Методы финансового анализа и прогнозирования на предприятиях и в учреждениях здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:44, курсовая работа

Описание

Последнее время интерес российских компаний к теме управления финансовыми ресурсами заметно усилился и это не просто дань моде. В финансовом менеджменте возникает объективная необходимость. Многие ученые высказывают мнение о безграничных возможностях любой фирмы. Грамотное и эффективное планирование деятельности, продуманное соотношение собственных и привлеченных средств, анализ рынка и прогнозирование спроса - все это в совокупности может через определенный период времени вывести фирмы на более высокий уровень, значительно увеличить капитал. Необходимо отметить, что в работе рассматриваются именно коммерческие организации, основной целью которых является максимизация прибыли, поэтому каждая операция, каждый контракт, должны быть досконально продуманы и взвешены.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и методологические основы финансового анализа предприятия зравоохранения 6
1.1. Финансовый анализ: понятие, задачи, виды и источники информации 6
1.2. Предмет, метод и методика экономического анализа 12
1.3. Методика анализа финансовых коэффициентов 18
1.3.1. Анализ ликвидности и платежеспособности организации 18
1.3.2. Анализ финансовой устойчивости 26
1.3.3. Анализ деловой активности 36
1.3.4. Показатели, характеризующие рентабельность 39
2. Анализ финансового состояния ОАО «ФАРМАЦИЯ» 43
Заключение 56
Список литературы 58

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа-финансовый менеджмент.doc

— 617.00 Кб (Скачать документ)

      Необходимость комплексного подхода правомерно обоснована А.Д. Шереметом и поддержана в  экономической литературе многими  авторами: В.В. Ковалевым и О.Н. Волковой, Г.В. Савицкой, Л.Е. Басовским и Е.Н. Басовской, Л.Т. Гиляровской, Н.П. Любушиным. Такой анализ заключается в оценке эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов организации, в определении показателей оборачиваемости.

      Для анализа деловой активности организации используют две группы показателей:

      А. Общие показатели оборачиваемости.

      Б. Показатели управления активами.

      Оборачиваемость можно исчислить как по всем оборотным средствам (коэффициент ресурсоотдачи d1), так и по отдельным их видам.

      Оборачиваемость средств, вложенных в имущество  организации, может оцениваться:

      а) скоростью оборота количеством оборотов, которое делают за анализируемый период капитал организации или его составляющие;

      б) периодом оборота средним сроком, за который возвращаются в хозяйственную деятельность организации денежные 
средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.

      Информация  о величине выручки от продажи  содержится в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (стр. 010).

      Коэффициенты  деловой активности

      А. Общие показатели оборачиваемости

      1. Коэффициент общей  оборачиваемости  капитала (ресурсоотдача). Показывает эффективности использования имущества. Отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период всего капитала организации). Определяется как отношение выручки от продаж к среднегодовой стоимости активов (в оборотах). Этот показатель деловой активности имеет большое аналитическое значение, так как тесно связан с прибыльностью организации, а следовательно, влияет на результативность финансово-хозяйственной деятльности.

      d1 = с.010 (ф.№2) / (с.190 + с.290) (ф.№1) (в оборотах).

      2. Коэффициент оборачиваемости  оборотных (мобильных)  средств. Показывает скорость оборота всех оборотных средств организации (как материальных, так и денежных).

      d2 = с.010 (ф.№2) / с.290 (ф.№1) (в оборотах)

      3. Фондоотдача. Показывает эффективность использования только основных средств организации.

      d3 = с.010 (ф.№2) / с.120 (ф.№1) (в оборотах)

      4. Коэффициент отдачи собственного капитала. Показывает скорость оборота собственного капитала. Сколько рублей выручки приходится на 1 рубль вложенного собственного капитала.

      d4 = с.010 (ф.№2) / с.490 (ф.№1) (в оборотах)

      Б. Показатели управления активами

      5. Оборачиваемость  материальных средств  (запасов). Показывает, за сколько в среднем дней оборачиваются запасы в анализируемом периоде. Определяется как отношение произведения средней стоимости запасов и количества дней периода к выручке от продаж (в днях). Чем выше этот показатель, тем меньше затоваривание, тем быстрее можно погашать долги. В условиях нормального функционирования оптимальная оборачиваемость 4-8 раз в год (для производственных организаций).

      d5 = (с.210 (ф.№1) х t) / с.010 (ф.№2) (в днях)

      6. Оборачиваемость  денежных средств.  Показывает срок оборота денежных средств.

      d6 = (с.260 (ф.№1) х t) / с.010 (ф.№2) (в днях)

      7. Срок погашения  дебиторской задолженности. Показывает, за сколько в среднем дней погашается дебиторская задолженность организации (в днях).

      d7 = (с.230 или с.240 (ф.№1) х t) / с.010 (ф.№2) (в днях)

      8. Срок погашения  кредиторской задолженности.  Показывает средний срок возврата долгов организации (в днях).

      d8 = (с.620 (ф.№1) х t) / с.010 (ф.№2) (в днях).

1.3.4. Показатели, характеризующие  рентабельность

      Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

      В.В. Ковалев различает две группы показателей рентабельности:

      1) рентабельность как показатель  отношения прибыли и ресурсов;

      2) рентабельность как отношение прибыли и совокупного дохода в виде выручки от продажи товаров, работ, услуг. В первую группу входят показатели рентабельности капитала: совокупного, собственного, заемного; во вторую - рентабельность продаж.

