Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 03:34, курсовая работа
В настоящее время активизируется роль финансов, усиливается значение финансовых показателей в оценке деятельности предприятий. Особую актуальность приобретает финансовое планирование — одна из главных функций финансового менеджмента на предприятии. Ее можно определить, как умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и то, какие ресурсы необходимы для достижения определенных целей. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния организации.
Введение
1. Прогнозирование и планирование в финансовом управлении организацией
1.1. Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования в организации
1.2. Внутрифирменное планирование. Бизнес-план и его финансовые аспекты
1.3. Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики организации
2. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии
2.1. Основные принципы процесса бюджетирования
2.2. Применение бюджетирования и трансфертных цен в формировании финансовой стратегии развития организации
3. Финансовое планирование в бюджетной организации (на примере ФГУ «Центр Госсанэпиднадзора в городе Сочи»)
3.1. Особенности системы управления финансами бюджетного учреждения (организации)
3.2. Смета медицинского учреждения и основные принципы ее составления
3.3. Использование основ системы бюджетного планирования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
— по уровням финансирования (Федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации, местный бюджет);
— по способам финансирования (по подушевым нормативам, по смете расходов, за объем оказанных услуг т. д.);
— по подразделениям: стационар, поликлиника, амбулатории и т. п. (в случае финансирования из различных источников и т. д.);
— по формам: утвержденные Минфином и произвольные, составляемые исходя из особенностей объекта и способов финансирования (например, сметы расходов на централизованное приобретение оборудования).
Рассмотрим основные виды смет.
1) индивидуальная смета — это традиционный и наиболее распространенный вид смет — смета отдельного медицинского учреждения.
2) общие сметы — единые сметы сразу на несколько учреждений.
Общие сметы составляются как правило на несколько небольших однотипных учреждений (например, фельдшерско-акушерские пункты); на содержание однотипных учреждений, хозяйственное обслуживание которых осуществляется одной организацией или подразделением; по учреждениям, обслуживаемым централизованными бухгалтериями.
Составление общих смет не означает, что расчеты по отдельным учреждениям вообще не выполняются. Однако в целом ряде случаев можно делать единые или упрощенные расчеты, например, по заработной плате с начислениями, по расходам на продукты питания и т. д. Кроме того, упрощается бухгалтерский учет, отпадает необходимость заполнения бланков смет на каждое учреждение, облегчается контроль вышестоящих учреждений за обоснованностью включения тех или иных расходов в сметы, за исполнением смет. Вместе с тем это как правило не затрудняет работу и самих медицинских учреждений — для них делаются выписки из общих смет по основным статьям. При этом финансирование на оплату труда осуществляется по ведомостям начисления заработной платы, а начисления на заработную плату, платежи за коммунальные услуги производятся централизованно и т. д.
Выбор решения о составлении индивидуальных или общих смет решается с учетом местных особенностей — источников и способов финансирования и т. д. Так, индивидуальные сметы более соответствуют целям ценообразования, стимулирования работы учреждений, финансируемых за объем оказанных услуг в системе ОМС, а общие сметы удобны при традиционном бюджетном финансировании.
3) СМЕТЫ НА ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ — это сметы на мероприятия при централизованном их финансировании по специальным программам и т. д. Например, речь может идти о смете на централизованное приобретение для медицинских учреждений определенной территории или сети санитарного автотранспорта, медицинского оборудования; о проведении противотуберкулезных мероприятий и т. д. Характерной особенностью смет на централизованные мероприятия является то, что далеко не всегда существует поквартальная разбивка затрат — они могут носить разовый характер. Кроме того, обычно финансирование производится не по всем статьям, а лишь по нескольким.
4) СВОДНАЯ смета — это объединенная смета по медицинскому учреждению или группе учреждений, включающая в себя однотипные сметы (например, сводная смета территориального медицинского объединения (ТМО) или райздрава по средствам местного бюджета).
5) свод смет — это объединенная смета медицинского учреждения и т. д. по всем видам смет (бюджетным, по средствам ОМС и т. д.).
Таким образом, медицинское учреждение одновременно может иметь сразу несколько смет: бюджетную, по средствам ОМС, по платным услугам. Более того, даже бюджетных смет может быть несколько (по средствам бюджета субъекта федерации, по средствам местного бюджета — если финансирование производится из различных бюджетов; при необходимости — по отдельным амбулаториям, входящим в состав Центральной районной больницы или ТМО и т. д.).
