Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:28, дипломная работа
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что в современных условиях залогом успешного функционирования и развития предприятия является его устойчивое финансовое положение.
Кроме того, анализ финансового состояния предприятия является необходимым этапом для разработки планов и прогнозов финансового оздоровления предприятия.
Негативные тенденции экономической нестабильности часто подводят предприятие к несостоятельности (банкротству) и соответственно выработке мероприятий по его финансовому оздоровлению.
Введение…………………………………………………………………….…...5
Глава 1. Технико-экономическая характеристика ООО «Автодор» ……..…8
1.1. Характеристика предприятия…………………………………………..….8
1.2. Анализ технико-экономических показателей………………………...…..9
1.3. Учетная политика предприятия………………………………………..…11
Глава 2. Учет и методы анализа финансового состояния предприятия…....21
2.1. Синтетический учет продажи продукции, работ, услуг……………..…21
2.2. Аналитический учет отгрузки и продаж готовой продукции……...…..28
2.3. Учет прочих доходов и расходов…………………………………..…….31
2.3.1. Учет операционных доходов и расходов…………………………..….32
2.3.2. Учет внереализационных доходов и расходов…………………….….36
2.4. Формирование конечного финансового результата…………………….39
2.5. Методика финансового состояния предприятия, критерии его оценки………………………………………………………………………...……..42
2.6. Общие принципы процедуры финансового оздоровления……………..56
Глава 3. Анализ финансового состояния ООО «Автодор»……………...….66
3.1. Оценка финансового состояния ООО «Автодор»………………..…….66
3.2. Оценка финансовых результатов деятельности ООО «Автодор» ….…75
3.3. Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.…79
3.3.1. Управление дебиторской задолженностью…………………………...79
3.3.2. Улучшение структуры баланса…………………………………….…..84
3.3.3. Бюджетирование как метод управления денежными потоками……..87
Заключение………………………………………………………………...…..95
Список использованной литературы…….…………………
рост капитала компании был обеспечен в основном за счет увеличения заемного капитала (+294914 руб.), в то время как собственный капитал вырос на 167262 руб.;
в абсолютном выражении наибольший рост продемонстрировала статья «Запасы» - за анализируемый период она увеличилась на 210,7 тыс.руб.;
обращает на себя значительный прирост суммы НДС, а также дебиторской задолженности в оборотных активах компании;
положительным моментом является серьезный прирост суммы денежных средств в активах предприятия, однако вторая составляющая наиболее ликвидных активов предприятия – краткосрочные финансовые вложения – снизилась за три года на 20835 руб. или на 88,21%;
о повышении эффективности работы предприятия свидетельствует прирост суммы нераспределенной прибыли на 167263 руб.;
краткосрочные обязательства предприятия почти полностью состоят из кредиторской задолженности, лишь в 2009 году предприятие привлекло краткосрочный банковский кредит на сумму 93,7 тыс.руб.
Далее перейдем к вертикальному анализу баланса ООО «Автодор» с целью определить процентную структуру активов и пассивов предприятия в общем итоге его баланса за анализируемый период (2007-2009 г.г.).
Вертикальный анализ баланса ООО «Автодор» представлен в Приложении 7.
На основе результатов вертикального анализа баланса ООО «Автодор» можно сделать следующие выводы:
структура активов баланса компании демонстрирует тенденцию к повышению оборачиваемости – если в 2007 году текущие активы составляли 72,7 % от общей суммы имущества, то в 2009 году их удельный вес увеличился до 89,4%;
структура пассивов компании меняется в сторону преобладания заемных средств, то есть финансовая зависимость предприятия растет: удельный вес собственного капитала в 2007 году составлял 70,1%, в 2008 году снизился до 53,7%, а в 2009 году был равен 41,4%;
в структуре активов наибольшим удельным весом характеризуются статьи «Основные средства», «Запасы» и «Дебиторская задолженность», последняя в компании представлена лишь краткосрочными обязательствами;
в структуре пассивов наиболее существенными являются статьи «Нераспределенная прибыль» и «Кредиторская задолженность»;
в 2007 году существенное место (17,2%) в структуре пассивов заняли краткосрочные кредиты и займы;
самый высокий рост удельных показателей был зафиксирован по статьям «Запасы» (+32,8%), «Краткосрочные кредиты и займы» (+ 17,2%) и «Кредиторская задолженность» (+11,4%).
