Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 03:34, курсовая работа
В настоящее время активизируется роль финансов, усиливается значение финансовых показателей в оценке деятельности предприятий. Особую актуальность приобретает финансовое планирование — одна из главных функций финансового менеджмента на предприятии. Ее можно определить, как умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и то, какие ресурсы необходимы для достижения определенных целей. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния организации.
Введение
1. Прогнозирование и планирование в финансовом управлении организацией
1.1. Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования в организации
1.2. Внутрифирменное планирование. Бизнес-план и его финансовые аспекты
1.3. Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики организации
2. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии
2.1. Основные принципы процесса бюджетирования
2.2. Применение бюджетирования и трансфертных цен в формировании финансовой стратегии развития организации
3. Финансовое планирование в бюджетной организации (на примере ФГУ «Центр Госсанэпиднадзора в городе Сочи»)
3.1. Особенности системы управления финансами бюджетного учреждения (организации)
3.2. Смета медицинского учреждения и основные принципы ее составления
3.3. Использование основ системы бюджетного планирования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
1. По характеру установления:
директивные (обязательные) — разрабатываемые вышестоящими органами и другими уполномоченными на это органами (Министерство финансов и т. д.);
факультативные — устанавливаемые сами медицинскими учреждениями.
2. По содержанию:
материальные, устанавливающие уровень затрат в вещественном, натуральном выражении (количество топлива на 1 куб.м отапливаемых помещений; одежда и обувь на 1 больного, койку; расход продуктов в натуре на питание больного и т. д.);
финансовые (денежные, стоимостные) — норма расходов на питание 1 больного и т. д.;
трудовые (нормы времени, нормы обслуживания и т. д.);
3. По степени агрегации:
частные — на отдельные статьи или элементы затрат;
агрегированные (сводные, укрупненные) — полные затраты на на 1 должность, на 1 койку, на единицу услуг (тарифы) и т. д.
4. По методу разработки:
расчетные;
средние.
5. По форме выражения:
абсолютные;
относительные.
Сфера использования экономических норм и нормативов многогранна. Основными экономическими нормами и нормативами в здравоохранении выступают следующие показатели:
нормативы финансирования (на 1 прикрепленного жителя, на 1 койку, на 1 врача и т. д.);
нормативы формирования фондов медицинских учреждений (фонды оплаты труда, производственного и социального развития и т. д.);
норматив затрат на питание 1 больного;
норматив затрат на медикаменты (на 1 больного, на 1 посещение и т. д.);
норматив затрат на мягкий инвентарь;
норматив затрат на приобретение оборудования;
норматив затрат на капитальный ремонт;
нормы расхода топлива;
тарифы на медицинские услуги;
нормы труда и т. д.
Использование экономических нормативов является неотъемлемой частью экономических методов управления в государственном здравоохранении, где ограничена сфера использования чисто рыночных механизмов.
Между тем необходимо отметить, что период увлечения экономическими нормативами очень скоро сменился почти полным забвением многих из них. Это в первую очередь относится к стоимостным нормам и нормативам, отражающим уровень использования медицинскими учреждениями таких ресурсов, как медикаменты, продукты питания и мягкий инвентарь. В свое время существовали четкие стоимостные нормы затрат по этим статьям. Ныне же старые нормы не действуют, а новых нет.
Планирование и исполнение расходов за счет предпринимательской деятельности должно осуществляться с учетом:
- норм возмещения командировочных расходов, установленных приказом Минфина России от 13.08.99 № 57н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации";
- норм на представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на подготовку и переподготовку кадров, установленных приказом Минфина России от 15.03.2000 № 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения";
- норм естественной убыли материальных ресурсов, установленных ведомственными правовыми актами;
- норм расходов горюче-смазочных материалов на автомобильном транспорте, установленных руководящим документом Минтранса России от 29.04.97 № Р3112194-0366-97 "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте;
- норм суточных при зарубежных командировках, установленных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.12.93 № 1261 "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств". Расходы, произведенные сверх указанных норм, подлежат отнесению на расходы за счет средств, формируемых из прибыли, остающейся после налогообложения.
Следует отметить, что Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.08.92 № 552, бюджетными учреждениями не используется.
Образец сметы доходов и расходов по предпринимательской деятельности приведен в приложении 2.
Подводя итоги сказанного выше, можно сказать, что для обеспечения эффективного внутрифирменного планирования используется ряд инструментов и методов:
Бюджеты
Нормирование
Выделение ЦФО
Подходы к разработке бюджетов
Сценарный анализ
Анализ экономической эффективности
Анализ отклонений.
