Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 03:34, курсовая работа
В настоящее время активизируется роль финансов, усиливается значение финансовых показателей в оценке деятельности предприятий. Особую актуальность приобретает финансовое планирование — одна из главных функций финансового менеджмента на предприятии. Ее можно определить, как умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и то, какие ресурсы необходимы для достижения определенных целей. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния организации.
Введение
1. Прогнозирование и планирование в финансовом управлении организацией
1.1. Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования в организации
1.2. Внутрифирменное планирование. Бизнес-план и его финансовые аспекты
1.3. Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики организации
2. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии
2.1. Основные принципы процесса бюджетирования
2.2. Применение бюджетирования и трансфертных цен в формировании финансовой стратегии развития организации
3. Финансовое планирование в бюджетной организации (на примере ФГУ «Центр Госсанэпиднадзора в городе Сочи»)
3.1. Особенности системы управления финансами бюджетного учреждения (организации)
3.2. Смета медицинского учреждения и основные принципы ее составления
3.3. Использование основ системы бюджетного планирования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Внутрифирменное трансфертное ценообразование имеет большое значение при сведении частных бюджетов центров ответственности в единый формат операционного бюджета организации имеет система внутрифирменного трансфертного ценообразования. Трансфертная цена - это условная, расчетная цена на продукцию (услуги) одного центра ответственности, передаваемую («продаваемую») другому центру ответственности того же предприятия. Трансфертные цены должны устанавливаться так, чтобы для каждого из центров можно было определить не только реальное значение расходов, но и прибыли, что в дальнейшем позволит сформировать развернутую информационную систему объективной оценки эффективности и выявления «узких мест» в деятельности предприятия. Таким образом, трансфертное ценообразование представляет собой основу для методов измерения, оценки, контроля и стимулирования деятельности центров ответственности. В настоящее время отечественная практика бюджетного управления еще не выработала единого подхода к решению вопроса формирования внутрифирменных трансфертных цен, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой предприятия широко используют данные методы.
Выбор того или иного метода определяется рядом факторов:
характером решаемых в результате трансфертного ценообразования задач;
степенью децентрализация организационной структуры предприятия;
состоянием рынка продуктов и услуг, на которые устанавливаются трансфертные цены.
В связи с этим представляется целесообразным обратиться к зарубежной практике, в рамках котором используются такие концепции трансфертных иен, как цена на базе полных издержек, цена на базе предельных издержек, рыночная цена и договорная цена. Как показывает анализ данных методик, независимо от варианта расчета трансфертной цены во внимание должны приниматься прежде всего следующие принципы:
трансфертная цена должна отражать цели предприятия и способствовать согласованию с ними тактических целей подразделений;
трансфертная цена должна поддерживать автономность центров ответственности (децентрализованное управление внутри предприятия);
трансфертная цена должна быть побудительным мотивом к контролю затрат и обеспечивать гибкость в качестве финансового инструмента управления.
Поскольку каждый центр ответственности в рамках финансовой структуры организации рассматривается как самостоятельное хозрасчетное подразделение, то приемлемым способом установления трансфертной цены является рыночный подход. В американской экономике считается[2], что такой трансферт продуктов (полуфабрикатов) и услуг обычно ведет к оптимальным решениям, способствует достижению целей предприятия в целом. Рыночная цена определяется как соответствующая внешняя цена минус внутренняя экономия по затратам за счет использования внутрифирменных каналов и подсистем. Использование рыночных цен в качестве трансфертных хорошо подходит к концепции центров ответственности и делает возможной оценку деятельности менеджеров и подразделений, основанную на финансовых результатах. В трансфертном ценообразовании всегда участвуют две стороны: центр ответственности, передающий свою продукцию (услугу), и центр ответственности, принимающий этот продукт (услугу) для ее последующей переработки или потребления. При формировании трансфертных цен на основе рыночных цен обеим сторонам предоставлено право взаимодействия с внешними продавцами и покупателями, между ними должны соблюдаться следующие условия:
центр ответственности, приобретающий продукцию (услугу), должен покупать ее внутри предприятия до тех пор, пока продающий центр ответственности не завышает существующие рыночные цены и желает продавать свою продукцию внутри предприятия;
если продающее подразделение завышает существующие рыночные цены, то покупающий центр ответственности может приобрести их на стороне.