В целом, на основе общей оценки баланса ООО «Автодор» выявлено увеличение производственного потенциала предприятия, которое сопровождалось увеличением финансирования оборотных активов в структуре имущества и ростом финансирования краткосрочной задолженности в структуре капитала. При этом особую озабоченность вызывает увеличение доли заемных средств в структуре капитала.
Для детального отражения разных видов источников (собственных средств, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов) в формировании запасов используется следующая система показателей, представленных в приложении 8. В таблице 3.1 приведены значения данных показателей ООО «Автодор».
Таблица 3.1
Абсолютные показатели финансовой устойчивости ООО «Автодор»
Показатели | Условные обозначения | 2007 год, руб. | 2008 год, руб. | 2009 год, руб. | Отклонение 2009 г. к 2007 г., руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Источники формирования собствен. средств (стр.490) | ИСС | 58119 | 100143 | 225382 | +167263 |
2. Внеоборотные активы (стр.190) | ВОА | 22602 | 27612 | 57829 | +35227 |
3. Собственные оборотные средства (1-2) | СОС | 35517 | 72531 | 167553 | +132036 |
4. Долгосрочные обязательства (стр.590) | ДКЗ | 0 | 127 | 582 | +582 |
5. Собственные долгосрочные источники (3+4) | СДИ | 35517 | 72658 | 168135 | +132618 |
6. Краткосрочные кредиты и займы (стр.690) | ККЗ | 24838 | 86320 | 319170 | +294332 |
7. Основные источники средств (5+6) | ОИЗ | 60355 | 158978 | 487305 | +426950 |
8. Сумма запасов (стр.210) | З | 5770 | 26733 | 216504 | +210734 |
9. Излишек (+), недостаток (-) СОС (3-8) | ∆СОС | 29747 | 45798 | -48951 | -78698 |
10. Излишек (+), недостаток (-) СДИ (5-8) | ∆СДИ | 29747 | 45925 | -48369 | -78116 |
11. Излишек (+), недостаток (-) ОИЗ (7-8) | ∆ОИЗ | 54585 | 132245 | 270801 | +216216 |
Тип финансовой устойчивости может быть определен в соответствии с данными приложения 9.
Подставляя данные таблицы 3.1 в трехфакторную модель финансовой устойчивости, получим трехфакторную модель финансовой устойчивости для анализируемого предприятия – ООО «Автодор», представленную в таблице 3.2.
Как видим, в течение 2007-2008 г.г. предприятие обладало первым типом финансовой устойчивости, т.е. финансирование запасов и затрат осуществлялось за счет собственных оборотных средств. Таким образом, предприятие было абсолютно финансово независимым, а также имело высокий уровень ликвидности и платежеспособности. (Приложение 10)
Однако в 2009 году, в результате резкого увеличения суммы запасов, собственных оборотных средств в совокупности с долгосрочными источниками финансирования не хватило для их обеспечения, что привело к ухудшению финансовой устойчивости ООО «Автодор»: она стала соответствовать третьему типу, т.е. финансовое состояния данного предприятия в 2009 году можно оценить как кризисное.
Таблица 3.2
Типы финансовой устойчивости ООО «Автодор»
Годы | ∆СОС | ∆СДИ | ∆ОИЗ | Трехмерная модель |
2007 | 29747 | 29747 | 54585 | М1 |
2008 | 45798 | 45925 | 133245 | М1 |
2009 | -48952 | -48370 | 270800 | М3 |
Но поскольку во всех отчетных периодах у предприятия не было недостатка в собственных оборотных средствах, его платежеспособность следует оценить как удовлетворительную. Анализ финансовой устойчивости можно дополнить анализом ее относительных показателей. Относительные показатели финансовой устойчивости характеризуют степень зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов. (Таблица 3.3).
