными активами. Сегодня финансовый топ-менеджер должен иметь данные по всей структуре оборотных средств. При определении специфицированной нормы следует учитывать все нормообразующие факторы, определяющие условия формирования производственного запаса нормируемой марки материального ресурса.
Определяемые специфицированные нормы производственных запасов и оборотных средств необходимо увязывать между собой, их следует рассчитывать на единой методологической основе в один прием.
Следует определить неоднозначную величину специфицированных норм производственных запасов, а ее функцию в зависимости от уровня надежности обеспечения производственными запасами, что позволит установить нормы в условиях недостатка собственных оборотных средств.
Требуется определить и установить нормы оборотных средств и запасов всем службам ООО "Пермдизельаппаратура". Это позволит преодолеть извечный конфликт интересов различных служб предприятия.
В целях эффективного процесса управления запасами необходимо синтезировать все имеющиеся методические подходы, которые должны взаимно дополнять друг друга, обеспечивая при этом не только комплексный, последовательный, но и гибкий механизм формирования, оптимизации и восполнения объема оборотных активов.
Наряду с запасами особое внимание целесообразно уделить мероприятиям по совершенствованию управления дебиторской задолженностью предприятия.
Средства, поступающие от дебиторов, являются одними из основных источников поступления средств. Несвоевременная оплата покупателями своих обязательств приводит к дефициту денежных средств, увеличивает потребность организации в оборотных средствах на финансирование текущей деятельности, ухудшает финансовое состояние. Это, в свою очередь, приводит к необходимости изменения отношений между организацией и покупателями, вырабатывать рациональную политику предоставления кредитов и инкассации.
Основные мероприятия по улучшению расчетов с дебиторами:
- осуществлять своевременно и объективно контроль над оборачиваемостью средств организации в расчетах - ускорение оборачиваемости в динамике - положительная тенденция;
- объективно подходить к формированию портфеля заказов и условий оплаты товаров.
Для уменьшения риска невозврата дебиторской задолженности необходимо расширять круг потенциальных покупателей продукции организации. При выборе партнеров необходимо оценивать их деловую репутацию: платежной дисциплины их в прошлом, прогнозных финансовых возможностей по оплате запрашиваемого им объема продукции, уровня текущей платежеспособности, финансовой устойчивости и т.п. При заключении договоров целесообразно разрабатывать и использовать системы договоров с гибкими условиями относительно сроков и форм оплаты. При оплате в кредит использовать современные схемы расчета с заказчиками. Например, схемы типа "2/10, полная 30" означают: заказчик получает 2% скидки, если оплачивает выполнение работ в течение первых 10 дней с начала периода кредитования. В случае оплаты счетов в период с 11 дня по 30 день кредита заказчик оплачивает полностью стоимость выполненных работ; в случае неуплаты в кредитный период выплачивает штраф, величина которого зависит от момента оплаты. В случае просрочки платежа на 20 дней размером 20 000 тыс. руб. и ставкой 10% дебитор должен будет выплатить штраф, равный 109 589 тыс. руб.
Штраф = 10% Ч 20 000 тыс. руб. Ч 20 дней / 365 дней = 109 589 тыс. руб.
При разработке гибких систем расчетов необходимо оценивать влияние скидок на финансовые результаты деятельности организации.
Скидки в контрактах целесообразно предоставлять в случаях, если:
- скидки приводят к увеличению объема продаж и более высокой прибыли;
- организация испытывает дефицит денежных средств, но возможен их приток в перспективе;
- размер дебиторской задолженности организации должен быть меньше, чем кредиторская задолженность организации.
Целесообразно проводить оценку реальной дебиторской задолженности, то есть систематически контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям, что позволит уменьшить риск невозврата дебиторской задолженности, своевременно определить потребность в дополнительных ресурсах для покрытия дебиторской задолженности.
Необходимо следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, чтобы кредиторская задолженность превышала дебиторскую, так как значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансового состояния предприятия, приводит к необходимости привлечения дополнительных источников финансирования. В этом случае необходимо использовать кредит или факторинговые услуги.
Факторинг - это финансовый инструмент - прямая продажа дебиторской задолженности банку или финансовой компании. Использование факторинга позволяет достаточно быстро получить денежные средства, избежать ухудшения отношений с покупателями. Наряду с этим следует помнить, что использование факторинга связано с высокими издержками по договору, увеличением кредитных рисков.
На операцию открытого факторинга с правом регресса рекомендуется передать половину дебиторской задолженности ООО "Пермдизельаппаратура", составляющую 1881 тыс. руб. Данную операцию совершим с участием коллекторского агентства «Югорское».
Рассчитаем сумму полученных средств от уступленной задолженности по данному виду факторинга с отсрочкой платежа на 90 дней. Объем уступленной дебиторской задолженности составляет 1881 тыс. руб., процент финансирования - 90%. В факторинговую операцию включаются:
- плата за открытие счета - 150 руб.;
- плата за подтверждение истории клиента по факторингу - 100 руб.;
- комиссия за обработку одного уступленного требования - 500 руб.
Общая стоимость обработки накладных:
150+100+500 = 750 руб.
- комиссия за факторинговое обслуживание 3% от суммы поставки:
1881 * 3% = 56,43 тыс. руб.
- комиссия за финансирование составляет 0,1% в день от суммы финансирования:
0,1% * 90 = 9%,
1881 * 9% = 169,29 тыс. руб.
Общая сумма за управление дебиторской задолженностью, использование денежных средств и обработку накладных составит:
0,750+56,43+169,29 = 226,47 тыс. руб.
Сумма с учетом НДС:
226,47*1,18=267,23 тыс. руб.