Однако для применения рыночных трансфертных цен необходимо наличие:
хорошо развитого рынка полуфабрикатов и комплектующих, аналогичных продукции подразделений;
устойчивых равновесных цен;
достаточно высокой степени децентрализации управления, когда подразделения вправе выбирать: покупать и продавать как «у себя», так и на стороне.
Аналогичным методом трансфертного ценообразования является расчет договорной трансфертной цены, которая определяется как удельная переменная себестоимость плюс удельный маржинальный доход, утраченный центром ответственности - «продавцом» в результате отказа от внешних продаж и поставкой своего полуфабриката (услуги) внутри предприятия. Достоинством данного метода является то, что он приемлем к применению в условиях как полной, так и неполной загрузки производственных мощностей организации. Недостатком договорных трансфертных цен являются те же ограничения, что и при использовании рыночного метода трансфертного ценообразования.
В случае, когда не существует рынка полуфабрикатов, аналогичных производимым подразделениями предприятия, используется расчет трансфертных цен на базе полных издержек. «Передача» продукции внутри предприятия между подразделениями в пределах центров ответственности осуществляется в данном случае на базе полных издержек плюс определенный норматив прибыли. К достоинствам этой концепции следует отнести, во-первых, гарантированную уверенность предприятия в получении достаточной прибыли от производственного процесса в целом, если трансфертные цены на каждом уровне генерального бюджета показывают увеличение прибыли. Во-вторых, концепция ценообразования на базе полных издержек не отвлекает внимание руководителей центров ответственности на различного рода проблемы, связанные с ценообразованием, поскольку является наиболее простой.
Основными недостатками системы полных издержек как основы трансфертного ценообразования считаются следующие:
данная система не дает надежной основы для оценки работы центров ответственности, поскольку определение норматива прибыли зачастую носит субъективный характер, т.е. обычно определяется вышестоящим руководством как показатель отношения плановой прибыли к общим продажам;
при расширении объема производства данная система является плохим ориентиром, так как включает в трансфертную цену и постоянные издержки, не меняющиеся с изменением объема производства. Вследствие этого передающий центр ответственности не заинтересован в снижении своих фактических затрат, так как заранее уверен, что трансфертная цена их не только покроет, но и превысит на сумму установленной наценки.
Поэтому практикой западного, бюджетного управления рекомендуется[3] расчет трансфертных цен на основе переменной себестоимости в рамках системы «директ-костинг», разделяющей прямые издержки и косвенные, что, однако, требует значительных дополнительных затрат времени. В данном случае трансфертная цена определяется как сумма удельных переменных затрат трансфертного продукта и удельного маржинального дохода, представляющего собой совокупность удельных постоянных затрат и удельной плановой (расчетной) прибыли. Этот расчет, на наш взгляд, более универсален и приемлем как в случае отсутствия, так и в случае наличия недогруженных мощностей предприятия, так как подразделению-продавцу не возмещаются расходы сверх затрат, запланированных в бюджете (плюс прибыль).
Постоянные расходы в рамках частных бюджетов покрываются при этом за счет совокупного дохода организации в целом. Однако при использовании данной концепции трансфертного ценообразования, как и в случае трансфертного ценообразования на базе полных издержек, возникает проблема оценки эффективности деятельности центров ответственности. Наценка в рамках трансфертной цены должна учитывать в большей степени характеристики конкретного подразделения, чем маржинальный доход предприятия в целом. Норма рентабельности устанавливается в рамках генерального бюджета предприятия и усредняется по частным бюджетам центров ответственности, хотя должна быть как можно более реалистичной и обоснованной для каждого центра ответственности.