Таблица 3.3
Относительные значения коэффициентов финансовой устойчивости
ООО «Автодор»
Наименование коэффициента | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Нормативное значение |
1. Коэффициент финансовой независимости стр.490/стр.300 ф.№1 | 0,7 | 0,54 | 0,41 | 0,5 |
2. Коэффициент задолженности (стр.690/стр.490 ф.№1) | 0,43 | 0,86 | 1,42 | 0,67 |
3. Коэффициент самофинансирования (стр.490+стр.590)/стр.690 ф.№1 | 2,34 | 1,16 | 0,71 | >1,0 |
4. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (стр.490+стр.640-стр.190+стр. | 0,59 | 0,46 | 0,35 | >0,1 |
5. Коэффициент маневренности (стр.490-стр.190+стр.590)/стр. | 0,61 | 0,73 | 0,75 | 0,2-0,5 |
6. Коэффициент финансовой напряженности стр.690 / стр.700 ф.№1 | 0,3 | 0,46 | 0,59 | <=0,5 |
7. Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов стр.290/стр.190 ф.№1 | 2,67 | 5,76 | 8,43 | Индивидуален |
8. Коэффициент имущества производственного назначения (реального имущества) (стр.190+стр.210) / стр.300 ф.№1 | 0,34 | 0,29 | 0,5 | >0,5 |
Полученные относительные показатели финансовой устойчивости в целом подтверждают данные анализа ее абсолютных показателей: состояние ООО «Автодор» в 2009 году ухудшилось в результате резкого увеличения суммы заемных средств, что привело к высокой степени финансовой зависимости компании от внешних источников финансирования. Об этом свидетельствует снижение коэффициентов финансовой независимости и самофинансирования, а также рост коэффициентов задолженности и финансовой напряженности.
Положительным моментом является высокое значение коэффициентов обеспеченности собственными оборотными средствами и маневренности, увеличение коэффициента соотношения мобильных и иммобилизованных средства, а также реального имущества, что связано с существенным приростом суммы запасов за анализируемый период.
Однако в 2009 году в целом в результате изменения соотношения собственных и заемных средств многие коэффициенты перестали соответствовать нормам, однако в результате наличия собственного оборотного капитала у ООО «Автодор» существуют возможности для эффективного управления финансовыми ресурсами. Как показал проведенный анализ, финансовая устойчивость ООО «Автодор» в 2009 году снизилась в результате привлечения большой суммы заемного капитала, однако в целом состояние предприятия нельзя назвать критическим. (Приложение 11).
Далее проведем анализ ликвидности баланса ООО «Автодор». Ликвидность представляет собой способность организации быстро выполнять свои финансовые обязательства, а при необходимости и быстро реализовать свои средства.
Основная задача оценки ликвидности баланса - установить величину покрытия обязательств предприятия его активами, срок трансформации которых в денежные средства (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата). Для осуществления анализа активы и пассивы баланса классифицируются по следующим признакам, представленным в таблице 3.4:
по степени убывания ликвидности (актив);
по степени срочности оплаты обязательств (пассив).
Показатели ликвидности баланса ООО «Автодор», сведены в таблицу 3.5, а их соотношение – в таблице 3.6.
Как видно из нижеприведенных в таблицах 3.5 и 3.6 данных, во всех трех отчетных периодах баланс ООО «Автодор» нельзя назвать абсолютно ликвидным, поскольку не выполняется первое неравенство, характеризующее степень абсолютной ликвидности предприятия.
Таблица 3.4
Группировка статей баланса для оценки ликвидности баланса предприятия
Информация о работе Методы анализа финансового состояния предприятия