Методы финансового анализа и прогнозирования на предприятиях и в учреждениях здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:44, курсовая работа

Описание

Последнее время интерес российских компаний к теме управления финансовыми ресурсами заметно усилился и это не просто дань моде. В финансовом менеджменте возникает объективная необходимость. Многие ученые высказывают мнение о безграничных возможностях любой фирмы. Грамотное и эффективное планирование деятельности, продуманное соотношение собственных и привлеченных средств, анализ рынка и прогнозирование спроса - все это в совокупности может через определенный период времени вывести фирмы на более высокий уровень, значительно увеличить капитал. Необходимо отметить, что в работе рассматриваются именно коммерческие организации, основной целью которых является максимизация прибыли, поэтому каждая операция, каждый контракт, должны быть досконально продуманы и взвешены.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и методологические основы финансового анализа предприятия зравоохранения 6
1.1. Финансовый анализ: понятие, задачи, виды и источники информации 6
1.2. Предмет, метод и методика экономического анализа 12
1.3. Методика анализа финансовых коэффициентов 18
1.3.1. Анализ ликвидности и платежеспособности организации 18
1.3.2. Анализ финансовой устойчивости 26
1.3.3. Анализ деловой активности 36
1.3.4. Показатели, характеризующие рентабельность 39
2. Анализ финансового состояния ОАО «ФАРМАЦИЯ» 43
Заключение 56
Список литературы 58

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа-финансовый менеджмент.doc

— 617.00 Кб (Скачать документ)
 

      Необходимым условием проведения финансового анализа  российской компании было и остается безупречное знание основ традиционного подхода. Постижению и освоению техники финансового анализа способствуют:

  • обширная методическая база западных (Э. Хелферт, Т. П. Карлин, А. Р. Макмин и др.) и российских (Н. Блатов, А. Шеремет, М. Крейнина и др.) ученых и специалистов;
  • широкий диапазон специальных программных средств (от простых аналитических программ стоимостью 200 долл. до интегрированных систем управленческого учета стоимостью более 1 млн. долл.);
  • накопленный опыт практических исследований.

      В приведенной таблице 1.1. определяется соответствие процедур алгоритма основным видам финансового анализа (обозначения: «+» обязательность процедуры, «+-» желательность процедуры, «--» необязательность процедуры); в ряде процедур выделены субпроцедуры .

      В настоящее время традиционный финансовой анализ российской компании (при четкой постановке задач и до известной  степени глубины) в состоянии  провести квалифицированно и примерно с равными результатами как сотрудники самого предприятия - бухгалтерии, финансовой службы, планово-экономической службы, так и привлеченные специалисты - арбитражные управляющие, штатные аналитики партнеров, аудиторы и консультанты.

      В теории финансового менеджмента в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы финансового анализа, проводимого на предприятии: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; анализ коэффициентов; интегральный анализ.

      I. Горизонтальный (или трендовый) финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального (трендового) финансового анализа:

      1. Исследование динамики показателей  отчетного периода в сопоставлении  с показателями предшествующего периода.

      2. Исследование динамики показателей  отчетного периода в сопоставлении  с показателями аналогичного  периода прошлого.

      3. Исследование динамики показателей  за ряд предшествующих периодов (определение линии тренда в  динамике). Результаты такого анализа в целях наглядности рекомендуется оформлять графически, что облегчает определение линии тренда.

      Все виды горизонтального (трендового) финансового  анализа дополняются обычно исследованием  влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных ее показателей.

      Горизонтальный  анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических  таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются  относительными темпами  роста (снижения). Ценность результатов  горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях. Целью горизонтального баланса является определение абсолютных и относительных изменений величин различных статей баланса за определенный период.

      II. Вертикальный (или структурный) финансовый анализ базируется на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источники. Он применяется к исходному балансу, к трансформированному, либо к модифицированному (укрупненному по статьям). При проведении вертикального анализа расчет ведется в условных единицах, то есть Итог баланса на начало (на конец) года принимается за 100 ед. и все статьи Актива (Пассива) пересчитывается с учетом доли процентов в общей сумме. Вертикальный анализ позволяет не учитывать инфляцию, а анализировать лишь структуру баланса.

      III. Сравнительный финансовый анализ. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. Известны следующие виды сравнительного финансового анализа.

      1. Сравнительный анализ финансовых  показателей данного предприятия  и среднеотраслевых показателей.

      2. Сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий — конкурентов.

      3. Сравнительный анализ финансовых  показателей отдельных структурных  единиц и подразделений данного  предприятия (его «центров ответственности»).

      4. Сравнительный анализ отчетных  и плановых (нормативных) финансовых показателей.

      IV. Анализ финансовых коэффициентов (R-анализ) базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности предприятия между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные результаты финансовой деятельности и уровень финансового состояния предприятия.

1.2. Предмет, метод  и методика экономического  анализа

    Анализ  хозяйственной деятельности можно  классифицировать по различным критериям и признакам (таблица 1.2).