      О.В. Ефимова представляет группировку показателей рентабельности в соответствии с видами деятельности организации: текущая, инвестиционная и финансовая. Также выделен один обобщающий показатель, который наиболее полно характеризует эффективность деятельности организации - это показатель рентабельности собственного капитала.

      Показатели, которые выделяются автором в  соответствии с видами деятельности, рассмотрены с точки зрения их влияния на обобщающий показатель. В текущей деятельности выделяются такие показатели, как: рентабельность активов, рентабельность оборотных активов, рентабельность продаж и рентабельность расходов. В инвестиционной деятельности выделяются рентабельность инвестиций, рентабельность владения инвестиционным инструментом и внутренний показатель доходности инвестиций. Показатели рентабельности совокупных вложений капитала, цены заемного капитала и эффект финансового рычага (отношение заемного капитала к собственному) составляют третью группу показателей - доходность финансовой деятельности .

      А.Д. Шеремет выделяет рентабельность активов с детализацией на внеоборотные, оборотные и чистые активы и рентабельность продаж.

      Дж. К. Ван Хорн говорит о том, что  «существуют только два типа показателей рентабельности. Благодаря показателям первого типа оценивают рентабельность по отношению к продажам, а показатели второго типа - по отношению к инвестициям» и, соответственно, выделяет показатели рентабельности продаж и рентабельности инвестиций.

      Итак, показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

  1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

      Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

      1. Рентабельность реализации (продаж). Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. R1 = (с.050 / с.010) (ф.№2) х 100%.

      2. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности. Показывает уровень прибыли после выплаты налогов. R2 = (с.140 / с.010) (ф.№2) х 100%

      3. Чистая рентабельность. Показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки. R3 = (с.190 / с.010) (ф.№2) х 100%

      4. Экономическая рентабельность. Показывает эффективность использования всего имущества организации. R4 = с.190 (ф.№2) / стр.300 (ф.№1) х 100%

      5. Рентабельность собственного капитала. Показывает эффективность использования собственного капитала. R5 = с.190 (ф.№2) /  стр.490 (ф.№1) х 100%

      6. Валовая рентабельность. Показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки. R6 = с.029 (ф.№2) /  стр.010 (ф.№2) х 100%

      7. Затратоотдача. Показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 тысячу рублей затрат. R7 = с.050 (ф.№2) /  стр.020 + с.030 + с.040 (ф.№2) х 100%

      8. Коэффициент экономического роста. Показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности. R8 = (с.190 (ф.№2) – дивиденды) /  стр.490 (ф.№1) х 100%.

      Выводы  по главе.

      Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера.

      Главной целью любого вида финансового анализа  является оценка и идентификация  внутренних проблем компании для  подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений.

      Основу  информационного обеспечения системы финансового анализа составляет любая информация финансового характера: бухгалтерская отчетность; сообщения финансовых органов; информация учреждений банковской системы; информация торговых, фондовых, валютных бирж; прочая информация.

       Безусловно, особое значение для финансового  анализа имеет бухгалтерская  отчетность предприятия, которая состоит  из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

       Более того, несмотря на кажущуюся простоту задачи количественного оценивания финансовой состояния предприятия, единого общепризнанного подхода к построению соответствующих алгоритмов оценки нет. Показатели, включаемые в различные методики анализа, могут существенно варьировать как в количественном отношении, так и по методам расчета.

 

2. Анализ финансового  состояния ОАО  «ФАРМАЦИЯ»

 

     ОАО «ФАРМАЦИЯ» создано в 2000 году путем  акционирования МП «ФАРМАЦИЯ». В 2002 году принято решение о переводе сети аптек ОАО в формат аптечных супермаркетов  с открытой выкладкой товара и рецептурным отделом с названием «Новая аптека».

     Органом управления ОАО «ФАРМАЦИЯ» является совет директоров  и избранный  единоличный руководитель (директор), назначаемый собственником и  подотчетный ему.

     Целью деятельности ОАО «ФАРМАЦИЯ», в соответствии с уставом, является извлечение прибыли. К основным видам деятельности, также в соответствии с уставом, относятся:

      - покупка, транспортировка, хранение, оптовая и розничная продажа  лекарственных средств, медикаментов, изделий медицинского назначения, биопрепаратов, парафармацевтической продукции, предметов санитарии и гигиены, других предметов аптечного и парфюмерно-косметического ассортимента;

      - изготовление лекарственных средств.

     Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, законодательством РФ об акционерных предприятиях, приказами Министерства здравоохранения, нормативными документами департамента государственной собственности города  Санкт- Петербурга, Уставом предприятия.

     ОАО «ФАРМАЦИЯ» имеет самостоятельный  баланс, расчетный счет в банке для хранения финансовых средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций, имеет обособленное имущество. Предприятие действует на основе самоокупаемости и самофинансирования, отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед поставщиками, потребителями, банками.

     Основой стратегии позиционирования является концепция бренда «Новая аптека», которая  предполагает переход от стандартной  аптеки к аптечному супермаркету широчайшим ассортиментом лекарств, изделий медицинского назначения и товаров для здоровья. Вся имеющаяся в аптеках лекарственная продукция сертифицирована и имеет сопроводительную документацию на соответствие требованиям государственных органов контроля качества. Безопасность и качество лекарственных средств гарантируется изготовителем и подтверждается сертификатом. Система сертификации лекарственных средств является обязательной для аптек и служит для защиты интересов потребителей, применяющих лекарственные средства по медицинским показаниям.

Информация о работе Методы финансового анализа и прогнозирования на предприятиях и в учреждениях здравоохранения