Методы анализа финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:28, дипломная работа

Описание

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что в современных условиях залогом успешного функционирования и развития предприятия является его устойчивое финансовое положение.
Кроме того, анализ финансового состояния предприятия является необходимым этапом для разработки планов и прогнозов финансового оздоровления предприятия.
Негативные тенденции экономической нестабильности часто подводят предприятие к несостоятельности (банкротству) и соответственно выработке мероприятий по его финансовому оздоровлению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…...5
Глава 1. Технико-экономическая характеристика ООО «Автодор» ……..…8
1.1. Характеристика предприятия…………………………………………..….8
1.2. Анализ технико-экономических показателей………………………...…..9
1.3. Учетная политика предприятия………………………………………..…11
Глава 2. Учет и методы анализа финансового состояния предприятия…....21
2.1. Синтетический учет продажи продукции, работ, услуг……………..…21
2.2. Аналитический учет отгрузки и продаж готовой продукции……...…..28
2.3. Учет прочих доходов и расходов…………………………………..…….31
2.3.1. Учет операционных доходов и расходов…………………………..….32
2.3.2. Учет внереализационных доходов и расходов…………………….….36
2.4. Формирование конечного финансового результата…………………….39
2.5. Методика финансового состояния предприятия, критерии его оценки………………………………………………………………………...……..42
2.6. Общие принципы процедуры финансового оздоровления……………..56
Глава 3. Анализ финансового состояния ООО «Автодор»……………...….66
3.1. Оценка финансового состояния ООО «Автодор»………………..…….66
3.2. Оценка финансовых результатов деятельности ООО «Автодор» ….…75
3.3. Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.…79
3.3.1. Управление дебиторской задолженностью…………………………...79
3.3.2. Улучшение структуры баланса…………………………………….…..84
3.3.3. Бюджетирование как метод управления денежными потоками……..87
Заключение………………………………………………………………...…..95
Список использованной литературы…….…………………

Работа состоит из  1 файл

методы анализа финансового состояния.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

             увеличения или уменьшения краткосрочной задолженности.

Управление дебиторской задолженностью предполагает:

             определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;

             анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

             контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной за­долженности;

             определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов;

             задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступле­ние денежных средств;

             прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.

Получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие.

Учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений может использоваться как инструмент решения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов. [37, С. 118]

Основные приемы управления дебиторской задолженностью включают в себя:

             учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;

             АВС - анализ в отношении дебиторов, который классифицирует дебиторскую задолженность по степени важности и методам контроля, при которой все дебиторы делятся на три категории в зависимости от стоимостного выражения дебиторской задолженности (A - наиболее ценные, B - промежуточные, C - наименее ценные);

             анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;

             оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;

             уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;

             контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

             определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате;

             оценка возможности факторинга – продажи дебиторской задолженности.

Контроль и анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения позволяет:

             оценить эффективность и сбалансированность политики кредита и пре­доставления скидок;

             определить области, в которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов;

             дать базу для создания резерва по сомнительным долгам;

             сделать прогноз поступления средств.

В целях максимизации притока денежных средств предприятию следует разработать системы договоров с гибкими условиями относительно сроков и форм оплаты:

             предоплата обычно предполагает наличие скидки;

             частичная предоплата сочетает предоплату и продажу в кредит;

             передача на реализацию предусматривает, что предприятие сохраняет права собственности на товары, пока не будет получена оплата за них;

             выставление промежуточного счета эффективно при долгосрочных контрактах и обеспечивает регулярный приток денежных средств по мере выполнения отдельных этапов работы;

             банковская гарантия предполагает, что банк будет возмещать необхо­димую сумму в случае неисполнения обязательств дебитором;

             гибкое ценообразование используется для защиты предприятия от ин­фляционных убытков. [37, С. 179]

Важнейшим механизмом управления дебиторской задолженностью предприятия является факторинг. Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, которая включает в себя инкассирование дебиторской задолженности, кредитование оборотного капитала, гарантии кредитных и валютных рисков, а также информационное, страховое, бухгалтерское, консалтинговое и юридическое сопровождение поставщика.

Действенным средством укрепления финансового состояния предприятий и снижения неплатежей служат зачеты взаимных требований (клиринг). В настоящее время предусматривается переоформление просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций всех форм собственности срочными долговыми обязательствами. Это позволяет учесть по каждому участнику зачета сумму его просроченной задолженности поставщикам, а также величину просроченной дебиторской задолженности, которая числится за его покупателями. В процессе межотраслевого зачета долговые обязательства предприятий приобретают форму обязательств коммерческих банков и частично Центрального банка РФ. Конечными плательщиками и получателями средств по результатам зачета являются не предприятия-участники зачета, а коммерческие банки и Центральный банк.

Зачет не только погашает взаимную задолженность, но и повышает ликвидность незачетных долгов. Поэтому кредитовые сальдо по зачету до момента их перечисления на расчетные счета получателей средств могут находиться в обращении. Следовало бы разрешить предприятиям производить платежи с лицевых счетов по зачету в пределах кредитовых сальдо при условии зачисления сумм на лицевые счета по зачету получателей средств.

Бюджет (вudget) в переводе с английского — это план или стандарт, причем не обязательно финансовый. Так, бюджет продаж, с которого, в соответствии с маркетинговыми принципами управления начинается процесс планирования деятельности всего предприятия, составляется как в натуральном, так и в стоимостном выражениях.

Бюджетирование (от англ. budgeting) — это процесс согласованного планирования работы и управления деятельностью подразделений с помощью смет и экономических показателей. Известно, что цели компании достигаются коллегиально, и бюджетирование позволяет сначала спланировать, а потом измерить вклад каждого из подразделений в достижение общих целей.

