Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 03:34, курсовая работа
В настоящее время активизируется роль финансов, усиливается значение финансовых показателей в оценке деятельности предприятий. Особую актуальность приобретает финансовое планирование — одна из главных функций финансового менеджмента на предприятии. Ее можно определить, как умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и то, какие ресурсы необходимы для достижения определенных целей. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния организации.
Введение
1. Прогнозирование и планирование в финансовом управлении организацией
1.1. Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования в организации
1.2. Внутрифирменное планирование. Бизнес-план и его финансовые аспекты
1.3. Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики организации
2. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии
2.1. Основные принципы процесса бюджетирования
2.2. Применение бюджетирования и трансфертных цен в формировании финансовой стратегии развития организации
3. Финансовое планирование в бюджетной организации (на примере ФГУ «Центр Госсанэпиднадзора в городе Сочи»)
3.1. Особенности системы управления финансами бюджетного учреждения (организации)
3.2. Смета медицинского учреждения и основные принципы ее составления
3.3. Использование основ системы бюджетного планирования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
2
Министерство образования РФ
Институт экономики и права
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Финансовый менеджмент»
тема:
«Бюджет и бюджетирование»
Выполнила:
студентка группы 99-М1
специальности 061100
«Менеджмент организации»
Проверил:
г. Сочи - 2003 г.
Содержание
Введение
1. Прогнозирование и планирование в финансовом управлении организацией
1.1. Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования в организации
1.2. Внутрифирменное планирование. Бизнес-план и его финансовые аспекты
1.3. Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики организации
2. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии
2.1. Основные принципы процесса бюджетирования
2.2. Применение бюджетирования и трансфертных цен в формировании финансовой стратегии развития организации
3. Финансовое планирование в бюджетной организации (на примере ФГУ «Центр Госсанэпиднадзора в городе Сочи»)
3.1. Особенности системы управления финансами бюджетного учреждения (организации)
3.2. Смета медицинского учреждения и основные принципы ее составления
3.3. Использование основ системы бюджетного планирования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В настоящее время активизируется роль финансов, усиливается значение финансовых показателей в оценке деятельности предприятий. Особую актуальность приобретает финансовое планирование — одна из главных функций финансового менеджмента на предприятии. Ее можно определить, как умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и то, какие ресурсы необходимы для достижения определенных целей. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния организации.
Построение эффективной системы управления финансами является главной целью финансовой политики, проводимой в организации. Разработка финансовой политики организации должна быть подчинена как стратегическим, так и тактическим целям.
Совмещение интересов развития организации, наличие достаточного уровня денежных средств для этих целей и сохранение его платежеспособности возможно только при согласованности стратегических и тактических задач, которые формализуются в процессе финансового планирования.
Финансовое планирование - реальный прогностический механизм, позволяющий предопределить экономические последствия различных шагов, направленных на развитие и поддержание бизнеса в коммерческих организациях, в том числе и медицинских.
В данной работе будет сделана попытка не только рассмотреть понятия бюджетов и процесса бюджетирования, но и, в первую очередь, их роль и место в финансово-экономическом планировании, как элементе комплексного управления организацией.
Главной целью финансового планирования на предприятии является обоснование стратегии его развития с позиции компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а также определение необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии.
Финансовое планирование как функция управления охватывает весь комплекс мероприятий по выработке и реализации плановых заданий. Финансовое планирование решает следующие задачи:
конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
выявляет резервы увеличения доходов и способы их мобилизации;
обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования;
определяет наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;
обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов и государства;
осуществляет контроль за финансовым состоянием предприятия.
Основой финансового планирования на предприятии является составление финансовых прогнозов. Прогнозирование представляет собой определение на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его частей. Прогнозирование сосредоточено на наиболее вероятных событиях и результатах и в отличие от планирования не ставит задачу осуществить непосредственно на практике разработанные прогнозы. Состав показателей прогноза может значительно отличаться.
Сложившаяся в настоящее время система планирования имеет ряд недостатков. Процесс планирования на предприятии в современных условиях является очень трудоемким и мало предсказуемым. В условиях нестабильности российской экономики невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия в меняющихся условиях хозяйствования. В практике российских организаций (особенно бюджетных организаций) отсутствуют управленческий учет, разделение затрат на постоянные и переменные, что не позволяет в процессе планирования использовать показатель маржинальной прибыли, оценивать эффект операционного рычага, проводить анализ безубыточности, определять запас финансовой прочности. Процесс планирования по традиции начинается с производства, а не со сбыта продукции (реализации услуг). При планировании объема продаж преобладает затратный механизм ценообразования. Цена формируется исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности без учета конкурирующих рыночных цен. Это приводит к созданию неконкурентоспособной продукции, а следовательно, к необъективно запланированным показателям объемов реализации, которые заведомо будут отличаться от фактических результатов деятельности предприятия. Процесс планирования затянут во времени, что делает его не пригодным для принятия оперативных управленческих решений. Финансовые, бухгалтерские и плановые службы действуют раздельно, что не позволяет создать единый механизм управления финансовыми ресурсами и денежными потоками предприятия.