Таким образом, 1613,77 тыс. руб. предприятие получит от использования факторинговой операции.
При быстрой оборачиваемости дебиторской задолженности и медленной оборачиваемости кредиторской задолженности последняя полностью покрывает кредиторскую задолженность и сверх того служит источником финансирования других элементов оборотных активов. С этой точки зрения ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности и замедление кредиторской улучшает финансовое состояние предприятия.
Быстрая оборачиваемость дебиторской задолженности обеспечивает свободные средства в обороте, причем сумма последних тем выше, чем больше разница между соотношением оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности и соотношением платежа кредиторами платежа дебиторов.
В реальной практике дебиторскую задолженность сократить до нуля невозможно, но это оправдано по отношению к просроченной ее части. В целях минимизации риска возникновения просроченной дебиторской задолженности, которая может обернуться для предприятия убытками, нужно совершенствовать систему управления.
Одним из способов списания дебиторской задолженности может быть получение от должника векселя. В случае передачи дебитором процентного векселя на сумму 20 000 тыс. руб. с процентной ставкой 7%, ООО «Пермдизельаппаратура» через 90 дней получит вознаграждение в размере 1 400 тыс. руб.:
Выплата по векселю 20000*(1+0,07)= 1 400 тыс. руб.
Для эффективного управления дебиторской задолженностью предполагается соблюдение следующих основных принципов:
- проверка финансового состояния контрагента. Она основывается на анализе бухгалтерской отчетности. Отчетность российских компаний зачастую является искаженной и не отражает реального положения дел. В этой связи правомерно создание и использование специализированной информационной системы.
В результате анализа работы контрагентов целесообразно создание системы балльной оценки их надежности. Все партнеры по уровню надежности могут быть разбиты на 4 группы:
- риска;
- требующая повышенного внимания;
- надежных контрагентов;
- "золотых" контрагентов.
Отнесение контрагента к той или иной группе позволит определить взвешенное решение о возможности заключения договора с ним.
Наиболее надежным заказчиками работ являются крупные предприятия г. Перми, на долю которых приходится 90% заказов. Их следует отнести к категории "золотых" контрагентов. Это означает льготные условия предоставления кредита, высокие скидки, большой размер кредитного лимита. К группе надежных контрагентов относятся ООО "Родник Прикамья" (6% заказов) и ОАО "Петрокам" (4% заказов).
- разработка собственной для предприятия стратегии заключения договоров. Снижение количества недобросовестных клиентов предполагает использование следующих правил в стратегии заключения договоров:
1) стремиться уменьшить сумму авансовых платежей при подписании договоров с поставщиками и заказчиками;
2) если же сумма авансового платежа по договору остается очень высокой и существует вероятность риска, а тщательный анализ платежеспособности провести по той или иной причине невозможно, то следует принимать во внимание выбор средств минимизации риска неисполнения контракта: залоговое обеспечение, поручительство компаний с хорошей деловой репутацией, предоставление банковской гарантии, использование вексельной формы расчета, безотзывного аккредитива и другие средства.
анализ ДЗ по срокам возникновения и суммам. Результаты анализа позволяют определить вероятность безнадежных долгов, создать резерв по сомнительным долгам и выявить наиболее крупных дебиторов, долги которых требуют постоянного учета, контроля и концентрации внимания руководства.
Эффективность работы по своевременному погашению дебиторской задолженности во многом повышается при постоянном проведении совещаний с представителями финансового и коммерческого подразделений предприятия, а также служб юридического сопровождения и безопасности.
принцип поиска и использования новых и усовершенствованных методов ликвидации дебиторской задолженности. Чем раньше начинается работа по возврату задолженности, тем выше вероятность успеха. Использование массовой рассылки писем и телефонных переговоров позволяет с минимальными затратами исключить из числа должников тех, кто не знает о долге или забыл о нем. Взыскание задолженности в судебном порядке - очень мощный рычаг воздействия на должников, но по сравнению с претензионными методами этот более продолжительный во времени и дорогой.
Целесообразно введение системы премирования за плодотворную работу по возврату просроченного долга. Однако она может оказаться эффективной, если уравновешена с системой наказаний сотрудников тех подразделений, по вине которых возникла просроченная задолженность (замечания, предупреждения, лишение премий, служебное расследование, увольнение).
создание четкого регламента ведения дел. Необходимо регламентировать процесс управления внутренними документами и создать для персонала компании условия, позволяющие следовать ему. Должен быть формализован подход к работе с каждым клиентом, налажен документооборот, назначены ответственные (кураторы) и утверждены их права и обязанности, а также полномочия для решения нетипичных проблем.
Совокупность наиболее эффективных методов и действий, способствующих снижению дебиторской задолженности и ликвидации ее просроченной части, представлена на рисунке 7.
Для поддержки оперативного управления денежными потоками, повышения скорости и качества принятия решений в этой области требуется также автоматизация соответствующих бизнес-процессов. Применение компьютерного учета в агентской сети увеличивает контроль ДЗ, и позволяет сократить сроки оплаты клиентов в среднем на три дня, что приводит к сокращению задолженности на 30%., т.е. на 824,2 тыс. руб.
Аналитический учет расчетов с покупателями должен вестись по каждому покупателю и каждому договору с учетом каждого предъявляемого к оплате счета и призван обеспечить получение данных по возникновению задолженности, срокам и способам ее погашения (в том числе по задолженности, обеспеченной векселями).
В современных условиях хозяйствования предприятие стремится не только получить положительные финансовые результаты, но и заранее их запланировать. При наличии неплатежей данная задача трудновыполнима - не каждое предприятие готово представить собственную финансовую отчетность и прочую необходимую для проведения анализа его кредитоспособности информацию.