Смета оформляется подписью руководителя (или заместителя руководителя) медицинского учреждения и главным бухгалтером, с указанием даты, а также оттиском печати этой организации на всех (обычно двух или трех) экземплярах сметы.
Коснемся вопроса утверждения смет. Сметы утверждаются распорядителем кредитов, в качестве которого в зависимости от ситуации могут выступать различные лица.
Прежде, когда медицинские учреждения имели дело в основном только со сметами бюджетных расходов, существовал четкий порядок их утверждения. В зависимости от того, из бюджета какого уровня финансировалось медицинское учреждение, смета утверждалась соответствующей вышестоящей организацией: министерством, ведомством, краевым, областным, городским или районным отделом (комитетом, управлением) здравоохранения, главным врачом центральной районной, центральной городской, центральной окружной, центральной бассейновой больницы, главным врачем ТМО или РТМО. Этот порядок сохраняется для бюджетных смет и в настоящее время — бюджетная смета расходов медицинского учреждения утверждается вышестоящим распорядителем кредитов.
По сметам же расходов средств медицинского страхования и средств, полученных от предпринимательской деятельности, может быть и иной порядок их утверждения — сметы могут утверждаться руководителем самого медицинского учреждения.
Однако органы государственной власти и местного самоуправления, выступающие в лице КУМИ (КУГИ) учредителями медицинских учреждений, на правах учредителя могут претендовать на право утверждения смет и по средствам медицинского страхования и средствам, полученным от оказания платных услуг. Кроме того, необходимо учитывать сложную иерархическую структуру таких учреждений, как центральная районная больница, ТМО, РТМО и т. д., где руководители самостоятельных учреждений, входящих в их состав на правах структурных подразделений, имеют ограниченные права в распоряжении финансовыми средствами. Поэтому право утверждения смет руководителем учреждения (по конкретным их видам) должно быть отражено в Уставе медицинского учреждения.
Укажем основные принципы составления смет:
— расходы по направлениям имеют целевое назначение;
— обоснованность расходов — они должны подтверждаться расчетами, справками и другими способами;
— логическая последовательность и математическая точность расчетов;
— необходимость ориентации на более экономное использование средств (выбор каналов приобретения медикаментов, продуктов питания и других ресурсов по наиболее низким ценам; использование ресурсосберегающих технологий и т. д.);
— использование нормативов расходов ресурсов в натуральном выражении, стоимостных нормативов и т. д.;
— достоверность используемых данных (использование нормативных документов, регламентирующих уровень заработной платы, продолжительность рабочего дня и отпусков и т. д.);
— сметы должны отражать не только текущие затраты, но и по возможности предусматривать средства на расширение деятельности учреждения;
— учет производственных показателей, степени их выполнения (объемы госпитализации, средние сроки лечения и т. д.);
— учет реальных процессов, происходящих в учреждении, — закрытие коек на период ремонта или, напротив, введение новых коек; планируемое приобретение и списание оборудования, автотранспорта и т. п.;
— контроль за составлением смет (сплошная или выборочная проверка расчетов, используемых нормативов и т. д.);
— сопоставление сметы с расходами за предшествующий период, с расходами других однотипных учреждений и т. д.;
— контроль за исполнением сметы не только по итогам года, но и в процессе ее исполнения по периодам (как правило - поквартально).
Смета составляется, как правило, на календарный год.
В смете отражаются все расходы медицинского учреждения, включая расходы на стационар, поликлинику, молочные кухни, станции санитарной авиации и другие структурные подразделения.
Необходимо отметить, что в смету могут включаться только расходы, необходимость которых обусловлена характером деятельности данного учреждения.
Сумма расходов и ее распределение по статьям приводится в смете в сопоставлении с уточненным планом и исполнением по отчету за предшествующий период.
Ассигнования, предусмотренные в смете, должны быть обоснованы расчетами по отдельным видам расходов каждой статьи сметы.