Бизнес-план - это документ, стандартный для большинства стран с развитой рыночной экономикой, уже начинает и в отечественной практике замещать собою столь привычное нам технико-экономическое обоснование (следует не путать также бизнес-план с известным всем промтехфинпланом: это совершенно разные документы). Сегодня потребность в разработке бизнес-плана четко прослеживается при решении таких остроактуальных, задач, как:
подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов в коммерческих банках;
обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
разработка проектов создания частных фирм, без чего риск разорения новых предпринимателей оказывается чрезмерным;
выбор видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций действующими предприятиями, попавшими сегодня в совершенно новые — рыночные условия работы;
организация выпуска новой продукции;
составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных предприятий.
Раздел бизнес-плана, называемый «Финансовый план» призван обобщить все предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении.
Здесь необходимо подготовить сразу несколько документов:
прогноз объемов реализации;
баланс денежных расходов и поступлений;
таблицу доходов и затрат;
прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия;
график достижения безубыточности.
Прогноз объемов реализации призван дать представление о той доле рынка, которую организация предполагает завоевать своей продукцией. Обычно принято составлять этот прогноз на три года вперед, причем для первого года данные приводятся помесячно, для второго — поквартально, а третий год приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
Имеется в виду, что для начального периода производства уже точно известны будущие покупатели, имеется предварительная договоренность с ними о предстоящих продажах. Начиная же со второго года, конечно, приходится заниматься прогнозами.
Баланс денежных расходов и поступлений — документ, позволяющий оценить во временном разрезе, сколько денежных средств и на каком этапе потребуется.
Главная задача баланса денежных расходов и поступлений — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств и тем самым подтвердить будущую ликвидность, то есть постоянное наличие на банковском счете денежных сумм, достаточных для расчета по обязательствам предприятия при реализации данного проекта.
Отсюда, в свою очередь, вытекает крайне важная информация для определения общей стоимости проекта. Действительно, если сбыт продукции будет связан с длительным омертвлением средств в расчетах с покупателями, то есть в дебиторской задолженности, то для поддержания ликвидности придется первое время делать регулярные дополнительные денежные «впрыскивания», сумма которых увеличит Вашу потребность в инвестициях и кредитах.
Формирование реального рыночного механизма заставит серьезнее относиться к планированию денежных потоков и тщательно прорабатывать баланс денежных расходов и поступлений, показывающий помесячно (для первого года), поквартально (для второго года) и в целом за год (для третьего года) статьи и суммы вложения средств и поступлений от реализации продукции. Образец этого документа приводится ниже:
БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ РАСХОДОВ И ПОСТУПЛЕНИЙ
Наименование фирмы | Адрес | Владелец | Тип бизнеса | Составитель | Дата |
---|---|---|---|---|---|
Первый год деятельности | |||||
Месячные объемы реализации (тыс. руб.) | Месяц первый | Месяц второй | и т. д. | ||
прогноз | факт | прогноз | факт | ||
1. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА В НАЛИЧИИ НА НАЧАЛО МЕСЯЦА |
|
|
|
|
|
2. ДЕНЕЖНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: |
|
|
|
|
|
а) выручка от реализации |
|
|
|
|
|
б) поступления по счетам, выписанным при продаже в кредит |
|
|
|
|
|
в) ссуды и другие дополнительные поступления |
|
|
|
|
|
3. ИТОГО ПОСТУПЛЕНИЙ (2а) + + (2б) + (2в) |
|
|
|
|
|
4. ВСЕГО ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (до платежей на сторону) (1) + (3) |
|
|
|
|
|
5. ДЕНЕЖНЫЕ ПЛАТЕЖИ НА СТОРОНУ: |
|
|
|
|
|
а) покупка товаров |
|
|
|
|
|
б) заработная плата |
|
|
|
|
|
в) платные услуги |
|
|
|
|
|
г) ремонт и содержание оборудования |
|
|
|
|
|
д) реклама |
|
|
|
|
|
е) арендная плата |
|
|
|
|
|
ж) плата за телефон и др. средства связи |
|
|
|
|
|
з) страховые платежи |
|
|
|
|
|
и) проценты за кредит |
|
|
|
|
|
к) прочие расходы |
|
|
|
|
|
ИТОГО (5а) +...+ (5к) |
|
|
|
|
|
л) выплата основных сумм по кредиту |
|
|
|
|
|
м) покупка оборудования |
|
|
|
|
|
н) прочие расходы по организации деятельности |
|
|
|
|
|
о) резервы |
|
|
|
|
|
п) изъятия в пользу владельцев |
|
|
|
|
|
ВСЕГО ДЕНЕЖНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА СТОРОНУ (5а) + . . . + (5п) |
|
|
|
|
|
7. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НА КОНЕЦ МЕСЯЦА (4) — (6) |
|
|
|
|
|
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (информация, не связанная с денежными потоками) |
|
|
|
|
|
А. Объем реализации |
|
|
|
|
|
Б. Счета дебиторов (на конец месяца) |
|
|
|
|
|
В. Безнадежные долги (на конец месяца) |
|
|
|
|
|
Г. Запасы на складе (на конец месяца) |
|
|
|
|
|
Д. Счета кредиторов (на конец месяца) |
|
|
|
|
|
Е. Амортизация |
|
|
|
|
|