Бюджетное управление - это система планирования, учета, контроля и анализа деятельности предприятия в финансовом выражении. Это система, которая ведется в формате бюджетов по центрам ответственности. Бюджет - это точный расчет всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей, мотивированный на их достижение персонал, оперативность и качество принимаемых управленческих решений.

Планирование последовательно распространяется по организационной структуре. В начале отчетного периода каждый из бюджетов представляет собой план или стандарт. В конце он играет роль измерителя, позволяющего менеджеру сравнить полученные результаты с запланированными (сравнение «план/факт») для того, чтобы улучшить дальнейшую деятельность. С помощью бюджетов осуществляется контроллинг (controlling) экономической системы - управление по отклонениям от запланированных (нормативных) показателей.

В качестве показателей могут использоваться статьи затрат в бюджетах, значения чистой или маржинальной прибыли, рентабельность, себестоимость, объем выручки, производительность и др. Чтобы рассчитать отклонения, должны быть заданы нормативы расхода материалов, нормо–часы работы персонала, оборудования, квоты на продажу и т.д. При оперативном управлении, анализируя отклонения, можно ответить на вопросы, как каждое подразделение прожило очередной день: заработало прибыль или оказалось в убытке. Более того, анализируя отклонения, можно определить, какие факторы повлияли на результат (условия производства, конкурентоспособность, уровень риска, ограниченность производственных мощностей, ассортимент продукции, политика ценообразования, оборачиваемость активов, запасы на складе, тенденции положения на рынке, количество работающих и их профессиональный уровень, наличие и стоимость сырья, технологические особенности), и кто несет ответственность за неблагоприятные отклонения. Платформой для внедрения бюджетирования на предприятии является управленческий учет - система учета фактических затрат и расчета экономических показателей.

При грамотно поставленной системе бюджетирования на предприятии финансовые потоки компании становятся для руководителя прозрачными. Появляется возможность определять приоритеты платежей; отслеживать и контролировать финансовые результаты деятельности компании в целом и по отдельным центрам финансовой ответственности; планировать движение денежных средств и движение товарно-материальных ценностей; планировать доходы и расходы компании; строить и оценивать внутренние показатели ликвидности и рентабельности компании и отдельных ее бизнесов. Компания получает возможность осмысленно двигаться к поставленным целям.

 

2.6. Общие принципы процедуры финансового оздоровления

Общие принципы проведения процедур банкротства с целью финансового оздоровления предприятий регламентируются Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» (от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ) был принят в соответствии с ГК РФ с целью установления оснований для признания должника банкротом. Данный закон регулирует порядок и условия проведения процедур банкротства и мер по его предупреждению. [39, c. 119]

Действие закона распространяется на все юридические лица за исключением казенных предприятий, политических партий и религиозных организаций. Отношения, связанные с участием иностранных лиц в качестве кредиторов, регулируются этим законом в случае, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Соответственно, решения судов иностранных государств по делам о банкротстве признаются на территории РФ, на основе международных договоров РФ, а при их отсутствии — на началах взаимного соглашения, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Для реализации требований федерального закона предусмотрены процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения, моратория.

Проведение собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим по месту нахождения должника или его органов управления. Дата, время и место проведения собрания определяются арбитражным управляющим, но не позднее трех недель с момента получения им требования комитета кредиторов, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов о проведении собрания. В требовании формулируются вопросы, включаемые в повестку дня собрания, которые не могут быть изменены арбитражным управляющим.

Ст. 13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» гласит, что уведомление о собрании кредиторов должно быть осуществлено по почте не позднее 14 дней до даты проведения собрания, а если количество конкурсных кредиторов превышает пятьсот, то уведомление может быть опубликовано в средствах массовой информации.

К компетенции собрания кредиторов относятся:

             принятие решения о введении внешнего управления и проведении в установленный срок финансового оздоровления должника;

             утверждение плана внешнего управления, плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

             утверждение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего;

             выбор реестродержателя;

             принятие решения о заключении мирового соглашения;

             принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

             принятие решений об образовании комитета кредиторов, его состава и о досрочном прекращении его полномочий;

             избрание представителя собрания кредиторов.

Решения собрания кредиторов принимаются большинством голосов от числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании. Повторное собрание созывается при отсутствии необходимого числа голосов конкурсных кредиторов. При этом участники должны быть уведомлены о времени и месте проведения собрания, а принятие решений считается правомочным, если «за» проголосовали более 30% участников.

Важным процедурным вопросом является составление реестра требований кредиторов, который ведется арбитражным управляющим или реестродержателем в соответствии с решением собрания кредиторов. С ним заключается договор не позднее чем через пять дней с даты выбора его собранием кредиторов.

Отдельными статьями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ (ст. 17, 18) регулируются организационные вопросы, связанные с созданием и порядком избрания комитета кредиторов.

Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредито­ров и уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего. При этом если количество конкурсных кредиторов составляет менее пятидесяти, то собрание кредиторов может не принимать решения об образовании комитета.

На комитет возлагается ряд функций, связанных с предоставлением арбитражным управляющим информации о финансовом состоянии должника и ходе процедур банкротства, а также с принятием рекомендаций об отстранении арбитражного управляющего, об обжаловании его действий, о созыве собрания кредиторов. Состав комитета не может быть менее трех человек и более одиннадцати, а при решении вопросов на заседании комитета каждый его член обладает одним голосом. Решения комитета принимаются большинством голосов. При избрании членов комитета используется следующий принцип: каждый конкурсный кредитор и каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требований в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Из числа членов комитета избирается председатель.

Информация о работе Методы анализа финансового состояния предприятия