    Таблица 1.2

    Классификация видов анализа хозяйственной  деятельности

Классификационный признак Вид анализа
Объект  Структурный

Функциональный 

Периодичность проведения Систематический

Эпизодический

Цель  Внутренний

Сравнительный

Характер  Динамический

Статический

Масштаб Комплексный (системный)

Локальный (объектный)

Содержание  Предметный

Операционно-процедурный 

Форма оценки результатов Количественный

Качественный 

Субъект Анализ хозяйствующего субъекта (самоанализ)

Анализ внешних  структур (внешний анализ)

Метод Статический

Факторный

Экспертный 

    Рассмотрим  виды анализа более подробно.

    Структурный анализ основан на структуризации изучаемого объекта. Каждый структурный элемент является самостоятельным предметом детального исследования и характеризуется определенными параметрами. Функциональный анализ исследует процесс функционирования (деятельности) предприятия.

    Внутренний  анализ служит для выявления состояния данного предприятия. Сравнительный анализ нужен для сравнения состояния данного предприятия с другими однотипными предприятиями.

    Систематический анализ предполагает постоянное исследование изменения технико-экономического состояния предприятия. Эпизодический (точенный) анализ основан на разовых специальных исследованиях изменения технико-экономического состояния предприятия.

    Динамический  анализ базируется на изучении конкретных показателей в динамике, развитии. Он основан на расчете таких показателей, как абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста, на построении рядов динамики. Статический анализ исходит из неизменности, статичности характеристик технико-экономического состояния предприятия.

    Комплексный (системный) анализ исходит из того, что любой технико-экономический процесс представляет собой определенную систему, для которой характерны внутренние закономерности, отличительные особенности и свойства. Локальный (объектный) анализ базируется на изучении отдельных локальных характеристик технико-экономического развития.

    Предметный  анализ основан на изучении предметно определенных фрагментов технико-экономического развития предприятия, анализе предметных циклов технико-экономического процесса. Операционно-процедурный анализ базируется на исследовании отдельных операций, процедур в технико-экономических циклах, имеющих достаточно большое значение для развития анализируемого предприятия.

    Количественный  анализ исходит из необходимости определения количественных характеристик технико-экономического состояния  предприятия. Цель данного анализа состоит в измерении, сравнении результатов производства, уровня затрат, установлении количественной меры влияния различных факторов. Качественный анализ основан на качественных сравнительных оценках, характеристиках технико-экономического состояния предприятия. Его целью является выявление особенностей данного состояния и его внутренних взаимозависимостей.

    Самоанализ выполняется внутри предприятия силами своих специалистов. Его субъектом являются внутризаводские структуры. Внешний анализ выполняется с привлечением экспертов, аудиторов, отдельных высококлассных специалистов по профилю работы предприятия.

    Статистический  анализ основан на исследовании характерных особенностей, структуры, связи явлений, тенденций, закономерностей развития путем применения математико-статистических и экономико-статистических методов.

    Повышение эффективности управления приведенной  системой в значительной мере зависит  от применяемой методики экономического анализа, т.е. совокупности приемов и способов расчетов и оценки показателей деятельности предприятия. В экономической литературе используется комплексный подход к управлению и анализу такой системы. Именно комплексный экономический анализ способен повысить объективность оценки деятельности предприятия и эффективности управления его процессами. В повышении эффективности бизнеса заинтересованы все субъекты рынка, т.е. не только само предприятие, но и его учредители, собственники, банки и другие кредитные учреждения и т.д.

    Различают несколько методических подходов к проведению анализа хозяйственной деятельности предприятия, основанных на структурировании, выявлении главного звена, установлении причинно-следственных связей и взаимозависимостей, обобщении (синтезе) полученных результатов. Основные методы приведены в таблице 1.3.

    Таблица 1.3

    Основные  методы анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия

Название  метода Содержание  метода
Неформализованные методы Логистическое, субъективное исследование
- экспертные Оценка ситуации высококлассными специалистами
- морфологический Систематизация  наборов альтернативных решений  по возможным сочетаниям вариантов  и выбор сначала приемлемых, а  затем наиболее эффективных вариантов
- рейтинговый Систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей
- фактографический Анализ зафиксированных  фактов в СМИ, научных работах  и т. п.
- мониторинг Детальный, систематический  анализ изменений
- логическое  моделирование Построение  сценариев, систем показателей, аналитических таблиц
- фундаментальный  Изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики
- технический Отражение желаемых сглаженных ожиданий
Формализованные методы Строгие формализованные аналитические зависимости
- факторный                         Выявление, классификация  и оценка степени влияния отдельных факторов
- конъюнктурный   Установление  текущего состояния с позиций  соотношения спроса и предложения
- математический Цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, расчет простых и сложных процентов и пр.
- статистический Корреляционный, регрессионный, дисперсионный, методы главных компонент, средних и  относительных величин, группировки; графический и пр.
- методы  исследования операций и принятия решений Использование теорий графов, игр, массового обслуживания; построение деревьев целей и ресурсов и пр.
- эконометрические Матричный, гармонический, спектральный анализ, производственные функции, межотраслевой баланс
- экономико-математическое  моделирование и  оптимальное программирование        Дескриптивные (описательные), предикативные (предсказательные, прогностические) и нормативные  модели; системный анализ и пр.

Информация о работе Методы финансового анализа и прогнозирования на предприятиях и в учреждениях здравоохранения