Можно выделить несколько этапов в составлении и реализации смет:
— определение учреждения или подразделения (или их группы), для которого составляется смета — в зависимости от составителя сметы (учреждение, орган управления и т. д.), организационной структуры и т. д. это может быть смета учреждения, его структурного подразделения и т. д.;
— выяснение источника финансирования (бюджет, средства ОМС, доходы от платных услуг);
— выбор вида сметы (индивидуальная, общая смета и т. д.);
— утверждение плановых производственных показателей;
— определение нормативной базы расчетов (нормативы, цены, тарифы и другие показатели, используемые для расчета сметы);
— расчет расходов, закладываемых в смету;
— сопоставление полученных расчетов с уточненным планом и исполнением по отчету за предшествующий период (за год, 6 или 9 месяцев в зависимости от того, когда составляется смета);
— проверка и уточнение расчетов;
— заполнение бланка сметы;
— утверждение сметы;
— исполнение сметы;
— контроль за исполнением сметы.
Расчеты к смете составляются медицинским учреждением, исходя из производственных показателей (число коек, число должностей персонала, число амбулаторных посещений и т. д.) и в соответствии с действующим законодательством в части расходования средств на выплату заработной платы, а также с соблюдением установленных норм расходов по отдельным видам затрат (питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств и приобретение мягкого инвентаря), действующих цен и тарифов.
Основными документами, используемыми при составлении смет, являются следующие:
— устав, отражающий организационную структуру учреждения, ведомственную принадлежность и т. д.;
— приказ о структуре коечного фонда стационара;
— приказ о плановых показателях работы учреждения (нагрузке и т. д.);
— нормативы (планы) расхода по статьям;
— штатное расписание;
— тарификационные списки и т. п.
В смете приводятся общие сведения о кубатуре зданий по наружному обмеру, внутренней площади зданий, системе отопления, наличии водопровода и канализации и т. д., которые используются при планировании объема затрат на хозяйственные расходы, капитальный ремонт и другие расходы.
Одним из основных показателей работы больницы, определяющих расходы по смете стационара, является коечный фонд, а амбулаторно-поликлинического отделения — число врачебных должностей и посещений.
Расчетными единицами для определения расходов на содержание больниц, кроме количества коек, являются и показатели их работы, среди которых первостепенное значение традиционно играло количество койко-дней. Однако в последнее время стали широко использоваться показатели госпитализации (количества пролеченных больных), особенно в случаях, когда составляется смета доходов.
Расчетной единицей для определения расходов на содержание поликлиник (амбулаторий) является врачебная должность и количество врачебных посещений, наряду с которыми могут использоваться показатели количества законченных случаев лечения.
Для исчисления расходов на питание больных и приобретение медикаментов необходимо установить число дней функционирования одной койки в году и на основании этого — общее количество койко-дней в больнице путем умножения среднегодового количества коек на число дней функционирования одной койки в году.
Число дней функционирования одной койки в году по каждому профилю коек различно и должно определяться с учетом статистических данных.
При определении числа дней функционирования одной койки в году необходимо учитывать возможность увеличения числа дней использования коек за счет лучшего их распределения по специализированным отделениям, а также сокращения сроков капитального ремонта учреждения, дезинфекции и других причин.
Койки, временно свернутые в связи с дезинфекцией, капитальным ремонтом или карантином, относятся к числу фактически развернутых.
Приставные койки в число действующих коек не включаются, однако число дней, в течение которых эти койки были заняты больными, включается в показатель «Количество койко-дней».
Число койко-дней, проведенных матерями с больными детьми, в общее количество койко-дней по больнице не включается, а показывается отдельно.
Планирование расходов по смете производится в разрезе статей экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
По своей сути расходы, приведенные в этой классификации, — это государственные платежи, которые не возвращаются, то есть не вызывают и не погашают финансовых требований.
Расходы разделяются:
а) по направлениям расходов:
— на текущие расходы (относящиеся к коду 100000), направленные на обеспечение текущего содержания учреждения;
— на капитальные расходы (относящиеся к коду 200000), направленные на развитие, расширение деятельности;
б) по характеру расходов:
— возмездные, заплаченные в обмен на что-то, например, приобретение товаров и услуг;
— безвозмездные, не подкрепляемые получением в обмен чего-либо, например, компенсационные выплаты, пенсии и т. д.
Разработка сметы расходов медицинских учреждений во многом основывается на использовании экономических норм и нормативов.
По своей сути экономические нормы и нормативы — это показатели, применяемые для регулирования экономических отношений и выражающие общественные требования к затратам и результатам деятельности, к их распределению и использованию. Другими словами, — это количественные меры затрат труда и материальных ресурсов, необходимых для оказания соответствующих видов медицинской помощи. Можно привести следующую классификацию норм и нормативов: