Методы анализа финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:28, дипломная работа

Описание

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что в современных условиях залогом успешного функционирования и развития предприятия является его устойчивое финансовое положение.
Кроме того, анализ финансового состояния предприятия является необходимым этапом для разработки планов и прогнозов финансового оздоровления предприятия.
Негативные тенденции экономической нестабильности часто подводят предприятие к несостоятельности (банкротству) и соответственно выработке мероприятий по его финансовому оздоровлению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…...5
Глава 1. Технико-экономическая характеристика ООО «Автодор» ……..…8
1.1. Характеристика предприятия…………………………………………..….8
1.2. Анализ технико-экономических показателей………………………...…..9
1.3. Учетная политика предприятия………………………………………..…11
Глава 2. Учет и методы анализа финансового состояния предприятия…....21
2.1. Синтетический учет продажи продукции, работ, услуг……………..…21
2.2. Аналитический учет отгрузки и продаж готовой продукции……...…..28
2.3. Учет прочих доходов и расходов…………………………………..…….31
2.3.1. Учет операционных доходов и расходов…………………………..….32
2.3.2. Учет внереализационных доходов и расходов…………………….….36
2.4. Формирование конечного финансового результата…………………….39
2.5. Методика финансового состояния предприятия, критерии его оценки………………………………………………………………………...……..42
2.6. Общие принципы процедуры финансового оздоровления……………..56
Глава 3. Анализ финансового состояния ООО «Автодор»……………...….66
3.1. Оценка финансового состояния ООО «Автодор»………………..…….66
3.2. Оценка финансовых результатов деятельности ООО «Автодор» ….…75
3.3. Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.…79
3.3.1. Управление дебиторской задолженностью…………………………...79
3.3.2. Улучшение структуры баланса…………………………………….…..84
3.3.3. Бюджетирование как метод управления денежными потоками……..87
Заключение………………………………………………………………...…..95
Список использованной литературы…….…………………

Работа состоит из  1 файл

методы анализа финансового состояния.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

При использовании в бухгалтерском учете субсчетов на момент признания выручки в бухгалтерском учете следует сделать бухгалтерские записи:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Выручка»;

одновременно с этой записью списывают себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др.;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

К-т счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.;

на сумму налогов, причитающихся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (при учете в целях налогообложения по моменту отгрузки) -

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость» или субсчет «Акцизы»

К-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»;

на сумму НДС, причитающуюся к начислению после поступления оплаты (при учете в целях налогообложения по моменту оплаты)-

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость»

К-т сч. 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по НДС».

Особенностью бухгалтерских записей на счете 90 является то, что обороты по указанным субсчетам ежемесячно не закрываются. Ежемесячно бухгалтер должен сопоставить совокупные дебетовые обороты по субсчетам 2 «Себестоимость продаж», 3 «Налог на добавленную стоимость», 4 «Акцизы» и другие с кредитовым оборотом по субсчету 1 «Выручка». Сумма рассчитанной таким образом прибыли или убытка от продаж за отчетный месяц ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

По окончании месяца делается бухгалтерская запись:

на сумму прибыли за отчетный период -

Д-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки»;

на сумму убытка за отчетный период -

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль(убыток) от продаж».

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчете 9 «Прибыль/убы­ток от продаж»:

Д-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»

К-т сч. 90, субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» или субсчет 4 «Акцизы»

К-т сч. 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж»;

Д-т сч. 90, субсчет 1 «Выручка»

К-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»

Таким образом, остатки по субсчетам, открытым к счету 90, будут закрыты на конец года.

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»     4800 руб.

 

2.2. Аналитический учет отгрузки и продаж готовой продукции

В зависимости от принятой учетной политики организации могут вести учет реализации либо по «методу начисления», т.е. на момент перехода прав собственности на продукцию, товар, работы, услуги, либо по «кассовому методу», т.е. на момент поступления оплаты от покупателей и заказчиков (малые пред­приятия). Малые предприятия в таком случае ведут синтетичес­кий учет отгруженной, отпущенной продукции и неоплаченной продукции на счете 45 «Товары отгруженные». Счет 45 - актив­ный, его сальдо показывает фактическую себестоимость продук­ции, материалов и тары отгруженных, но не оплаченных на на­чало месяца покупателями, а также транспортные расходы, включенные в платежные документы, для оплаты покупателями. Оборот по дебету включает две составляющие: фактическую себестоимость отгруженных в отчетном месяце ценностей, транс­портные расходы, подлежащие к оплате покупателями; оборот по кредиту - фактическую себестоимость отгруженной про­дукции и сумму транспортных расходов, оплаченных поку­пателями.

Для аналитического учета реализованной (отгруженной и оплаченной) продукции используется ведомость № 16 «Учет отгрузки и реализации продукции и материальных ценностей» (раздел II), в которой совмещается аналитический и синтетичес­кий учет отгрузки (отпуска), реализации продукции, материаль­ных ценностей и услуг и расчетов с покупателями. Аналитичес­кий учет отгрузки и реализации организуется как по отдельным видам продукции в натуральном выражении, так и в разрезе пла­тежных документов в двух оценках по фактической себестоимо­сти и продажной цене. Причем учитывается и общее количество

продукции, оставшейся на начало и конец месяца неоплаченной, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями и реализованной. Основанием для заполнения раздела II ведомос­ти являются ведомость за прошлый месяц (остаток неоплачен­ной продукции на начало месяца), платежные документы и при­казы-накладные на отгруженную продукцию отчетного месяца, а также выписки банка из расчетного счета организации.

Таким образом, из раздела II возможно получить следующие данные: количество изделий, отпущенных со склада и отгружен­ных за месяц как по ассортименту, так и в стоимостном выраже­нии; сумму транспортных расходов; сумму НДС; суммы, причи­тающиеся по счетам к оплате; состояние расчетов с покупателями;

сведения о поступивших в отчетном месяце суммах за продук­цию и в возмещение транспортных расходов и т.д. Показатели ведомости имеют большое оперативное значение, так как на каж­дый день необходимо иметь сведения об объеме отгруженной и реализованной продукции и в целях контроля за выполнением договорных обязательств.

Раздел III ведомости заполняется по окончании месяца об­щими суммами по предъявленным счетам и состоит из трех час­тей: А - оплата и списания; Б - списано в связи с возвратом про­дукции; В - не оплачено, не списано. Этот раздел служит для контроля полноты отражения в журнале-ордере № 11 оборотов по кредиту счетов 45 и 90 и правильности расчета остатков по счету 45. Кроме того, счет 45 может использоваться и в некото­рых других случаях, когда момент перехода прав собственности не совпадает с моментом передачи продукции покупателю или перевозчику.

Синтетический учет реализации готовой продукции по мето­ду начисления организуется на счетах 90 «Продажи» и 62 «Расче­ты с покупателями и заказчиками».

Организации для учета факта реализации по моменту отгруз­ки могут организовать аналитический учет реализации (в объе­ме отгруженной продукции) в отдельной ведомости № 16/1 «Учет реализации продукции (работ, услуг) по отгрузке», которая заменяет раздел II ведомости № 16. Аналитичность ведомости № 16/1 достаточно показательна и во многом повторяет показатели раздела II ведомости № 16:

1) ведется в разрезе каждого платежного документа, вида про­дукции и количества;

2) имеет перечень неоплаченных документов на начало меся­ца (сальдо счета 62);

3) имеет перечень платежных документов и объем отгрузки за отчетный месяц (дебет счета 62, кредит счета 90, субсчет 1);

4) в ней определяют неоплаченные документы на конец меся­ца (сальдо счета 62 на конец месяца);

5) все указанные количественные показатели оцениваются по фактической себестоимости, по отпускным (договорным) ценам, по сумме НДС;

6) ее показатели позволяют рассчитать результат реализации за отчетный месяц по каждому первичному документу, подтвер­ждающему отгрузку, как разницу между отпускной и фактической стоимостью продукции (работ, услуг), т.е. прибыль или убыток.

Ведомость № 16/1 заполняется на основе отгрузочных и пла­тежных документов, справок-расчетов о фактической себестои­мости, выписок банка из расчетных и прочих счетов органи­зации.

Для анализа результатов планирования в ведомости № 16/1 может рассчитываться и плановая себестоимость реализации и плановая прибыль.

Следует отметить, что в указанном регистре ведется и анали­тический учет прочей реализации: основных средств, нематери­альных активов, материальных ценностей и прочих активов.

Документальное оформление их носит тот же характер, т.е. на основании накладных выписываются платежные (расчетные) документы с указанием договорной цены и отпускной стоимости.

При журнально-ордердой форме учета аналитический учет по счету 44 организуется в ведомости № 15 по статьям расходов;

обороты по дебету счета 44 отражаются в журналах-ордерах №1,2, 7, 10/1, а обороты по кредиту - в журнале-ордере № 11.

Аналитические показатели к журналу-ордеру № 11 использу­ются для расчета реализации, т.е. аналитических показателей к счету 90 в части фактической себестоимости и вырученных сумм (поступившего платежа).

Сумма прибыли определяется исходя из реализованной про­дукции по продажным ценам минус фактическая себестоимость реализованной продукции, минус сумма НДС, минус сумма ком­мерческих расходов.

 

2.3. Учет прочих доходов и расходов

Сводным (интегрирующим) показателем, характеризующим финансовый результат деятельности организации, является ба­лансовая прибыль или убыток.

В современных условиях хозяйствования прибыль организа­ции в бухгалтерском учете слагается из совокупности финансо­вых результатов от обычных видов деятельности, прочих дохо­дов и расходов, а также чрезвычайных доходов и расходов.

Финансовые результаты от обычных видов деятельности определяются на счете 90, от прочих операций - на счете 91. Рас­смотрим организацию учета прочих доходов и расходов.

2.3.1. Учет операционных доходов и расходов

Прочие доходы и расходы отличны от доходов и расходов по обычным видам деятельности.

Их учет ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». К это­му счету Планом счетов рекомендовано открывать три субсчета:

1 «Прочие доходы», 2 «Прочие расходы», 9 «Сальдо прочих до­ходов и расходов».

На субсчете 1 «Прочие доходы» учитываются поступления прочих доходов (за исключением чрезвычайных), на субсчете 2 «Прочие расходы» - прочие расходы (за исключением чрезвы­чайных), субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» пред­назначен для выявления и отражения в учете сальдо прочих до­ходов и расходов за отчетный месяц.

Операции по субсчетам 1 и 2 необходимо накапливать в тече­ние отчетного года, как и при определении результата по обыч­ным видам деятельности. По окончании месяца сопоставляются дебетовый оборот по субсчету 2 «Прочие расходы» и кредито­вый оборот по субсчету 1 «Прочие доходы». Разница между обо­ротами дает сальдо прочих доходов и расходов за отчетный ме­сяц. Это сальдо ежемесячно записывается по дебету субсчета 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» и кредиту счета 99 «При­были и убытки». Таким образом, в течение года сальдо на суб­счетах, открытых к счету 91, следует считать нарастающим ито­гом, а сальдо по синтетическому счету 91 «Прочие доходы и расходы» будет свернуто, т.е. должно быть равно нулю. По оконча­нии отчетного года два первых субсчета будут закрыты внутренни­ми записями на субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расхо­дам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финан­сового результата по каждой операции.

Состав операционных доходов и расходов достаточно разно­образен. Разнообразие операционных до­ходов и расходов требует более детальной их группировки. До­пустим, к субсчету 1 можно открыть счета 11 «Доходы от сдачи имущества в аренду», 12 «Доходы от реализации основных средств», 13 «Доходы от продажи валюты» и др. В развитие каж­дого такого счета следует открыть аналитические счета по каж­дой группе доходов и расходов.

Проанализируем виды операционных доходов и расходов, их отражение в учете и корреспонденции счетов по счету 91.

В соответствии с пунктом 11 ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 к опера­ционным доходам и расходам относят:

1) доходы, связанные с предоставлением за плату во времен­ное пользование (временное владение и пользование) активов организации, и расходы, связанные с ними (когда это не является предметом деятельности организации);

2) доходы, связанные с предоставлением за плату прав, воз­никающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и расходы, свя­занные с ними (когда это не является предметом деятельности

организации);

3) доходы (проценты) и расходы, связанные с участием в ус­тавных капиталах других организаций. При этом для целей бух­галтерского учета проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора.

Указанные три вида доходов и расходов отражаются в учете методом начисления:

начисление арендной платы, доходов от предоставления за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промыш­ленные образцы и других видов интеллектуальной собственнос­ти и от участия в уставных капиталах других организаций -

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 91, субсчет 1 «Прочие доходы»;

суммы начисленной амортизации основных средств, сданных в аренду,-

Д-т сч. 91, субсчет 2 «Прочие расходы»

К-т сч. 02 «Амортизация основных средств»;

суммы начисленной амортизации нематериальных активов, предоставленных во временное пользование,-

Д-т сч. 91, субсчет 2 «Прочие расходы»

К-т сч. 05 «Амортизация нематериальных активов»;

другие расходы, связанные со сдачей имущества в аренду, предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) нематериальных активов организации,

Информация о работе Методы анализа финансового состояния предприятия