Нам представляется, что частные нормы рентабельности по центрам ответственности в рамках операционного бюджета предприятия следует определять исходя не только из суммы плановых (бюджетных) затрат и совокупной прибыли, но и с учетом таких показателей, как фондоемкость центра ответственности и трудоемкость центра ответственности. Именно эти показатели наиболее объективно характеризуют «добавочный продукт», создаваемый каждым центром ответственности. Кроме того, в качестве универсальных корректирующих показателей фондоемкость и трудоемкость в той или иной степени присуши всем центрам ответственности независимо от их финансово-организационных полномочий в рамках финансовой структуры организации.
К бюджетным организациям относятся организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы). Кроме того, отнесение организаций к бюджетным в каждом конкретном случае определяется их учредительными документами, а также соответствующим финансовым органом.
Необходимо отметить, что важнейшими отличиями бюджетных организаций от большинства других организаций считаются:
их собственником (учредителем) являются государственные (муниципальные) органы власти;
бюджетные учреждения создаются для выполнения конкретных функций государства, установленных законодательством РФ;
извлечение прибыли не является их основной целью;
бюджетные учреждения функционируют в социально-культурной отрасли экономики;
бюджетные учреждения функционируют в сфере услуг, причем непосредственно население - основной потребитель этих услуг;
основным источником средств бюджетных учреждений являются соответствующие бюджеты.
Из этих особенностей вытекает и необходимость применения несколько других подходов к финансовому управлению, в частности учетным вопросам.
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджетном финансировании, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:
организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;
контроль исполнения сметы расходов;
выделение в учете кассовых и фактических расходов;
отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и т.д.).
Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово - бюджетной дисциплины, обеспечение строго целевого направления расходов, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных расходов.
Рассмотрим подробнее некоторые аспекты финансового (бухгалтерского) учета, отражающие структурные особенности средств и их источников в бюджетных организациях. Это даст нам возможность точнее классифицировать различные виды средств и проанализировать порядок их использования.
Учет деятельности бюджетных учреждений, финансируемой из бюджета. Для учета бюджетных средств бюджетными учреждениями открываются лицевые счета в органах федерального казначейства или в кредитных организациях (если эти учреждения или их средства, полученные за счет внебюджетных источников, не переведены на казначейское обслуживание).
Для учета этих средств в федеральных бюджетных учреждениях предусмотрены субсчета: 090 "Средства федерального бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия"; 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения"; 097 "Средства федерального бюджета в иностранной валюте".
Учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, применяются субсчета: 100 "Средства для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия"; 101 "Средства на расходы учреждения"; 102 "Средства бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета в иностранной валюте".
Субсчета 090 и 100 применяются только главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств и служат для отражения поступления и распределения объемов финансирования учреждениям, находящимся в их ведении.
Для учета объемов финансирования, которые получают и распределяют главные распорядители и распорядители бюджетных средств, предназначен субсчет 230 "Финансирование из бюджета для перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя), и на другие мероприятия".
Объемы финансирования расходов, доведенные Минфином России до главного распорядителя и главным распорядителем до распорядителя, записываются по дебету субсчета 090 и кредиту субсчета 230 (как по текущим, так и капитальным расходам).
Распределенные объемы финансирования расходов учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя и распорядителя, записываются по дебету субсчета 140 и кредиту субсчета 090.
Существуют особенности в применении субсчета 231 "Дополнительные источники бюджетного финансирования", предназначенного для отражения в учете распорядителей и главных распорядителей средств объемов дополнительных источников бюджетного финансирования нижестоящих учреждений, определенных в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за счет доходов бюджета, направляемых на финансирование расходов соответствующих учреждений (арендная плата за пользование государственным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства и т.п.). Особенности применения указанного субсчета вызваны тем, что главным распорядителем и распорядителем бюджетных средств объемы дополнительного финансирования учитываются после их получения нижестоящими учреждениями на основании информации, получаемой от органов федерального казначейства и департаментов Минфина России.