Однако, важно учитывать, что невозможно напрямую перенести даже самый прогрессивный опыт одной организации на другую. Ряд особенностей бюджетных учреждений, к которым относится и федеральное государственное учреждение «Центр Госсанэпиднадзора в городе Сочи» (далее Центр ГСЭН в г. Сочи), не позволяют использовать стандартные методы бюджетирования.
Одновременно с учетом этого ограничения, мы основываемся на сходстве общих принципов эффективного финансового управления во всех видах организаций. Действительно, не составляет особого труда заметить сходство в стандартной смете доходов и расходов бюджетного учреждения и стандарной форме баланса денежных доходов и расходов; прогноз движения денежных средств идентичен по форме и структуре отчету о кассовом исполнении сметы доходов и расходов.
В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений организации необходимо создать следующую сквозную систему бюджетов в организации, состоящую из следующих функциональных бюджетов:
бюджет фонда оплаты труда;
бюджет материальных затрат;
бюджет потребления энергии;
бюджет амортизации;
бюджет прочих расходов;
бюджет погашения кредитов;
налоговый бюджет.
Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов организации.
С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования, занятости) и часть налоговых отчислений.
Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают значительную часть сторонних платежей предприятия.
Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику организации, кроме того, фактически амортизационные отчисления могут использоваться в качестве оборотных средств организации.
Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных финансовых расходах.
Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей.
Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный и бюджеты других уровней, а также во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования, занятости и т.д.). Этот бюджет планируется только в целом по предприятию.
Примерная система укрупненных бюджетов организации приведена в таблице 2.
Таблица 2
Примерная система бюджетов организации
Бюджеты | Размер бюджетов структурных подразделений | Итого сводный бюджет | ||||||||
| производств. подразд. (отделы) | функциональные службы | вспомогательные подразделения |
| ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
Фонд оплаты труда | ФОТ1 | ФОТ2 | ФОТ3 | ФОТ4 | ФОТ5 | ФОТ6 | ФОТ7 | ФОТ8 | ФОТ9 | SUM ФОТ |
Материальные затраты | MЗ1 | М32 | МЗ3 | МЗ4 | МЗ5 | М36 | МЗ7 | MЗ8 | МЗ9 | SUM М3 |
Энергопотребление | ЭП1 | ЭП2 | ЭП3 | ЭП4 | ЭП5 | ЭП6 | ЭП7 | ЭП8 | ЭП9 | SUM ЭП |
Амортизация | A1 | А2 | A3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | SUM A |
Прочие расходы | ПР1 | ПР2 | ПР3 | ПР4 | ПР5 | ПР6 | ПР7 | ПР8 | ПР9 | SUM ПР |
ИТОГО | SUM1 | SUM2 | SUM3 | SUM4 | SUM5 | SUM6 | SUM7 | SUM8 | SUM9 | SUM БП |
Бюджет подразделений | Бюджеты производственных (медицинских) отделов | Бюджеты функциональных служб | Бюджеты вспомогательных подразделений |
| ||||||
Кредитный бюджет |
| SUM КБ | ||||||||
Налоговый бюджет |
| SUM НБ | ||||||||
Итого сводный бюджет | Сводный бюджет по составу затрат равен сводному бюджету стр. подразделений плюс кредитный и налоговый бюджеты | SUM СБ |
Перечень основных структурных подразделений Центра ГСЭН в г. Сочи:
бухгалтерия;
административно-хозяйственная часть;
организационный отдел;
курсы по гигиеническому обучению;
санитарно-гигиенический отдел;
эпидемиологический отдел;
санитарно-карантинный отдел.
Необходимо выявить наиболее значимый круг нормативов (стандартных издержек) в краткосрочный период и разработать план действий по их соблюдению. Этим должно заняться финансово-экономическое подразделение служба и административно-хозяйственная часть. Этот план действий может выявить приоритеты текущего управления финансами, способствуя равномерному обеспечению организации оборотными средствами.
При разработке бюджетов структурных подразделений и служб организации необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, то есть бюджеты отделов являются «вложенными» в бюджет производства (оказания услуг), бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет.
Ежемесячно для каждого структурного подразделения целесообразно разрабатывать сводный бюджет структурного подразделения по следующей форме:
Наименование подразделения | Бюджеты | Итого сводный бюджет стр. подразделения | ||||
| фонд оплаты труда | материальные затраты | потребление энергии | амортизация | прочие расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные бюджеты по соответствующим статьям затрат.
Бюджет фонда оплаты труда предлагается составлять по следующей форме:
| Бюджет затрат ФОТ | |||||
| план | факт | отклонение | |||
| ежедневно | на месяц | ежедневно | с нач. месяца | ежедневно | с нач. месяца |
Основная зарплата |
|
|
|
|
|
|
Дополнительная зарплата |
|
|
|
|
|
|
Премиальные выплаты |
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|